Колорит и разнообразие активного отдыха на Мальте

Если вы активный по жизни человек, но чувствуете, что устали, что внутри что-то перегорело и больше нет сил для созидания – поезжайте на Мальту. Я не подразумеваю отдых в виде банального «поджаривания» на пляже, развалившись в шезлонге (хотя это и не исключается – загар получается что надо: «благородный» и «мягкий»). Я говорю об активном отдыхе, надолго заряжающем жизненной энергией, для которого на Мальте есть все необходимое: круглогодичное солнечное сияние, чарующие панорамы бухт, парусные регаты, лазурное море, спортклубы (гольф, большой теннис, серфинг, подводное плавание, верховая езда), раллийные маршруты для джипов, парасейлинг над живописными скалами, масса развлекательных, природных и исторических достопримечательностей и даже… энергетические места, обладающие магическим влиянием на организм человека.

Активный отдых круглый год

Мальтийский архипелаг расположен на 200 км южнее, чем северное побережье Туниса, так что отдыхать на Мальте можно до глубокой «осени» (вообще-то, на острове нет межсезонья – только зима и лето) и даже зимой, которая длится с ноября по середину апреля. Средняя температура зимних месяцев – +160С (моря – +150С), самая низкая ночная температура – +50С. Здесь никто никогда не видел снега (временами бывает град, и тогда мальтийцы высыпают на улицы и фотографируются на фоне этого очень редкого явления). Поэтому в гольф и большой теннис можно играть круглый год. В городке Марса есть прекрасное поле для гольфа с 18 лунками (естественно, где ж это видано: английская колония – и без полей для гольфа), корты для сквоша, ипподром. Теннисные же корты расположены повсюду.

Средняя летняя температура – +280С. В это пору дождей практически не бывает (хотя мне «посчастливилось» попасть под скудные капельки пятиминутного дождя в начале июня), так что летом гарантирована хорошая погода – на Мальте 350 солнечных дней в году.

Рай для автомобилистов

Постоянно хорошая погода – лишь одно из двух необходимых условий для активного отдыха на Мальте. Второе – средство передвижения: велосипед, мотороллер или, лучше всего, автомобиль. Дело в том, что всяческие достопримечательности, которых огромное множество на Мальте, разбросаны по всей ее территории. Кроме того, удовлетворить аристократическое желание поиграть в гольф или поплавать с аквалангом в живописнейших местах можно лишь добравшись к этим местам или к полю для гольфа. Понятно, что с аквалангом в шарабанк (автобус по-мальтийски) не полезешь. Причем на Мальте машина выполняет не только утилитарную функцию. Создается впечатление, что на острове развился чуть ли не автомобильный культ. Если мальтийская семья живет на севере острова, по выходным она едет на южное побережье, если на юге – колесит на северное. Типичное времяпрепровождение какого-нибудь свободного вечера по-мальтийски выглядит так: прихватив с собой гамбургеры и кинни (национальный прохладительный напиток), глава семейства останавливает авто у красивого залива, и все ужинают и наблюдают морской закат… не выходя из машины. Так что отношение к автомобилям на Мальте особое.

Мальту смело можно назвать «автомобильным музеем» по двум причинам: во-первых, здесь встречаются марки автомобилей всех стран, а во-вторых, подавляющее большинство легковушек из-за возраста и соответственно дизайна иначе как музейными экспонатами не назовешь. Самое интересное, что все они ездят и находятся в неплохом состоянии. Так что если вы не большой любитель истории и архитектуры, то гуляя по узким улицам мальтийских городов, можете наслаждаться этим автомобильным разнообразием: от «роллс-ройсов» до «Жигулей» первой модели, «форда-Англия» или «капри».

Причем все с «правым» рулем, ведь движение на Мальте со времен английской колонии – левостороннее. Это, наверное, единственный значимый автодорожный минус для водителей из стран с правосторонним движением. Все остальное – почти рай. Качество дорог – европейское. Местные «гаишники», по словам отечественных туристов, бравших автомобили напрокат, – просто «божьи одуванчики» по сравнению с киевскими. За рулем можно пить, правда в ограниченных количествах (не более 2 бокалов вина или одной бутылки пива). Интересная деталь: до прошлого года на Мальте не было обязательного техосмотра, и до сих пор примерно половине местных авто еще предстоит впервые пройти технический экзамен.

При всем этом на Мальте количество ДТП на душу населения в несколько раз меньше, чем, скажем, во Франции. Дисциплинированность мальтийских водителей достойна всяческих похвал. Поражает и их толерантность, я бы даже сказал флегматичность: я неоднократно наблюдал картину, когда два автомобиля останавливаются посреди улицы, водители о чем-то увлеченно и довольно продолжительно разговаривают, а скопившиеся с двух сторон машины терпеливо ждут окончания беседы, и не думая сигналить. Полностью насладиться этим контрастом с киевскими улицами можно, лишь взяв напрокат какой-нибудь автомобиль.

Условия проката авто – европейские

Выбор машин напрокат довольно широк (в основном, японские, корейские и европейские автомобили), как широк и ценовой диапазон аренды. Цены всемирно известных «прокатных» фирм, таких как Hertz, колеблются от 10 до 30 мальтийских лир (Lm; Lm1 приблизительно равна $2,5) в сутки, включая страховку, в зависимости от марки авто и количества дней аренды. К примеру, в отделениях Hertz самая дешевая модель – Daihatsu Cuore, самая дорогая – кабриолет Fiat Punto; небольшой внедорожник Maruti Jeep – Lm19. Цены местных прокатных фирм значительно ниже (от Lm6 в сутки), но, как правило, они не предоставляют 24-часовую бесплатную техническую помощь, и за возможные царапины на машине придется доплачивать. Машину можно взять на любое количество дней, но выгоднее брать на неделю или две.

На Мальте действительны международные водительские удостоверения нового образца, другие – в некоторых случаях – должны быть заверены в полицейском управлении (Police Head Quarters) бесплатно. Зеленая международная страховая карта признается на Мальте действительной, и в этом случае дополнительный договор страхования заключать не надо.

Сафари на Гоцо – экстремальная езда и достопримечательности

Почему столь пристальное внимание автор уделяет автомобилям? – спросите вы. Потому что Мальта наиболее полно раскрывает свои секреты, если по острову путешествовать за рулем. А посмотреть действительно есть на что – об этом «&» писал в предыдущих «мальтийских хрониках» (см. «&» №26 и №27 за 2000 г.). Еще один вид активного отдыха на втором по величине острове мальтийского архипелага – сафари на Гоцо. Маршрут проложен там, где не сможет проехать обычный автомобиль. Внедорожник – вот машина для Гоцо, души мальтийских островов.

Заказать «Гоцо-сафари», стоимость которого составляет Lm13 с ланчем, можно прямо из гостиницы. Для романтиков и уверенных в себе предусмотрен вариант самостоятельной езды. В этом случае берете карту проселочных дорог острова, машину – и вперед.

Начинается сафари в центре Гоцо, недалеко от города с полюбившимся нашим туристам названием Шара (Xaghra). Узкая проселочная дорога спускается в долину и выводит к бухте Марсальфорн, над которой на холме возвышается 21-метровая статуя Иисуса Христа, напоминающая скульптуру в Рио-де-Жанейро. Далее дорога идет по северному побережью, по береговым песчаным плитам, мимо небольших бассейнов, выбитых в известняке, в которых выпаривают морскую воду и таким образом добывают соль. После городка Рэа-Пойнт с левой стороны открывается вид на главный маяк острова Гоцо – маяк Джордано. Здесь высокие скалы и гроты внизу, можно наклониться и посмотреть (если хватит духу). Ветер господствует на побережье.

Машина поворачивает в глубь острова, и вы сразу чувствуете тишину, она пахнет пылью, солнцем и анисом, который растет вдоль дороги. Время сиесты, и вы не встретите никого. По дороге на Арб (Gharb) на минутку затормозите и послушайте остров. Тишина такая, что кажется, будто время остановилось.

Через сонный Арб едем на западное побережье. Тут все меняется. Нет тишины, снова море и потрясающий вид на Дуэйра-Пойнт (Dwejra Point) – одно из самых впечатляющих мест острова, дикий уголок, где еще 4 года назад не было электричества и телефонов. Именно здесь находятся 3 мальтийских чуда природы (см. «&» №26 за 2000 г.). Вода тут особенно прозрачна, и любители подводного плавания давно облюбовали это место. Кстати, для любого, кто увлекается подводным спортом, Мальта и Гоцо – это Эльдорадо. В бесчисленных гротах и разломах скальной породы обитает богатая морская фауна; благодаря скалистому побережью вода остается кристально чистой, что позволяет фотографировать подводных обитателей даже на больших глубинах.

Но вернемся к сафари. Через городок Сан-Лоренцо, где жители не боятся оставлять ключи в дверных замках, и столицу острова Виктория с великолепным видом на ее цитадель едем на северо-восток Гоцо к гроту Калипсо. Сейчас грот легендарной нимфы пуст. Правда, иногда там сидит юный итальянский «Одиссей», который за мелкую монету предложит вам свечу и покажет «апартаменты» Одиссея – три небольшие пещеры грота.

Далее по узкой дороге продвигаемся на юго-восток острова, справа появится самый большой найденный на Мальте мегалитический храм Джгантия, построенный задолго до появления египетских пирамид, в 4-м тысячелетии до н. э. Все 25 найденных на сегодня мегалитических храмов построены в определенных местах, где ощущается очень сильный поток земной энергии, благотворно влияющей на организм человека. Об этом говорят как ученые, изучавшие энергетику здешних мест, так и экстрасенсы, побывавшие тут. Так что ловите момент, прислоняйтесь к стенам храма и заряжайтесь энергией на год вперед.

Продолжив путь, мы проедем мимо города Надур, известного своим карнавалом. По обочинам дороги растут огромные растения из семейства кактусовых, из плодов которых мальтийцы делают великолепный десерт и ликер.

Дальше, минуя знаменитый собор Иоанна Крестителя (высота купола – 75 м, самый высокий на Мальте) в Шеукии (Xewkija) и неолитические дольмены Та-Ченча (древнейшие каменные погребальные сооружения) близ города Саннат, джип подбирается к кульминации всего сафари – скале Та-Ченча, возвышающейся на 180 м над уровнем моря. Где-то далеко-далеко внизу бьются волны, и невозможно оторвать взгляд от всего этого: древние камни, ветер, голубое небо, скалы, солнце, звенящая тишина. Абсолютная гармония, единство времени и места. Такое в памяти запечатлевается надолго.

После Та-Ченча сафари можно завершить и пойти на пляж полежать, «переварить» увиденное. А на следующий день можно вновь отправиться на сафари, но уже по Мальте (о котором я рассказывать не буду – лучше один раз увидеть…). Или посетить мальтийский «Голливуд». Или одеть акваланг и поплавать в сказочных бухтах. Или совершить прогулку на яхте. Или… в общем, просто полежать на пляже натурам романтичным и впечатлительным, наверное, не удастся. Ведь на Мальте столько всего интересного, что отпуск пролетит – не заметишь. И подумаешь: в следующем году еду на… Мальту – досматривать неувиденное.

Редакция благодарит Мальтийское управление по туризму (Россия, г. Москва)

за помощь в организации поездки и предоставленные фотоматериалы.

В статье использованы материалы путеводителя «Мальта, Гоцо, Комино»

серии «Ле Пти Фюте», Москва, 1999.

Залишити відповідь