Кабинет министров Украины уже в конце мая разработал первый рабочий вариант проекта бюджета на следующий год. Вернее, по словам хорошо информированных источников в правительстве, разработано даже два варианта – на основе действующего (старого) и еще не введенного (нового) налогового законодательства. Таким образом, кроме рекордных сроков разработки главного финансового документа страны, Украина имеет шансы пережить «бюджетную революцию». Однако, все старания «молодых реформаторов» в правительстве могут быть напрасными. Аналитики выражают сомнение относительно того, что бюджет-2001 будет приниматься нынешним составом Кабинета министров или Верховного Совета.
Роль и влияние МВФ
Юлия Тимошенко так и не дала согласия баллотироваться в народные депутаты, тем самым подтвердив свои же слова о том, что она добровольно из правительства не уйдет. Что касается «недобровольного» варианта, то пока подобных решений по поводу вице-премьера не существует, несмотря на то, что вот уже несколько суббот подряд правительство в авральном порядке собирается для обсуждения проблем ТЭК. Всякий раз аналитики пророчат отставку вице-премьера и пока ошибаются.
Правда, на днях президент подписал «знаковое» постановление, которым фактически ликвидировал назначенный Кабмином наблюдательный совет НАК «Нефтегаз Украины». Главой совета, как известно, являлась Юлия Тимошенко. Поэтому поручение президента правительству в кратчайшие сроки утвердить новый состав этой структуры, вероятно, не было для вице-премьера безболезненным. Тем более, что практически в то же самое время из Генпрокуратуры «просочилась» информация о возбуждении еще одного уголовного дела, касающегося деятельности ЕЭСУ, – о незаконном перечислении средств на счета корпорации и о хищении средств. А глава делегации МВФ Джон Олдинг-Сми, побывавший в конце мая в Киеве, на прощание заметил, что, по крайней мере, некоторые из предлагаемых вице-премьером Тимошенко реформ в энергетическом секторе нельзя назвать рыночными (в частности, относительно лишения облэнерго функций по сбору денег с потребителей и о создании с этой целью специальных расчетных центров).
Народный депутат Алексей Кучеренко считает, что конфронтация между Кабмином – в лице Юлии Тимошенко – и «некоторыми политическими силами, по-своему видящими развитие ситуации в ТЭК», достигла апогея. Тем не менее Юлия Тимошенко, против которой ополчились многие влиятельные бизнес-группы в Украине, чувствует себя достаточно уверенно, видимо, только благодаря опосредованной зарубежной поддержке. Так, источники в Кабинете министров уверяют, что против возможной отставки вице-премьера выступил недавно во время дружеской беседы с президентом Украины руководитель «Газпрома» Рем Вяхирев. Если учесть, что г-н Вяхирев приезжал в Киев договариваться о сотрудничестве, а украинское правительство не оставляет надежд еще и на реструктуризацию (на 10 лет) «газовых долгов» «Газпрому», то просьба г-на Вяхирева, вероятно, могла иметь вес и влияние.
С другой стороны, Международный валютный фонд по-прежнему демонстрирует неполное доверие к Украине в связи с коррупцией и одновременно симпатию и расположение к премьеру Ющенко и его команде реформаторов. Так что «команда» может держаться, по крайней мере, до тех пор, пока Украина будет заинтересована в успешных переговорах о продолжении Фондом кредитных программ, а Виктор Ющенко лично не сочтет нужным освободить правительство от «лишних людей». Это еще не случилось и, несмотря на усилия некоторых политических сил, вряд ли скоро произойдет, ибо Виктор Ющенко пока не подчинен ни одной из сил, именуемых финансово-политическими холдингами. «К положительным тенденциям в правительстве я отношу предоставление каждому его члену как специалисту в своей сфере достаточного поля для самореализации. Считаю, что это те люди, которые способны себя реализовать», – заметил премьер-министр.
Молодые реформаторы против опытных олигархов
Пока Конституционный суд не вынес свой вердикт относительно того, как следует поступать с результатами апрельского референдума – согласно президентскому либо парламентскому сценарию. Однако народный депутат Дмитрий Табачник уже сейчас считает, что сегодня в Украине прослеживается «смещение вектора» распределения полномочий власти от президентско-парламентской в сторону президентской республики». А поэтому, уверен г-н Табачник, некоторые политические силы заинтересованы в дискредитации идеи парламентаризма.
Видимо, по этой причине наиболее влиятельные группы в Верховном Совете (а также стоящий за ними бизнес) заняты перегруппировкой сил. Примером тому может служить официально оформившийся раскол одной из влиятельнейших политических партий на Трудовую партию Украины (Михаил Сирота) и партию «Трудовая Украина» (Андрей Деркач, Виктор Пинчук, Игорь Шаров). «ТУ» представляет раскол таким образом, словно речь шла об избавлении от балласта. Аналитики в свою очередь подтверждают данную мысль, поскольку прогнозируют партии Михаила Сироты незавидную участь «идейно красивых», но маловлиятельных партий, например, обоих Рухов и ПРП.
Что касается другой части партии, то, по мнению политологов, скорее всего, олигархи станут искать общий язык с другими олигархами – теми же представителями СДПУ(о) и Демсоюза. Кстати, две названные партии, несмотря на широко афишированную договоренность о партнерстве и совместных действиях, на июньских довыборах в Верховный Совет будут конкурировать в нескольких округах. Кроме того, не прослеживается их согласованная позиция по вопросу предлагаемых Юлией Тимошенко реформ в ТЭК, потому что эта проблема беспокоит в большей степени только одну часть намечающегося блока – социал-демократическую.
Впрочем, все эти разногласия можно считать временными издержками становления новой мощной политической силы в виде впервые сформированного в Украине блока финансово сильных партий. Журналисты шутят, что идейной основой этого блока может стать «олигархичность» лидеров партий. По крайней мере, очень похоже, что к тому все идет. Тем более, что крупные политические фигуры в украинском парламенте, заваривающие эту кашу, в кулуарах говорят о намерении войти в состав правительства. Если все это произойдет, то, по прогнозам политологов, примерно к началу осени в Украине сформируется два мощных лагеря: молодые правительственные реформаторы против сильных парламентских олигархов.
Шахматная партия президента
Президент по-прежнему вмешивается в процесс вяло, только «корректируя» его направление. Объяснением тому отчасти может служить уже упоминавшееся внешнее давление. Несмотря на то, что, по словам министра финансов Игоря Митюкова, за 4 месяца текущего года план поступлений в госбюджет выполнен на 99%, без внешних заимствований Украина не сможет погасить до конца года плановые выплаты по внешним долгам. К тому же предварительные расчеты правительства свидетельствуют, что в следующем году доходы бюджета составят 42 млрд. грн., что, как сказал первый вице-премьер Юрий Ехануров, «очень мало». Надежды на доходы от приватизации тоже могут не оправдаться в связи с перманентной политической нестабильностью и противоречивостью программы приватизации, недавно принятой парламентом. Так или иначе, но внешние инвесторы, судя по официальным показателям, пока в Украину не спешат. То есть нынешние финансовые тенденции, видимо, сохранятся еще достаточно долго, а поэтому Украина вынуждена будет прислушиваться к мнению кредиторов.
Долготерпение президента может быть объяснено еще и тем, что кто-то должен сделать «черновую работу», требуемую Международным валютным фондом и неприятную для крупных украинских бизнес-групп. К примеру, одним из требований МВФ является срочная ревизия свободных экономических зон на предмет их эффективности и ограничение видов деятельности в СЭЗ. Этим болезненным для регионов, а также другими не менее сложными вопросами будет заниматься правительство Ющенко.
Однако к осени, когда в Верховном Совете, возможно, окончательно оформится блок фракций под руководством олигархов, противоречия между ними и «молодыми реформаторами» в правительстве неизбежно усилятся – хотя бы потому, что Виктор Ющенко может, как и сегодня, не согласиться с требованиями финансово-олигархических групп. Так, премьер уже сейчас жалуется на то, что между правительством и парламентом нет «чувства локтя», в связи с чем Кабмин «не может опереться на какое-нибудь четко очерченное политическое движение». Очевидно, недопонимание приведет к тому, что олигархам для реализации уже осторожно задекларированной ими идеи о приходе их людей в правительство понадобится небольшая революция. Благо осенью в Украине всегда есть повод поставить вопрос об отставке правительства в связи с вечно проигрышной битвой за урожай и неудовлетворительной подготовкой ТЭК к зиме. На чью сторону – олигархов или Кабмина – встанет президент, сегодня сказать сложно. Скорее всего, многое будет зависеть от позиции сильнейших парламентских партий в вопросах прогнозируемой на осень имплементации результатов референдума.
Сами депутаты считают, что основная причина возможного роспуска парламента и проведения досрочных выборов кроется в уже сейчас просматриваемой несговорчивости Верховного Совета, когда дело касается конституционных изменений, усиливающих президентскую власть в ущерб полномочиям парламента. Правда, руководитель Администрации президента Владимир Литвин согласно информации УНИАН утверждает, что «идея проведения досрочных выборов выгодна политическим силам левого, правого и центристского направления, но невыгодна президенту и Украине». Однако аналитики не исключают, что в случае, если политический кризис, основанный на противостоянии олигархов и правительства, к осени достигнет уровня, когда парламент попытается отправить правительство в отставку и подкорректировать Конституцию в сторону создания парламентской республики, нельзя исключать того, что Леонид Кучма примет жесткие меры.
Видимо, президент просчитал все варианты развития событий. Пока он неактивно, но руководствуется идеей «сдерживания и противовеса». Конституционный суд не так давно умерил пыл депутатов, приняв (по представлению президента) решение о некотором ограничении прав и полномочий депутатов. В отношении правительства Леонид Кучма тоже ничего не предпринимает, потому как в конце июня МВФ должен принять решение о продолжении финансирования Украины или об объявлении моратория на кредитные программы. Джон Олдинг-Сми, уезжая из Киева, заметил, что не может гарантировать положительное решение. А если решение МВФ будет отрицательным, то правительство «молодых реформаторов» утратит всякий вес. И тогда их место вполне могут занять прагматичные олигархи.
По крайней мере, тот факт, что президент пока не утвердил своих представителей в Нацсовет по телевидению и радиовещанию, а также в совет Нацбанка, можно истолковать как то, что Леонид Кучма ждет логического завершения развивающихся событий, чтобы потом принять окончательное решение. Скорее всего, до октября-ноября политические процессы будут развиваться «в рамочках», ибо политики ждут.