Site icon Companion UA

Украинские власти вынуждены демонстрировать политическую стабильность под «мягким» давлением США

Пятичасовой визит президента США Билла Клинтона в Украину, превращенный стараниями организаторов в некое подобие мессианского пришествия, поистине стал, по определению президента Леонида Кучмы, «знаковым». Если в 1995 году американский президент заверил украинский народ в том, что Соединенные Штаты всегда и во всем поддержат Украину, то спустя пять лет Клинтон порекомендовал украинцам изыскать внутренние резервы, чтобы самостоятельно решить свои проблемы. «Боритесь – поборете», – трижды, как заклинание, повторил на понятном для украинцев языке американский президент. Правда, он не уточнял, с кем предстоит бороться в стране, где, по словам того же Билла Клинтона, весьма перспективное – с точки зрения рыночных реформ – правительство и очень демократично настроенный президент.

Сам факт, что планировавшийся вначале на два дня визит Билла Клинтона затем был сокращен до нескольких часов, в принципе можно воспринимать как истинное отношение североамериканских стратегических партнеров к Украине. Билл Клинтон особо подчеркнул, что США всегда рады иметь дело с Украиной как с надежным и сильным партнером. А до тех пор…

США Украине помогут… чем смогут

Украинские власти порадовались хотя бы тому, что руководство США (взамен на договоренность о точной дате закрытия ЧАЭС) пообещало содействие в решении проблем между Украиной и МВФ. Заместитель специального советника госсекретаря США по новым независимым государствам Дэн Фрид, отмечая, что США не будут прямо участвовать в переговорах между Украиной и МВФ, в то же время заявил: «Мы считаем, что президент Кучма и правительство премьер-министра Ющенко стараются конструктивно сотрудничать с МВФ… Я думаю, что Украина может договориться с МВФ…».

Радость украинской стороны понятна, ибо уже с октября прошлого года Фонд не предоставляет Украине ни цента в виде кредитов. За этот период правительству Ющенко удалось реструктуризировать внешние долги, перенеся основную часть выплат на далекий 2007 год. Однако уже в нынешнем году Украина должна выплатить МВФ свыше $785 млн. в счет погашения основной суммы долга и $80 млн. – в счет выплаты процентов (общий долг перед МВФ на начало года составил $2,8 млрд.). Покрыть эти расходы можно было бы только за счет новых заимствований у того же МВФ. Поэтому украинская сторона возлагает большие надежды на возобновление кредитных программ. После визита Клинтона в Киев представители украинского правительства выразили осторожную надежду на то, что в июле будет получен отложенный транш в размере $312 млн. Всего же из предусмотренных программой расширенного финансирования $2,6 млрд. Украина получила $965 млн. Так что перспективы еще есть.

МВФ демонстрирует принципиальность

Тем не менее о безоблачном будущем, в котором Украина сможет бесконечно погашать старые долги за счет новых, а МВФ станет закрывать глаза на то, каким образом используются его средства, говорить не приходится. После того как в МВФ поменялось руководство, в Фонде, видимо, изменилась и политика работы с реципиентами, причем в сторону ужесточения. По крайней мере, и премьер-министр Виктор Ющенко, и министр экономики Сергей Тигипко ошиблись в своих зимних прогнозах относительно того, что программа расширенного финансирования может быть разморожена в апреле. Финансовые аналитики утверждают, что этого не случилось по той причине, что МВФ, несмотря на успехи нового украинского правительства, едва ли не впервые решил доказать на примере Украины, что он очень серьезно относится к выполнению долговых обязательств странами-реципиентами. Напомним, что 19 и 26 февраля Минфин не осуществил плановые платежи по обслуживанию долга перед владельцами еврооблигаций. Затем ситуация повторилась в марте. Правительство весомо аргументировало свою позицию, но МВФ не обратил на это ровно никакого внимания, строго придерживаясь линии, что должник обязан платить вовремя, иначе с ним нельзя иметь дела…

Принципиально жесткий аудит валютных операций НБУ, в результате которого были выявлены нарушения, также подтвердил изменение политики МВФ. Кстати, недавнее заявление первого заместителя директора-распорядителя МВФ Стенли Фишера о том, что Украине, возможно, придется досрочно (в виде штрафной санкции за предоставление ложных сведений о размерах валютных резервов в 1996-1998 гг.) погасить все выделенные ей Фондом кредиты, остается пока не подтвержденным, но и не опровергнутым. Видимо, обещанная американским руководством поддержка Украины в переговорах с МВФ коснется и этой проблемы. Тем более, что руководство миссии Фонда после недавних очередных переговоров в Киеве заявило о готовности МВФ «проявить некоторую гибкость» и «пойти на определенный компромисс».

Если этого не случится, то аналитики предрекают неизбежный валютный крах в Украине. Правда, председатель правления НБУ Владимир Стельмах уверен, что «в случае чего» обслужить внешние долги можно без задержки, ибо ликвидные валютные резервы Нацбанка составляют $1,062 млрд. Однако одномоментное расходование этих средств привело бы к резкому ухудшению экономической ситуации в стране. Заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений НАНУ профессор Алексей Плотников уверен: «Денег в Украине для немедленного погашения ранее выданных кредитов, безусловно, нет. Если эти выплаты необходимо будет осуществить, то обострение экономической ситуации вынудит Украину прибегнуть к эмиссии со всеми вытекающими последствиями…».

Украинское правительство осторожно предупреждает о «коррекции» курса реформ

Видимо, украинское правительство стало загодя готовиться к возможному наступлению «черных дней». К концу мая первый вице-премьер Юрий Ехануров заявил, что Кабинет министров Украины настроен на проведение системных экономических реформ, однако требования МВФ часто не только не совпадают со взглядами украинского правительства, но и просто являются невыполнимыми. Министр финансов Игорь Митюков, выступая в то же время на ежегодном собрании Европейского банка реконструкции и развития в Риге, заметил, что на случай отказа МВФ предоставлять Украине новые кредиты, правительство разработало новую экономическую модель, которая предполагает существенные изменения внутренней экономической политики в государстве.

Известный экономист, народный депутат Виктор Пинзеник считает, что без сотрудничества с МВФ Украина оказалась бы в очень сложной ситуации и вынуждена была бы «принимать чрезвычайно жесткие меры». По словам г-на Пинзеника, Украина, живя восемь месяцев без кредитной поддержки МВФ, попыталась использовать один из «альтернативных» вариантов покрытия возникшего дефицита средств – не платила за энергоносители России. Однако такой путь считает опасным не только Виктор Пинзеник, но и президент Леонид Кучма, недавно обративший внимание Кабинета министров на всеувеличивающиеся масштабы «несанкционированного отбора» российского газа. Информированные источники утверждают, что не так давно приезжавший в Киев Рем Вяхирев не принял во внимание сложность взаимоотношений Украины с МВФ и пообещал «прикрыть лавочку», если Украина не перестанет воровать газ…

Правительство держится, хотя поводов для оптимизма нет

Таким образом, надежда на внутренние резервы пока не оправдывается. Более того, заявление правительства о том, что по итогам первых четырех месяцев 2000 года зарегистрирован рост промышленного производства на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а задолженности по пенсиям будут полностью погашены в течение нескольких ближайших месяцев, не произвело впечатления ни на внешних кредиторов, ни на президента. Показательно, что Леонид Кучма, выступая на недавнем съезде УСПП, резко критиковал действия Кабмина. Он не только выразил сомнение по поводу ценности рекламируемых правительством достижений, но и заявил, что экономика «втянута в перераспределение со спекулятивными целями». «Пропагандистскими акциями мы уже сыты по горло», – заметил президент, условно обращаясь к правительству.

Аналитики утверждают, что у Леонида Кучмы есть основания, чтобы именно так оценивать экономические итоги первых месяцев 2000 года. Например, сотрудник Центра антикризисных исследований, кандидат экономических наук Ярослав Жалило считает, что зарегистрированный правительством рост производства был вызван рядом факторов, не имеющих отношения собственно к производству. Г-н Жалило приводит среди таких факторов девальвацию гривни за прошлый год на 48%, за счет чего выиграли предприятия-экспортеры; а также «опосредованное «дотирование» предприятий за счет роста их задолженности ТЭКу». Прогнозы на следующий год также не радуют – даже правительство признало прогнозируемые доходы предварительного варианта госбюджета-2001 чрезвычайно низкими. Кабинет министров сомневается и в возможности выполнения финансовой части утвержденной парламентом программы приватизации на следующий год. Прогнозируемые темпы инфляции при обещанном сохранении «свободного» курса гривни пока тоже не обнародуются. Информированные источники в правительстве утверждают, что курс гривни будет напрямую зависеть от объемов внешних заимствований, на которые все еще рассчитывает Украина.

Отдельная проблема – ситуация в ТЭКе, ибо после запрета бартерных операций финансовые потоки в отраслях ТЭКа стали, по словам специалистов, стремиться к нулю. За политическими баталиями между вице-премьером Юлией Тимошенко и так называемыми олигархами, имеющими отношение к ТЭКу, не видно решения проблем комплекса. По крайней мере представители Независимого профсоюза энергетиков, пикетировавшие недавно Кабинет министров, уверяют, что плановая подготовка к осенне-зимнему периоду в ТЭКе пока не начиналась.

Возвращаясь к визиту президента США, можно отметить еще один положительный факт – было подписано украинско-американское соглашение о диверсификации поставок ядерного топлива на украинские АЭС. Возможно, это соглашение могло бы спасти украинскую энергетику. Но информированные источники утверждают, что на сегодня к документу следует относиться как к декларации о намерениях. Ибо он не определяет ни источники поставок топлива для АЭС (украинские станции, как известно, работают на «твэлах», которые сейчас производятся только и исключительно на российском предприятии «ТВЭЛ»), ни условия финансирования этого проекта, ни сроки начала его действия. Таким образом, в ближайшем будущем ситуация в ТЭКе обещает оставаться актуально-кризисной.

И все же, несмотря на все основания для недовольства президента работой правительства, вопрос об отставке Кабмина вряд ли встанет, ибо именно на Виктора Ющенко все еще возлагаются надежды относительно решения проблем Украины с внешними кредиторами. Народный депутат Виктор Суслов уверен, что Ющенко «как фигура политическая» останется у власти надолго, но членов Кабинета министров ему предстоит менять, списывая на ушедших в отставку провалы в экономической политике. Впрочем, г-н Суслов считает, что «Ющенко выдвигали на должность премьер-министра, полагая, что он пользуется доверием на Западе», а поскольку сегодня доказан факт валютных злоупотреблений в НБУ во времена руководства Виктора Ющенко, то нельзя говорить о том, что Запад ему доверяет. «Пока будет эта команда у власти, доверие восстановлено не будет», – уверен г-н Суслов.

Вынужденное единство противоположностей

Возможно, после содействия США в возобновлении кредитных программ МВФ для Украины чисто теоретическая проблема доверия на некоторое время станет неактуальной. Как говорится, не до жиру… Тем более, что Всемирный банк объявил о намерении пересмотреть свою кредитную политику в сторону увеличения объемов финансирования постсоветских государств, а ЕБРР готовит для Украины целый ряд новых специализированных кредитных программ. Украине настолько необходимы внешние финансовые вливания, что можно с уверенностью предположить – ее руководство приложит все усилия для демонстрации политической стабильности в стране. Так, очень информированный человек, вице-спикер Виктор Медведчук, член СДПУ (о), партии, не питавшей до сих пор особых симпатий к Кабинету Ющенко, уже сегодня заявляет, что никаких чрезвычайных проблем сейчас у Украины нет. «Никто даже не вынашивает мысль о смене Ющенко. Для этого нет никакого повода», – считает г-н Медведчук. По его словам, президент, правительство и парламент готовы плодотворно сотрудничать в сфере экономического реформирования. Так, по прогнозам вице-спикера, до ухода Верховного Совета на каникулы (ориентировочно, до конца июля) будет утвержден новый прогрессивный Налоговый кодекс, на основе которого будет верстаться проект бюджета-2001.

Парламент выразил готовность срочно рассмотреть 21 законопроект, которые на днях направил в Верховный Совет премьер-министр Виктор Ющенко в связи с тем, что от этих документов якобы зависит вопрос о возобновлении программы расширенного финансирования.

Судя по выступлению Билла Клинтона в Киеве, американская сторона тоже воспринимает происходящее в Украине как шоу. По крайней мере, о коррупции президенты условились не вспоминать. Об экономических достижениях, зарегистрированных официальной статистикой, поговорили, но о причинах экономического роста не вспомнили. Тем более, что у американского президента было мало времени. Политологи считают, что Билл Клинтон был искренен в своем заявлении о том, что Украина должна себе помочь сама. Народный депутат Тарас Стецькив уверен: «Америка – прагматичное государство. Ей выгодно оставлять Украину в роли буферной страны, а наша слабость не позволяет нам претендовать на иной уровень…». По мнению г-на Стецькива, любое участие США в переговорах между Украиной и МВФ будет связано с ноябрьскими президентскими выборами в Соединенных Штатах. Многие политологи считают, что американские демократы (Клинтон и Гор) вынуждены доказать общественности, что они не зря столько лет финансировали новые независимые государства. Если им это удастся, можно не сомневаться в продолжении кредитования по многочисленным программам, возможно, с несколько более серьезным контролем со стороны международных финансовых организаций. Если нет – следует готовиться к тому, что государству придется стать жестким, чтобы изыскать внутренние резервы. Украинские власти и олигархи пока надеются «на лучшее» (то есть – на первый вариант) и предпочитают объявить временное перемирие, демонстрирующее политическую стабильность.

Exit mobile version