КОНЦЕРТЫ В Центральном парке культуры и отдыха 1 и 2 июля состоятся очередные концерты III Международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера», организованного главным управлением культуры Киевгоргосадминистрации, Международным благотворительным фондом В. Горовица и Киевским государственным высшим музыкальным училищем им. Р. Глиера. Замечательная традиция классического музицирования в субботние и воскресные вечера в одном из самых живописных уголков города восходит к 20-м годам нашего столетия. В свое время на летней эстраде этого парка выступали такие всемирно известные музыканты, как Александр Глазунов и Сергей Прокофьев, Владимир Горович и Натан Мильштейн, Рейнгольд Глиер и Феликс Блуменфельд. Многие из киевлян старшего поколения и поныне вспоминают неповторимый цикл концертов из произведений мировой музыкальной классики под управлением выдающегося дирижера Натана Рахлина. Возобновил эту традицию, прерванную на несколько десятилетий, фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера» в 1998 году. Художественная палитра фестиваля удивительно широка и разнообразна: от классики до народной музыки и джаза. В программе ближайших концертов (1 и 2 июля) – джазовый марафон памяти Владимира Симоненко. Этот удивительный человек воплотил «джазовую эпоху» в Украине. Он был участником и руководителем джазовых музыкальных коллективов, активным популяризатором и высокопрофессиональным исследователем этого искусства, блестящим лектором и оригинальным музыкальным писателем. С именем Владимира Симоненко связаны первое в бывшем Союзе антологическое издание «Мелодии джаза» и терминологический словарь «Лексикон джаза», первый в Украине городской джаз-клуб и первое эстрадное отделение в Киевском государственном музыкальном училище им. Р. Глиера, а также многое другое. Он ушел из жизни два года назад в возрасте неполных 58 лет, сидя за письменным столом над очередной статьей… Джазовый марафон памяти Владимира Симоненко собрал лучших отечественных исполнителей этого жанра, среди которых О. Кулакова, ансамбль П. Пашкова, фортепианный дуэт В. и Т.Полянских, квартет саксофонистов под управлением Ю. Василевича, группа В. Шабалтаса, В. Колесников, Э. Измайлов и ансамбль «Джаз-экспромт». |
КОНЦЕРТЫ Певица Наталия Лавренова (меццо-сопрано) в Национальном доме органной и камерной музыки 5 июля представит сольную программу «А. С. Пушкин и музыка». Два искусства – поэзия и музыка, неразрывные в своих древних истоках, обогащали друг друга на всем пути исторического развития. И возможно, особенно четко видно их переплетение на примере музыкального претворения пушкинских произведений. Определение «музыкальность», применяемое к поэзии, зачастую является всего лишь метафорой. В отношении же творчества А. С. Пушкина оно получает истинный, глубокий смысл, отражая одну из самых существенных его граней, ибо для самого поэта музыка была искусством не только прекрасным, но и высоким, исполненным огромного этического содержания. Вспомним его слова о том, что «гений и злодейство – две вещи несовместные», вложенные в уста В. А. Моцарта. Стихи А. С. Пушкина привлекают пристальное внимание музыкантов на протяжении почти двух столетий, начиная с тех пор, когда их автор был юным лицеистом, и по сегодняшний день, когда его имя стало символом всего самого высокого в русском искусстве. Насколько огромно влияние А. С. Пушкина на развитие русской музыки, скажут даже такие цифры: более 1000 композиторов обращались к его творчеству; около 500 сочинений великого поэта положены в основу более 3000 музыкальных произведений, среди которых оперы и балеты, хоры, оратории и кантаты, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, свыше 2000 романсов. Разумеется, не все они художественно равноценны, некоторые из них сегодня представляют, скорее, исторический интерес. В программу же, подготовленную тонким интерпретатором камерной музыки Наталией Лавреновой, включены шедевры, в которых пушкинский гений счастливо соединился с адекватным музыкальным воплощением. Среди них элегия А. Бородина «Для берегов Отчизны дальной», утонченно-изысканный романс Н. Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда», песни Лауры из оперы А. Даргомыжского «Каменный гость» и замечательные миниатюры «Оделась туманом Гренада», «Ночной зефир» этого же автора, а также романсы М. Глинки, А. Рубинштейна, Ц. Кюи, С. Рахманинова, Ф. Надененко и Г. Свиридова. В концерте примут участие пианистка Татьяна Трипольская и мастер художественного слова Татьяна Алексейцева. |
ВЫСТАВКИ В Украинском Доме открылась художественная выставка «Николай Рерих. Гималаи», посвященная 2000-летию Рождения Христа. В ее основе – коллекция Международного центра-Музея им. Н. К. Рериха (г. Москва), дополненная исследованиями Украинского рериховского общества. Выставка состоит из двух тематических разделов: «Христос в творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Христос в Гималаях» и «Николай Рерих и Украина. Архитектурно-монументальные работы Н. К. Рериха в Украине». Художник еще при жизни был признан Великим мастером, одухотворявшим все, чего касались его руки. Многогранность удивительного дарования Н. К. Рериха, ярчайше проявившаяся едва ли не во всех жанрах искусств, в литературе, науке, ставит его имя в один ряд с гениями эпохи Возрождения. Художник, сценограф, философ, археолог, путешественник, писатель, культурно-общественный деятель, автор Пакта Мира о сохранении культурных ценностей, вестник Новой эпохи, он сотворил свыше 7000 художественных полотен и 27 литературных томов. Гималаи Н. К. Рериха прекрасны. Они живые и одухотворенные. Более вдохновенного певца Гималаев мир вряд ли когда-либо узнает. На основе исследований Украинского рериховского общества дается новое «прочтение» образа Христа в наследии художника. Согласно его дневникам, живописным полотнам, а также устным традициям Гималаев найдены уникальные данные о пребывании Христа в Индии, в Гималаях. Совершенно неизвестный для большинства непосвященных пласт рериховского творчества – монументальные работы художника, созданные им в Украине в содружестве с архитекторами В. Покровским и О. Щусевым. На выставке экспонируются копии мозаик Н. К. Рериха, созданные им в поместье известного востоковеда Виктора Голубева в селе Пархомовка Киевской области, и Почаевской Лавре на Тернопольщине. Выставка организована Международным центром-Музеем им. Н. К. Рериха, Украинским рериховским обществом, Культурологическим центром Украинского общества охраны памятников истории и культуры, Дворцом искусств «Украинский Дом» национального комплекса «Экспоцентр Украины» и продлится до 30 июля. Во время ее работы будут проводиться концерты, вечера, встречи, а также экскурсии экскурсоводами Украинского рериховского общества. |
ВЫСТАВКИ В галерее Центра современного искусства открылась экстраординарная выставка художников – поляка Леона Тарасевича и украинца Тиберия Сильваши. Представленные работы выставкой в привычном понимании назвать трудно, так как картин, нарисованных на холсте, всего две. Тем не менее под экспозицию занято четыре зала – по два на работы каждого художника. В первом висит только одна абстрактная картина Сильваши: на голубом фоне – редкие розовые и белые мазки. Следующий зал как бы сам являет собой картину, полотно для которой – стены, потолок и пол, а в центре зала – бассейн. Все вместе – это расширенная работа из первого зала – тот же голубой фон и те же пятна. Смысл этого, по Сильваши, в изменении привычного понимания живописи и выходе за пределы устоявшихся представлений. Картина, как бы освобождаясь от сковывающей ее рамки, сама становится реальностью. В том же духе действует и Тарасевич: в одном зале находится лишь одна картина, представляющая собой абстрактную живопись на холсте, – красные полосы неразбавленной чистой краски. В другом – картина без холста: весь пол выкрашен в однородные желто-сине-розовые полосы, напоминающие бескрайнее поле с пшеницей, или поле, по которому бегут тени от туч. По мнению многих любителей живописи, это красиво и образно, ведь каждый видит картину по-своему. Выставка называется «Художество» и является своеобразным вопросом: какой должна быть живопись? Вопрос полемический, и именно поэтому куратор экспозиции Ежи Онух предлагает ответить на него всем зрителям – и художникам, и любителям живописи. Вспоминая слова своего профессора – «если надо выбирать между живописью и искусством, я выбираю живопись», он, осознав их, предлагает то же сделать и посетителям выставки. Выставка продлится до 20 августа. |
КИНОРЕЙТИНГ На прошлой неделе на украинском видеорынке появилось пять фильмов из десятки самых кассовых кинолент США. Один из них – фильм «Мамочкин дом» (третье место в рейтинге). Главный герой картины – спецагент ФБР Малькольм Тарнер (Мартин Лоуренс), выполняя задание по защите матери-одиночки и ее сына от преследующих их убийц, переодевается в огромную чернокожую женщину. Несколько вульгарная, но смешная до колик комедия очень позабавила американцев, свидетельство чему сборы от этого фильма. А Лоуренс, блистательный комик, начавший свое восхождение с великолепного комедийного боевика «Плохие ребята», в фильме «Мамочкин дом» продемонстрировал, что талант его актерского перевоплощения столь же многогранен, как и юмор его героя. Лоуренс даже превзошел в популярности Тома Круза, играющего другого спецагента, но уже ЦРУ, бравого Этона Ханта в блокбастере «Миссия невыполнима-2» (четвертое место). Первая часть «Миссии», снятая Брайаном Де Пальмой в 1996 году, собрала более $420 млн. по всему миру. Естественно, продюсеры не могли упустить шанс снять продолжение. Место режиссера в новом фильме занял китаец Джон Ву, прославившийся в Азии зрелищными боевиками «Наемный убийца», «Круто сваренные» и т. д., а уже в Америке – «Сломанной стрелой» и «Без лица». Продюсеры не ошиблись ни с идеей продолжения, ни с кандидатурой режиссера: Джону Ву, имеющему весьма оригинальное видение кадра, трюков и спецэффектов, удалось снять фильм, во многом превосходящий первую часть. Большую роль в финансовом успехе фильма сыграл исполнитель главной роли Том Круз, снискавший за счет своего амплуа почти бессмертного агента ЦРУ кличку «Джеймс Бонд-2». Седьмое место в рейтинге удерживает самый дорогой мультфильм за всю историю кино – «Динозавр»: режиссерам Эрику Лайтону и Ральфу Зондагу понадобилось $200 млн., чтобы с помощью анимации нового типа показать, как выглядела Земля 65 млн. лет назад. По всем своим параметрам – красочности, зрелищности, убедительности изображаемого, этичности и моральности – «Динозавр» является самым желанным за последнее время фильмом для семейного просмотра. «Шанхайскому полудню» (девятое место) о больших прибылях мечтать не приходится: имея бюджет в $55 млн., он за 5 недель проката еще не окупился. Но уже то, что комедия с китайским комиком Джеки Чаном попала в десятку самых кассовых, а соответственно самых популярных картин США, говорит о многом. Картины с Чаном всегда остроумны и достаточно прибыльны, хотя и не настолько, конечно, как блокбастеры «Гладиатор» или «Миссия невыполнима». В этот раз герой Джеки Чана приезжает в Америку конца XIX века, чтобы найти похищенную китайскую принцессу, и в этих комедийно-детективных поисках ему помогает презабавнейший ковбой (Оуэн Уилсон), выпирающая мания величия которого до того нелепа, что вызывает бесконечный хохот. «Дорожные приключения» (десятое место) – тоже комедия, по своему сюжету, пожалуй, самая интригующая и напряженная из всех, появившихся в этом месяце. Нью-Йоркский подросток, не выдержав соблазна, изменяет своей девушке, в это время находящейся в другом городе. И все бы ничего – он, по крайней мере, в душе покаялся, если бы не случайная видеосъемка, на которой крупным планом показано все происшедшее. Еще страшнее то, что он по ошибке отсылает кассету с записью своей девушке. А осознав весь ужас происходящего, герой пускается вдогонку за кассетой на 1800 миль от родного города. Эта малобюджетная ($15 млн.) молодежная комедия за пять недель проката уже 4 раза окупилась и продолжает приносить своим создателям, фирме Dream Works, прибыль. |