Site icon Companion UA

Художественная галерея Art-East 20 июня презентует выставку современных икон украинского художника Михаила Химича.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея Art-East 20 июня презентует выставку современных икон украинского художника Михаила Химича.

Киевские ценители высокого искусства обязательно увидят и почувствуют в 20 представленных на выставке иконах божественность, отличающую иконопись от живописи. Интерес к иконам Химича подогревается крайне нестандартным и абсолютно авторским методом их исполнения – они не нарисованы, а как бы собраны, поскольку состоят из сотен небольших кусочков цветной эмали.

Запоминается «Божья Матерь с младенцем»: многоцветная работа, выполненная эмалью на дереве, несет в себе праздничность, отдаляя привычную для икон скорбность и вынося на первый план радость жизни, радость от осознания присутствия в мире Спасителя. Впрочем, красочность работ Химича не расходится с каноническими представлениями об иконографии и иконописи, даже наоборот – они весьма почитаемы в Киево-Печерской Лавре, где художнику разрешили иметь мастерскую (неслыханная привилегия).

Кроме эмали, Михаил Химич работает с керамикой, а иногда наносит на дерево расплавленное стекло. Кстати, в Украине такую технику использует только Химич.

Эксклюзивность и талант мастера заставили считаться с его присутствием на художественном рынке: будучи молодым художником (1968 год рождения), и только недавно закончив Художественную академию искусства и архитектуры (1995), он уже принимал участие в самых больших отечественных выставках иконографии и религиозного искусства. Теперь его работы находятся во многих частных коллекциях, например, в коллекции Митрополита Антония (Вашингтон и Нью-Йорк).

На выставке, представляемой галереей Art-East, кроме икон киевляне смогут увидеть и около десяти графических работ Михаила Химича. Как график он известен меньше, но тем не менее в прошлом году за лучшую серию графических картин получил первую награду художественной премии имени Михаила Дерегуса.

ВЫСТАВКИ

Любители изысканного блюза 20 июня в киевском Доме кино смогут услышать гармониста Жан-Жака Мильто и гитариста Манюэля Гальвэна.

Два великих представителя современного блюза в Киеве выступают впервые, но среди почитателей этого жанра их имена очень известны. Множество компакт-дисков, имеющихся на отечественном музыкальном рынке, прекрасно представляют и Мильто, и Гальвэна.

Мильто стал известен еще в 70-е годы, когда часто и с успехом выступал с такими мэтрами, как Ив Монтан, Габриэль Яред, Максим Ле Форестье, Барбара. И уже тогда его талант был отмечен престижнейшим французским национальным призом Victoire de la Musique. Выступая с Мишелем Жонесом и Эдди Митчеллом, он еще больше обратил на себя внимание любителей французской эстрады. Мастерство игры Мильто на гармонике удивительно многообразно. Оно представляет собой пример великолепно усвоенного наследия американских черных мастеров блюза и джаза конца XIX-начала XX веков, выходцев из Миссисипи и Нового Орлеана, и белых европейских блюзменов 30-х годов. Мильто одинаково хорошо владеет всеми видами блюза, а соответственно, может передать все гаммы грусти («блюз» переводится как «грусть»). Его новый компакт-диск Bestille Blues, активно сейчас рекламируемый в Интернете, положил начало новому этапу в карьере музыканта. Вполне возможно, что в Киеве Жан-Жак Мильто будет в числе других играть вещи и из этого альбома.

Манюэль Гальвэн начал заниматься блюзом, находясь под впечатлением Мильто. Вскоре после очень удачного старта карьеры он стал играть вместе со своим кумиром и достиг тех высот, когда исполнителя начинают называть не по имени, которое ему дали при рождении, а по имени, приобретенном на сцене: Гальвэна окрестили «великаном с пальцами феи». Гитарист от бога, Гальвэн неоднократно приглашался как аккомпаниатор и сессийный музыкант Джейн Биркин, Элизабет Комон, Клаудией Филипс, Жюльеном Клером и многими другими. Он по праву считается одним из лучших французских гитаристов: мастерски исполняет и блюз, и рок.

В Доме кино, где будут выступать Мильто и Гальвэн, киевский слушатель услышит лучшие произведения музыкантов.

ВЫСТАВКИ

В программе Национального дома органной и камерной музыки 28 июня в исполнении Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского будет представлено редко звучащее в отечественных концертных залах сочинение Йозефа Гайдна оратория «Времена года».

Один из основоположников венского классицизма (наряду с В. А. Моцартом), Й. Гайдн определил характерные особенности этой школы. В большинстве его сочинений выражено стремление композитора утвердить оптимистический взгляд на жизнь, аккумулировать в своем творчестве запас энергии, из которого, по словам самого Й. Гайдна, «обремененный заботой или усталый от дел человек будет черпать отдохновение и бодрость».

А вот какую оценку творчества композитора дал его современник, гениальный В. А. Моцарт: «Никто не в состоянии делать все: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать. Но все одинаково хорошо, как это умеет Й. Гайдн».

И хотя в историю музыкального искусства композитор вошел прежде всего как «отец» симфонии (им создано 104 (!) симфонии), видное место в творческом наследии Й. Гайдна занимают вокально-симфонические сочинения, среди которых и оратория «Времена года». В ней Й. Гайдн продолжил и развил линию лиро-эпических ораторий, намеченную Г. Ф. Генделем. Выдающегося австрийского композитора с его предшественником роднит стремление к воспроизведению в музыке картин природы.

Присущая Й. Гайдну восприимчивость к жанрово-бытовым впечатлениям придала его сочинению непривычную для того времени сочность, рельефность музыкальных образов, а в некоторых разделах и стремление к философской обобщенности. «Немое изумление и восторженный энтузиазм попеременно овладевали слушателями; поразительно величественные картины и счастливые находки превзошли все ожидания», – написал один из современников композитора, присутствовавший на премьере гайдновского шедевра во Дворце Шварценберг в Вене 24 апреля 1801 года. Подобное впечатление производит оратория на слушателей и в наши дни.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 22 июня признанный джазовый пианист Дмитрий Найдич и симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры представят программу под названием «Музыкальные диалоги».

Автором идеи программы является Дмитрий Найдич. Для академического концертного зала она весьма оригинальна и даже уникальна. Премьера, совсем недавно состоявшаяся во Франции на международном фестивале «Меломания» (музыкальный директор которого – Дмитрий Найдич), имела ошеломляющий успех.

Собственно, концепция программы, как и фестиваля, возглавляемого Д. Найдичем, состоит в преодолении барьера между академической музыкой и джазом. Она построена как диалог между джазменом-импровизатором и симфоническим оркестром, исполняющим классическую музыку. Причем это не просто чередование одного и другого жанров, а тонко продуманная, драматургически выстроенная композиция, в которой импровизации солиста-пианиста органично и естественно перетекают в романтические мелодии «Хольдберг-сюиты» Э. Грига и рафинированно-утонченную музыку балета М. Равеля «Моя матушка-гусыня», прозрачное скерцо из Девятой симфонии Д. Шостаковича и исполненную драматизма и пафоса музыку к кинофильму «Гамлет» этого же автора. Завершает «Музыкальные диалоги» знаменитая «Рапсодия в стиле блюз» американского композитора Д. Гершвина, который, по словам А. Хачатуряна, «взял у джаза элементы гармонии и ритма, новизну красок, свободу импровизационной выразительности и, преломив эти черты сквозь призму своего дарования, поднял их до высот подлинного искусства».

КОНЦЕРТЫ

25 июня в Национальном доме органной и камерной музыки состоится концерт заслуженного ансамбля Украины квартета им. Н. Лысенко.

Старейший из отечественных камерных ансамблей, который в следующем году будет отмечать полувековой юбилей, за годы своего существования дал тысячи концертов не только на родине, но и в России, странах Азии, Балтии, Европы, Америки и Африки. Коллектив принимал участие в музыкальных фестивалях в Париже и Лондоне, Загребе, Турку, Лас-Вегасе, всюду встречая прекрасный прием публики и неизменно высокие оценки музыкальных критиков и коллег-профессионалов. Так, к примеру, оценил искусство украинских музыкантов известный польский композитор и виолончелист Казимир Вилкомирский: «Об исполнительском мастерстве квартета им. Н. Лысенко можно говорить исключительно в превосходной степени: безупречная чистота интонации, благородное, ровное, насыщенное звучание, полное владение техническими деталями и при этом – редкая свобода и органичность процесса музицирования. Эти черты выдвигают квартет им. Н. Лысенко в ряд лучших камерных коллективов мирового уровня».

Столь восторженная оценка абсолютно оправдана, ведь каждый из участников ансамбля – профессионал наивысшего класса. Исполнителя партии первой скрипки, народного артиста Украины, лауреата Шевченковской премии, профессора Национальной музыкальной академии Украины Анатолия Баженова по праву считают одним из лучших отечественных скрипачей. Причем любопытная деталь – с не меньшим успехом, нежели ансамблист, он выступает и как концертирующий солист. В творческой биографии Анатолия Баженова свыше 2000 концертов, более 50 премьер сочинений украинских композиторов. Столь же высокими государственными отличиями отмечено искусство альтиста Юрия Холодова, который отдал работе в квартете им. Н. Лысенко почти четыре десятилетия. Высокий профессионализм и мастерство отличают игру виолончелиста, заслуженного артиста Украины Виктора Гайдука и исполнителя партии второй скрипки Олега Серединского.

В программе I отделения концерта прозвучат Квартет фа мажор В. А. Моцарта – одно из последних сочинений гениального австрийского композитора, созданное им за несколько месяцев до смерти; «Квартет-piccolo» нашего гениального современника-соотечественника В. Сильвестрова и две пьесы Д. Шостаковича – «Элегия» и «Полька» на темы балета «Золотой век». Во втором отделении – Квартет №2 П. Чайковского. Это сочинение не исполнялось в концертных залах Киева уже несколько десятилетий.

Exit mobile version