В результате присоединения Украины к ВТО пострадают те, кто производит неконкурентоспособную продукцию

Торговля – это та специфическая сфера экономической деятельности, которая неизменно вызывает повышенный интерес общества и вокруг которой постоянно бурлят страсти и не прекращаются споры. Так, по мере активизации властью попыток по ускорению вступления Украины во Всемирную торговую организацию заметно возрастает и беспокойство отечественных производителей, озабоченных перспективами открытия внутренних рынков для конкурентов. Следует заметить, что тревога украинских предприятий не безосновательна.

Без членства в ВТО Украина станет торговым изгоем

В июле (фактически после двухлетнего перерыва) состоялось очередное заседание Рабочей группы по присоединению Украины к Всемирной торговой организации. В течение нескольких последующих месяцев украинским специалистам предстоит решить нелегкую задачу: максимально (но в разумных пределах) защитить местных производителей от внешней конкуренции и убедить иностранных партнеров сделать противоположное – максимально открыть свои рынки для украинских товаров.

Как утверждает профессор Национального университета «Киево-Могилянская Академия», специалист в области международной экономики Игорь Бураковский, именно либерализация международных потоков товаров, услуг и капиталов является ведущей тенденцией современного мирового хозяйства. Поэтому попытки отдельной страны закрыть свои рынки от проникновения импортных товаров и одновременно получить для себя особый статус на рынках других стран бессмысленны по определению. Более того, по мнению г-на Бураковского, интеграция любой страны в мировую экономику вне членства в системе ГАТТ/ВТО сегодня представляется достаточно иллюзорной. А Валерий Пятницкий, член экспертной группы по вопросам имплементации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, добавляет, что для страны, которая не является членом системы, вполне реальной становится угроза оказаться торговым аутсайдером и быстро потерять долю присутствия на международных рынках. Другими словами, это угроза торговой «удавки», когда тенденция поэтапной трансформации страны в торгового изгоя нарастает даже в своем регионе. И для Украины, опасается Валерий Пятницкий, данная проблема становится все более острой.

Если говорить обобщенно, то механизмы конкурентного давления и адаптации, возникающие вследствие открытия рынков, способствуют экономическому росту и повышению уровня жизни. Например, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 28 самых богатых стран мира, в течение последних 10 лет экономики стран, в которых существует открытый торговый режим для товаров и капиталов, развивались, в среднем, в два раза быстрее, чем другие. Однако такая очевидная, казалось бы, общая для всех выгода от интеграции Украины в мировую экономику, имеет обратную сторону – возникновение целого класса «проигравших», т. е. тех, кто понесет ощутимые убытки корпоративного и личного характера.

Минусы глобальной конкуренции

Цель партнеров Украины по переговорам – снижение уровня национальных торговых барьеров до величины, принятой в ВТО, открытие отечественного рынка для импорта и максимальная либерализации торгового режима. Вряд ли стоит говорить, что снижение импортных тарифов – исключительно болезненная процедура для любой национальной экономики. В случае с Украиной этот процесс усугубится еще и тем, что производителя лишат существенной административной защиты, культивировавшейся властью в течение всех предыдущих лет, несмотря на заявления (декларативные) о желании вступить в ВТО. Особенностью Украины является и то, что протекционистские меры распространялись на экономику неравномерно: основным адресатом государственной поддержки (налоговых льгот, административных преференций по доступу к энергоносителям, других прямых и скрытых субсидий) становились предприятия т. н. базовых отраслей и сельского хозяйства. Результатом такой политики стала низкая конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг и 58-е место Украины в Рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе за 1999 год.

Прогнозируя последствия либерализации внешнеэкономического режима, эксперты выделяют несколько групп «по интересам», позиции которых будут явно ущемлены. Во-первых, от либерализации торговли пострадают предприятия, до сих пор производящие неконкурентоспособную продукцию. Они вынуждены будут или изменить свою структуру, или закрыться. Ведь процесс присоединения к ВТО – процедура, затрагивающая самые глубокие слои национальной экономики. И таможенные тарифы в этой процедуре – важная, но не главная составляющая. Если Украина действительно станет членом ВТО, значит, весь жизненный цикл товара – от добычи сырья до розничной продажи – должен будет стать таким же, как в большинстве стран мира.

На сегодняшний день Украина все еще сохраняет статус «суррогатной» (нерыночной) страны. В основном этим она обязана сохраняющейся у нас «советской индустрии». После того как ЕС и США признают Украину «страной с рыночной экономикой» (т. е. такой, где нет монополии государства на внешнюю торговлю, преобладает негосударственная собственность и государство не вмешивается в ценообразование), проблемы этих предприятий несколько уменьшатся. Однако ошибочно считать, что прекращение антидемпинговых расследований или уменьшение штрафных санкций, которые «полагаются» рыночным странам, способны улучшить ситуацию в принципе. По оценкам экспертов немецкой консультативной группы при правительстве Украины, существенно ситуация улучшится на тех предприятиях, менеджмент которых сможет адаптироваться в конкурентной борьбе. Остальных ждет банкротство.

Во-вторых, среди пострадавших будут предприятия, щедро пользовавшиеся плодами протекционистской политики прошлых лет. Кстати, на последних переговорах в Женеве интересы некоторых из них так или иначе затрагивались. Очевидно, ощутимое сокращение доходов почувствуют и те коммерческие структуры, которые в результате многоходовых операций получали доступ к государственным промышленным и сельскохозяйственным субсидиям. Следует готовиться к худшему и автомобилестроителям: существующие импортные тарифы и торговый режим при ввозе автомобилей, а также льготы их местным производителям неприемлемы для торговых партнеров Украины. Производителям спиртного и табака, вероятно, придется поделиться своими прибылями с государством, так как дискриминационные импортные тарифы на эти товары придется чем-то компенсировать (не снижать же их до размера местных!). Самое пристальное и недоброжелательное внимание будет уделено торговцам и производителям продукции, требующей соблюдения авторских прав, поскольку торговым партнерам Украины недостаточно лишь принятия соответствующих законов. Они хотят их исполнения.

В-третьих, упрощение таможенных и внешнеторговых процедур входит в противоречие с интересами отдельных госчиновников, отвечающих за соблюдение тарифных и нетарифных барьеров и их регулирование. К этой категории принадлежат, например, работники таможенной службы, которые, получив должность на таможне, извлекают из нее «ренту».

В-четвертых, членство в ВТО предполагает поэтапное снятие всех барьеров на пути торговли услугами, прежде всего финансовыми. Отсутствие в прошлом заметного прогресса в повышении конкурентоспособности украинских банков, страховых и инвестиционных компаний свидетельствует о том, что этим структурам до сих пор не удавалось эффективно воспользоваться государственным протекционизмом. Таким образом, низкая конкурентная способность большинства отечественных банков указывает на то, что неизбежные уступки украинской стороны (неизбежные – потому что дискриминация нерезидентов должна быть в конечном счете устранена) при подготовке Протокола о присоединении Украины к ВТО для многих субъектов рынка финансовых услуг окажутся фатальными.

Конечно, вышеприведенный перечень «пострадавших» будет окончательно уточнен после завершения всех двух- и многосторонних переговоров с торговыми партнерами Украины и согласования предельного уровня уступок по всем спорным вопросам. На сегодняшний день украинская сторона еще не готова обнародовать «цену» присоединения к ВТО, однако, как уверяет заместитель министра экономики Андрей Гончарук, имеющий многолетний стаж внешнеэкономического регулирования, ничто не сравнится с тем вредом, который был причинен украинскому производителю государственным протекционизмом прошлых лет.

За право интегрироваться в мировую экономику нужно поторговаться

Для обеспечения стабильного экономического роста наращивание экспорта, особенно экспорта продукции обрабатывающей промышленности, – жизненная необходимость. В этом смысле вступление в ВТО станет катализатором роста. Прежде всего производители недорогой, но качественной продукции окажутся защищенными от тех дискриминационных мер, которые часто используются против стран, не являющихся членами ВТО. Украина же, в свою очередь, имеет конкурентоспособные секторы там, где добываются природные ресурсы, вырабатываются первичные продукты переработки (металлы, минеральные удобрения и т. п.) и потенциально конкурентное сельское хозяйство. Самый известный пример применения дискриминационных мер подобного рода к стране, не состоящей в ВТО, – антидемпинговые расследования. Против стран-членов ВТО антидемпинговые меры не применяются. В рамках Всемирной торговой организации могут вестись расследования только против конкретных фирм, а не стран в целом, и требования там совершенно другие, значительно более жесткие для истца.

Однако в результате вступления в ВТО Украина практически потеряет возможность прибегать к таким мерам защиты внутренних производителей, как количественные ограничения во внешней торговле: квоты, лицензии и т. д. А кроме того, будет вынуждена понизить тарифные барьеры. В перспективе импортные пошлины (за редким исключением) не должны превышать 10% от таможенной стоимости товара, и со вступлением в ВТО будет потеряна возможность эти пошлины повышать.

И тем не менее у власти существует возможность значительно снизить цену, уплачиваемую субъектами экономики за право интегрироваться в мировую экономику. Во-первых, Украина вправе настаивать на переходном периоде в 7-10 лет. За этот срок нельзя провести полномасштабную реструктуризацию экономики, но можно сделать в этом направлении все самые главные шаги и подготовиться к полноценному членству в ВТО. Во-вторых, украинская сторона может настаивать на более высоких уровнях «связывания» импортного тарифа относительно ныне действующих ставок. Развитые страны при условии профессиональной аргументации готовы будут пойти на уступки и признать необходимость более жесткой протекционистской политики.

Поскольку позитивный интегральный эффект открытия внутреннего рынка Украина получит только в долгосрочной перспективе, было бы удобно, чтобы обязательства страны перед ВТО стали фактором давления, подталкивающим власти на более энергичное проведение реформ. Опыт свидетельствует, что украинские политики привыкли к тому, что такое давление и эффективно, и необходимо.

Андрей Гончарук, заместитель министра экономики, руководитель правительственной делегации Украины на переговорах по вступлению в ВТО

– По итогам седьмого заседания Рабочей комиссии Украина предпримет ряд шагов, от выполнения которых будут зависеть реальные сроки подготовки Протокола о присоединении к ГАТТ/ВТО. Его рассмотрение сейчас планируется на лето 2001 года.

Во-первых, в ближайшее время будет предложен план-график принятия нормативных актов, отвечающих требованиям ВТО. В частности, необходимо упорядочить практику поддержки сельского хозяйства, акцизная политика должна быть одинаковой в отношении резидентов и нерезидентов, отменены экспортные пошлины и др.

Во-вторых, будет отработано обновленное предложение Украины по тарифным уступкам. С некоторыми странами эти предложения согласованы на 90%, с другими – на 70-80%. Несогласованными остаются товары, относящиеся к наиболее чувствительным к импорту группам, – продукция сельского хозяйства и подакцизные товары.

В-третьих, должна быть предоставлена обновленная информация относительно предельных границ по субсидированию сельскохозяйственного сектора, а также некоторых обязательств, которые Украина берет на себя в области внешней торговли сельскохозяйственными продуктами (например, возможность использования тарифных импортных квот).

В-четвертых, партнеры Украины заинтересованы в согласовании ряда условий, касающихся доступа на рынок: нам предложено более четко обозначить механизмы взыскания таможенных платежей, механизмы установления объемов этих платежей, прояснить вопросы оценки таможенной стоимости, вопросы импортных лицензий и т. п.

В рамках двусторонних переговоров по доступу на рынки Украины товаров и услуг Рабочая группа провела заседания с 17 странами, среди которых Аргентина, Корея, Новая Зеландия, Словения, Бразилия, Словакия, Австралия, Турция, Уругвай, Швейцария, Канада, Евросоюз, США, Болгария, Польша, Куба, Индия. Не исключено, что осенью с некоторыми из этих стран будут подписаны двусторонние договоренности по тарифам, что одновременно является элементом Протокола о присоединении к ГАТТ/ВТО.

Игорь Бураковский, доктор экономических наук, профессор Национального университета «Киево-Могилянская Академия»

– К сожалению, когда речь идет о современных мирохозяйственных связях в целом и положении Украины на внешних рынках в частности, многие наши политики, государственные служащие высокого ранга, да и целый ряд экспертов зачастую исходят из представлений о логике развития мирового хозяйства шестидесятых и семидесятых годов, в которых доминируют, я бы сказал, определенные идеологические мотивы либо мифы. Одним из таких мифов является утверждение о том, что членство во Всемирной торговой организации означает моментальное открытие украинских рынков.

Во-первых, хотя страны-члены ВТО обязаны строить свою экономическую политику на основе определенных принципов, правил и процедур, Всемирная организация на выдвигает каких-либо требований относительно максимального уровня таможенных тарифов, скорости и масштабов либерализации торговли. Иными словами, сама страна-претендент должна определиться с основными параметрами национального внешнеторгового режима (то же самое, кстати, относится и к странам-членам) и соответствующим образом построить свою стратегию переговоров о вступлении в организацию. На практике это означает, что при вступлении в ВТО страна имеет право оговорить начальный уровень ставок тарифов, которые, в принципе, могут быть и выше, чем до вступления. Причем вполне официально такие ставки могут сохраняться на протяжении определенного периода времени.

Во-вторых, соглашения, составляющие, так сказать, основную «материю» ВТО, предусматривают целый ряд конкретных обстоятельств, при которых страна может вполне официально отойти от установленных принципов и своих обязательств в целях защиты внутреннего рынка.

В-третьих, участие страны в ВТО означает, что не только она, но и ее торговые партнеры – члены Всемирной торговой организации тоже должны играть по установленным правилам. Вместе с тем следует помнить, что формальное присоединение к международным договоренностям означает автоматическое получение позитивного эффекта. Успех на внешнем рынке всегда определялся, определяется и будет определяться ценой и качеством товара или услуги. Но при этом участие страны в разного рода двух- и многосторонних соглашениях уравнивает национальных производителей с конкурентами из других стран, но не отменяет конкуренцию.

Залишити відповідь