Site icon Companion UA

В рамках Дней итальянской культуры при поддержке Посольства Италии в Украине и Итальянского культурного центра 29 мая в Киеве состоится две интереснейшие лекции.

ЛЕКЦИИ

В рамках Дней итальянской культуры при поддержке Посольства Италии в Украине и Итальянского культурного центра 29 мая в Киеве состоится две интереснейшие лекции.

Первая – «Италия и сохранение культурного наследия» – профессора Личи Борелли состоится в Музее западного и восточного искусства им. В. и Б. Ханенко.

Лича Борелли – один из крупнейших итальянских специалистов в области археологии и реставрации. Под ее руководством осуществлялись такие крупные работы, как восстановление этрусских гробниц в Тарканье, Орвьето, Вейо, реставрация фасада храма Святой Софии в Стамбуле, скульптур музея Сана в Йемене. С 1974 по 1991 гг. Борелли работала главным инспектором министерства культурного наследия, представляя Италию в комиссиях и проектах ЮНЕСКО, Европейского Союза и Совета Европы. Она – профессор Высшей школы археологии Флорентийского университета, автор многочисленных публикаций по вопросам археологии и реставрации.

Со второй лекцией – «История итальянской оперы от Монтеверди до ХХ века. Связи со славянским миром» – выступит в Малом зале Национальной музыкальной академии Украины известный музыковед и композитор Роман Влад (начало в 15:00). Он – наш соотечественник. Родившись в 1919 г. в Черновцах, там же начал музыкальное образование у педагогов Т. Тарнавского и Л. Руссу. В 1938 г. Р. Влад переехал в Рим. На протяжении многих лет его считают одной из крупнейших фигур в музыкальном мире Италии. Он автор двух опер, балетов, многочисленных симфонических, камерных и вокальных произведений. Исполнением Кантаты Р. Влада был открыт последний симфонический сезон в театре «Ла Скала». В свое время маэстро был директором Римской филармонии, оперных театров Флоренции, Рима, знаменитого миланского «Ла Скала». Сейчас Р. Влад является президентом Римской филармонической академии и советником Национальной академии Санта Чечилия. Он – автор монографии об И. Стравинском, «Истории додекафонии», многочисленных работ по истории современной музыки.

КОНЦЕРТЫ

Национальная филармония Украины 27 мая в рамках Дней итальянской культуры в Киеве при участии Национального симфонического оркестра Украины предоставит возможность познакомиться киевским любителям музыки с искусством выдающихся итальянских музыкантов – Микеле Кампанелла (фортепиано) и дирижера Алессио Влада.

Микеле Кампанелла завоевал всемирное признание как выдающийся виртуоз благодаря яркой эмоциональной исполнительской манере. В его репертуаре произведения различных музыкальных эпох и стилей, однако наибольшую известность ему принесли интерпретации сочинений Ф. Листа. Трижды (в 1976, 1977, 1998 гг.) М. Кампанелла был удостоен высшей награды Академии Ф. Листа в Будапеште – премии «Гран-при дю Диск». В продолжение тридцатилетней творческой биографии он выступал с ведущими симфоническими оркестрами Европы и Америки с такими всемирно известными дирижерами, как Риккардо Мути, Зубин Мета, Клаудио Аббадо, Жорж Претр; сотрудничал со знаменитыми фирмами звукозаписи – Philips, Fone, PGE.

Его коллега, дирижер Алессио Влад, как и М. Кампанелла, впервые будет выступать перед украинской публикой. После окончания консерватории Санта Чечилия в Риме и Музыкальной академии Киджиана в Сиене был стажером, а затем ассистентом знаменитого Л. Бернстайна. Алессио Влад работал с известными европейскими коллективами – оркестром Римской оперы, Филармонии наций, Национальным оркестром дю Капитоль в Тулузе, оркестром Государственной филармонии в Дрездене. Он известен также как автор музыки к многочисленным театральным и кинопостановкам. В качестве композитора А. Влад сотрудничал с грандами режиссуры: Ф. Дзеффирелли, М. Дзаккаро, Б. Бертолуччи. Сейчас он художественный руководитель театра «Карло Феличе» в Генуе, оперного театра в Бергамо и музыкального фестиваля в Равелло.

В программе филармонического вечера увертюра к опере «Вильгельм Тель» Дж. Россини, Итальянская симфония Ф. Мендельсона и Концерт для фортепиано с оркестром Ф. Листа.

Организаторы концерта – Посольство Италии в Украине и Итальянский культурный центр.

ТЕАТР

В Театре русской драмы им. Леси Украинки 24 и 25 мая в рамках театрального фестиваля «Київ травневий» чеховскую «Чайку» покажет один из лучших в Европе авангардный итальянский театр «Вашело».

В данном случае киевский зритель не увидит традиционной чеховской «Чайки», так как «Вашело» – авангардный театр. Его задача – переосмыслить классическое произведение и сквозь призму нестандартных визуальных и вербальных приемов создать новое видение уже известного. Поэтому известные итальянские театральные деятели Джанкарло Нанни и Мануэла Кустерман, поставившие этот спектакль, считают, что зритель сможет почувствовать катарсис, духовное очищение и глубокое понимание постановки.

Джанкарло и Мануэла известны в театральном мире. Первым был Нанни: в конце 60-х, в театре «Ля Феде» он образовал свою творческую группу, вокруг которой сплотились прогрессивные поэты, художники и актеры Италии. Это позволило открыть экспериментальный театр, который в начале 70-х начал собственные гастроли по Америке. Следующий проект – «Актерская мастерская» – был уже совместным Нанни и Кустерман. Он произвел в Италии настоящий фурор, о чем свидетельствует огромная популярность постановок «Мастерской» – спектакли по пьесам Шекспира, Шиллера, Ибсена и Стринберга только на родине постановщиков посмотрели около 270 тыс. человек.

КИНО

На видеорынке Украины появился самый масштабный и самый дорогой фильм этого года – «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта.

Американскому классику Ридли Скотту понадобилось $100 млн., чтобы поставить историю о Древнем Риме. Со времен помпезных и невероятно дорогостоящих для своего периода «Бен-Гура» (1959 г., $15 млн.) и «Спартака» (1960 г., $12 млн.), фильмов, подобных «Гладиатору», в Голливуде не производилось. Для своих съемок Скотт выбрал Мальту, где в полностью (!) воссозданных римских Колизее и Сенате тысячи статистов изображали зрителей и легионы вооруженных воинов. Что касается римских окрестностей, то их рисовали с помощью компьютера, как и большую часть эффектов. Кстати, многие эффекты в картине считаются новаторскими.

Фильм отсылает зрителя к 180 году до нашей эры, когда для Рима наступили мрачные времена. Убив своего отца, императора Марка Аврелия (Ричард Харрис), к власти приходит его сын, тиран Коммод (Хоакин Феникс), и в империи начинаются массовые «чистки». Убить должны и Максимуса (Рассел Кроу), которого стареющий император назначил наследником трона. Он бежит и под видом раба теперь должен воевать не с германскими варварами, а драться на арене цирка с гладиаторами и голодными львами. Но он возвращается в Рим, чтобы отомстить.

В «Гладиаторе» не заняты киноактеры-суперзвезды, но после проката актеры, играющие в фильме, вполне могут стать таковыми. Австралиец Рассел Кроу стал достойным продолжателем исторических ролей, наряду с Чарльтоном Хестоном и Кирком Дугласом (хотя получил роль Максимуса после того, как от нее отказался Том Круз). Ричард Харрис известен в английском кино, поэтому роль Аврелия, хоть и небольшая, вполне может быть этапной для его популярности в Америке. Для Хоакина Феникса столь большая работа – амплуа императора Коммода – первая, до этого он снимался в основном в авторском кино и привлек внимание продюсеров лишь в 1998 году, играя вместе с Николасом Кейджем в «8 мм».

Фильм по достоинству оценили американские зрители: он вышел 5 мая почти на 3000 экранах США и после первого уик-энда собрал около $35 млн. (информация из бокс-офиса Internet Movie Database). Это рекорд за последние 4 месяца.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

В Киеве открылся новый ночной клуб «Промзона».

Название нового ночного клуба звучит весьма непривычно, еще необычнее его месторасположение: ранее в этом помещении находился завод высокоточных весов «Веда». «Промзона» (от «промышленной зоны») гротескно, пародийно использует стиль социалистических времен, с плакатами-призывами на стенах, пятиметровыми фотографиями рабочих-сталелитейщиков и шахтеров и увеличенными до огромных размеров газетными вырезками. Клуб приглашает не в ресторан, а в столовую, где столики – в виде канализационных люков довоенного времени, а сиденья – машинные колеса, для удобства обтянутые мягкой кожей. Два зала, бывшие цехи, представляют собой смесь старого заводского интерьера и современного дизайна и соединяются между собой стальными воротами. Кстати, интерьер клуба создавала дизайнерская студия «21-11», известная по работам над спектаклем Романа Виктюка «Бульвар Сансет», сети магазинов «Соло-Мода» и магазинов Adidas. Техническим обустройством «Промзоны» занималась украинская фирма «Зинтеко». Ее «перу» полностью принадлежит второй зал-танцплощадка.

Обслуживающий персонал клуба состоит сплошь из «военных»: девушек-официанток в юбках цвета хаки и барменов в тельняшках.

По словам создателей, клуб рассчитан на людей всех возрастов – от 15 до 60 лет.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки 30 мая состоится вечер французской вокальной музыки.

Программа вечера интересна и примечательна. За ее созданием стоит серьезная поисковая работа молодой пианистки, солистки органного зала Екатерины Баженовой, которая провела немало времени в нотных библиотеках, пересмотрев массу сборников и изданий.

Программу I отделения концерта составили исключительно первопрочтения. В ней представлены вокальные миниатюры А. Онеггера, Ш. Кехлина, Ж. Орика, Д. Мийо и Ф. Пуленка. Во втором отделении – редко звучащие сочинения Э. Шоссона и вокальный цикл Ф. Пуленка «Бал масок». Произведения интересны еще и необычным составом (вокал, струнный квартет, духовые и фортепиано).

Прозвучит эта программа в исполнении замечательных музыкантов – струнного квартета им. Н. Лысенко, заслуженного артиста Украины Виктора Тимца (кларнет) и Екатерины Баженовой (фортепиано).

Солировать будет заслуженная артистка Украины Людмила Войнаровская (сопрано). В качестве солистки «Киевской камераты» эта певица подготовила массу сложнейших программ из редко звучащих сочинений М. Равеля, Ф. Пуленка, А. Шонберга. Специально, в расчете на ее замечательный выразительный, голос писали музыку такие известные отечественные композиторы, как Е. Станкович, И. Щербаков, В. Рунчак, М. Шух, Я. Верещагин. Людмила Войнаровская, безусловно, сумела завоевать круг почитателей, для которых каждая встреча с певицей – встреча с прекрасным.

Exit mobile version