Правительство создает жесткую вертикальную систему платежей на отечественном нефтегазовом рынке

До недавнего времени конфликт внутри украинского правительства существовал между основными отраслевыми топ-менеджерами – Юлией Тимошенко, Сергеем Тулубом и Игорем Бакаем. По мнению экспертов, после назначения министром топлива и энергетики Сергея Ермилова, а главой НАК «Нефтегаз Украины» – Вадима Копылова (которых аналитики считают людьми Виктора Ющенко) новой команде управленцев будет гораздо проще проводить согласованную политику, направленную на создание новой системы расчетов в отечественной нефтегазовой отрасли.

Все основные рычаги управления отраслью правительство замыкает на себя

Исходя из создаваемой в течение последнего полугодия управленческой схемы, центр принятия стратегических решений в нефтегазовой отрасли находится на уровне вице-премьера (Юлии Тимошенко) и его аппарата. Именно вице-премьер отвечает за разработку общей политики управления нефтегазовой отраслью. А министр топлива и энергетики (Сергей Ермилов) – в соответствии с новой управленческой иерархией – координирует текущую работу в ТЭК. Фактически министр обеспечивает выполнение уже принятых (и обычно согласованных с ним) решений.

Однако подразделение Минтопэнерго, курирующее непосредственно нефтегазовый комплекс – департамент нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, ограниченно в рычагах управления отраслью. Об этом свидетельствует тот факт, что если предшественник нефтегазового департамента (Госнефтегазпром) мог запретить заключать договоры тем или иным субъектам рынка, влиял на распределение нефти и т. п., то сегодня департамент по управлению нефтегазовым комплексом, по словам его сотрудников, практически не влияет ни на распределение финансовых и материальных ресурсов, ни на кадровую политику в отрасли. Работа департамента сводится к подготовке проектов постановлений и распоряжений Кабинета министров, законов, передаваемых правительством на рассмотрение ВС, к отслеживанию информации о состоянии отрасли. Более того, по признанию сотрудников министерства, функции нефтегазового департамента существенно уже, чем у аналогичных департаментов Минтопэнерго по энергетике и угольной промышленности, осуществляющих полноценное оперативное управление во вверенных им отраслях. (Речь идет о влиянии на распределение ресурсов, заключение контрактов, на цены и т. п.)

Эксперты объясняют такую ситуацию следующим: после создания НАК «Нефтегаз Украины», руководство которой при каждом удобном случае подчеркивало, что их структура напрямую подчиняется Кабинету министров, центр управления нефтегазовым сегментом ТЭК постепенно переместился в НАК. И совмещение новым руководителем НАК Вадимом Копыловым сразу двух должностей – председателя правления «Нефтегаз Украины» и замминистра Минтопэнерго – свидетельствует о существовании у правительства стратегии, предполагающей усиление контроля со стороны Кабмина за ситуацией в нефтегазовой отрасли.

«Газовики» по-прежнему останутся на содержании у «нефтяников»

НАК «Нефтегаз Украины» была создана в 1998 году как монопольное объединение, управляющее всеми государственными предприятиями в нефтегазовой сфере (кроме НПЗ и частных предприятий, торгующих нефтепродуктами). Компании доверили главное богатство нефтегазового комплекса – аккумулирование и распределение финансовых ресурсов, вращающихся в отрасли. В этом, собственно, и заключалась сила «Нефтегаза». И именно по этой причине другим госструктурам и частным компаниям приходилось с ним считаться. А об исключительном статусе «Нефтегаза Украины» на отечественном рынке свидетельствует стоимость его активов: по официальным данным она составляет более 10 млрд. грн.

По мнению экспертов, внутри НАК можно выделить две основные группы менеджмента («газовиков» и «нефтяников»), которые имеют различные цели и интересы и по-разному представляют будущее национальной акционерной компании.

К первой группе («газовиков») можно причислить «старую» газовую элиту – руководителей, ранее работавших в «Укргазпроме» и «Укргазе». (Это нынешние генеральные директора компаний «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча» Анатолий Рудник и Илья Рыбчич.) Вторую группу образуют руководители высокоприбыльных трубопроводов и нефтедобывающих компаний. (Речь идет о главе «Приднепровских нефтепроводов» Станиславе Василенко, о руководителе нефтепровода «Дружба» Любомире Буняке, а также о председателе правления ОАО «Укрнефть» Олеге Салмине.)

Представители последней группы все чаще подчеркивают, что, по большому счету, не нуждаются в вышестоящей структуре, по рискам которой им необходимо отвечать собственными средствами. Кроме того, эта структура (НАК «Нефтегаз Украины»), контролируя прибыли «нефтяников», перераспределяет их между страдающими от хронического недостатка финансовых ресурсов «газовиками». Вышесказанное касается и главы «Укрнефти» Олега Салмина. Однако в отличие от руководства нефтепроводов, он более зависим от НАК, так как в уставе ОАО записано, что председателя правления «Укрнефти» снимает и назначает не собрание акционеров, а наблюдательный совет, в котором большинство имеют представители «Нефтегаза Украины». Поэтому, отмечают аналитики, вектор движения «Укрнефти» направлен, скорее, от НАК, нежели наоборот.

А вот руководители первой группы не лоббируют идею разделения «Нефтегаза Украины», поскольку «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча», испытывающие постоянный дефицит оборотных средств, заинтересованы в сохранении централизованной структуры сбора и распределения средств между субъектами НАК. Так, по официальным данным, расчеты потребителей за нефть меньше 100%, как правило, не бывают, в то время как расчеты потребителей за газ выше 40% (как это было в 1999 году) обычно не поднимаются.

Сегодняшняя ситуация свидетельствует о том, что в НАК продолжает доминировать идеология «газовиков», предполагающая существование единого финансового баланса для нефтяных и газовых предприятий. Во всяком случае, ни вице-премьер Юлия Тимошенко, ни министр Сергей Ермилов, ни новый руководитель «Нефтегаза Украины» Вадим Копылов никаких замечаний относительно структурных изменений в НАК не делали.

Газотрейдеры возражают против централизованных закупок газа

«Нефтегаз Украины» является национальной акционерной компанией. Поэтому вполне естественно, что его основная цель – получение прибыли. Тем не менее именно такое предназначение НАК создает проблему, с которой часто сталкиваются руководители «Нефтегаза»: интересы государства (в виде конкретных распоряжений правительства) иногда не совпадают с бизнес-целями компании.

Данная тенденция достаточно ярко проявилась зимой 1999 года. Напомним, что тогда «Нефтегаз» пытался отказаться поставлять газ предприятиям теплоэнергетики (одним из крупнейших должников-неплательщиков), чтобы хоть как-то ограничить темпы роста своего долга перед РАО «Газпром». Но под давлением правительства, утверждавшего, что население не должно замерзнуть, а энергосистема – разрушиться, НАК вынуждена была продолжать брать на себя долги.

Нынешнее правительство намерено прекратить эскалацию накопления долгов «Нефтегаза Украины», что неоднократно подчеркивала вице-премьер Тимошенко. Для этого предлагается, например, создать СП между НАК и «Итерой», крупнейшим импортером российского газа в Украину. Еще в мае текущего года вопрос о создании СП казался лишь вопросом времени. Игорь Диденко, исполнявший тогда обязанности председателя правления НАК, заявлял, что «Нефтегаз Украины» уже почти закончил переговоры с «Итерой» по данному вопросу, а правительство согласовывает проект постановления о реформировании газового рынка, предусматривающего создание СП. Однако до сегодняшнего дня вопрос о воплощении этого проекта в жизнь так и не решен и, как считают эксперты, затягивается не без усилий упомянутой «Итеры». Так, по мнению президента «ИТЕРА-Холдинг» Валерия Отчерцова, для его компании создание подобного СП имеет определенные риски, связанные с тем, что в случае создания «Оптового рынка газа» от него могут дистанцироваться и правительство, и НАК. В такой ситуации, отмечает г-н Отчерцов, не исключено, что «Итера» газ поставлять будет, а платить ей не будут.

Кроме того, не заинтересованы в создании СП и крупнейшие отечественные газотрейдеры, поскольку это совместное предприятие должно будет закупать весь газ, поставляемый в Украину, и продавать его (лишь за деньги и только на условиях предоплаты) уполномоченным региональным компаниям-поставщикам, которые обязаны обеспечивать газом абсолютно всех потребителей во вверенных им областях. Такая схема не устраивает крупнейших региональных трейдеров («Индустриальный союз Донбасса», «Луганский энергоальянс», «Интерпайп», «Энергоресурсы», «Регионы Украины» и др.), контролирующих четверть газового рынка Украины. Дело в том, что негосударственные компании, во-первых, привыкли поставлять газ крупным предприятиям, выпускающим ликвидную продукцию (например, металлургическим и химическим комбинатам), а не «спонсировать» неплатежеспособные бюджетные организации. Во-вторых, частные компании-поставщики в целом ряде случаев курируют весь процесс производства от сырья до выпуска готовой продукции, и потому имеют возможность поставляют газ на свои же предприятия, используя бартерные схемы. Поэтому, как утверждает председатель НКРЭ Александр Гридасов, в случае создания СП негосударственные поставщики газа будут вынуждены уйти с рынка.

Воздействовать на субъектов нефтерынка правительство может уже только непрямыми методами

В отличие от газового рынка, который серьезно контролируется властью, на субъектов нефтерынка, благополучно переживших приватизацию (в госсобственности остаются газо- и нефтепроводы и пока 4 из 6 крупнейших НПЗ), государство может влиять преимущественно непрямыми методами. Так, правительство уже не может приказать НПЗ увеличить или сократить переработку нефти, а трейдерам – импортировать или не импортировать нефтепродукты. Основной мерой воздействия на рынок остается регулирование правил игры – чаще всего условий налогообложения.

В прошлом году, во время летнего бензинового кризиса, когда проявилась неспособность государственных компаний насытить рынок нефтепродуктов, правительству Пустовойтенко пришлось принять решение о возвращении льгот предприятиям с иностранными инвестициями, контролирующим импорт в Украину большей части нефтепродуктов. В марте текущего года парламент, дабы упредить вероятный топливный кризис, пошел на предоставление временных льгот для импортеров дизтоплива. Попытки же государства самостоятельно насытить рынок через государственные компании «Укрнефтепродукт» (импортировала дизельное топливо из Греции) и «Укрресурсы» (обслуживала контракт на покупку топлива в Азербайджане) успехом не увенчались. Объем импорта этих компаний был незначителен (не более 5-7% от общего количества завезенных нефтепродуктов) по сравнению с крупнейшими частными трейдерами, такими как «Альфа-нафта», «Авиас», «Содружество», «Атек-95», «Лоджистик сервис» и др.

Кроме того, в частных руках находится инфраструктура продажи нефтепродуктов (сети нефтебаз и АЗС). Так, на сегодняшний день государственная компания «Укрнефтепродукт» владеет контрольными пакетами акций только шести областных предприятий по торговле нефтепродуктами (т. н. «облнефтепродукты»), а также блокирующими пакетами акций еще в семи компаниях, то есть в общей сложности тринадцатью из сорока.

Из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов в частной собственности находятся два – Одесский и Лисичанский. Но уже до конца этого года Фонд госимущества пообещал провести конкурсы по продаже государственных пакетов акций и на остальных НПЗ (См. «&» №31-32).

Таким образом, нефтерынок демонстрирует устойчивую тенденцию к саморегуляции. Кризисы происходят здесь только в случае чрезмерного желания государства резко изменить правила игры на отечественном рынке нефтепродуктов.

Как считают эксперты, в ближайшем будущем будет протекать процесс дальнейшего разгосударствления отечественного рынка нефтепродуктов, заключительным этапом которого станет приватизация всех украинских НПЗ.

Рынок газа, наоборот, сохранит тенденцию к монополизации и росту жесткого государственного контроля над субъектами рынка, конечной целью которого является повышение платежной дисциплины. Такая стратегия, по мнению руководства нефтегазовой отрасли, во-первых, позволит урегулировать отношения с основными поставщиками газа в Украину, а во-вторых, будет способствовать погашению перманентного конфликта между «нефтяниками» и «газовиками» внутри НАК «Нефтегаз Украины», поскольку у последних при таком исходе событий должны появиться деньги. Кроме того, правительство не отказалось от идеи создания СП на базе НАК «Нефтегаз Украины» и «Итеры», что позволит интегрировать крупных региональных газотрейдеров в кабминовские схемы денежных расчетов за газ.

Кадровые рокировки июля (назначение нового министра и руководителя НАК «Нефтегаз Украины») свидетельствуют о том, что идеи по созданию новой нефтегазовой вертикали, суть которых заключается в жесткой централизации платежей в отрасли, начинают обретать осязаемые формы. Вопрос на сегодня (в контексте очередной порции жесткой критики президентом деятельности вице-премьера Тимошенко) состоит лишь в том, кто воспользуется результатами деятельности государственных «топливных» топ-менеджеров – действующее или будущее правительство.

Залишити відповідь