Site icon Companion UA

Сбор за использование местной символики можно не платить вовсе или платить по минимуму

Сбор за право на использование местной символики как один из местных налогов был введен в мае 1993 г. Декретом Кабинета министров Украины «О местных налогах и сборах» №56-93. В ст. 12 этого документа перечислены объекты местной символики, за использование которой с коммерческой целью может взиматься сбор:

При этом использование местной символики без коммерческой цели является бесплатным. А к некоммерческим украинское законодательство относит общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, объединения предприятий.

Несмотря на это, местные власти, опираясь на Закон Украины «О местном самоуправлении», расширенно трактуют приведенный выше перечень, пользуясь предоставленным им правом утверждать собственную символику – герб, флаг и др., которая отражает их исторические, культурные, социально-экономические и другие местные особенности и традиции. Так, к примеру, Киевская городская администрация 15 января 1996 г. своим распоряжением №39 утвердила Перечень названий объектов и исторических памятников, относящихся к местной символике, использование которых юридическими лицами и гражданами в коммерческих целях предполагает уплату сбора в установленном порядке. Этот перечень включает 194 наименования. Кроме того, к местной символике относятся названия, измененные по падежам и склонениям.

Указанные противоречия привели к тому, что многие предприятия, считая, что они не являются субъектами такого сбора, вынуждены были судиться в арбитражах с контролирующими органами. Конфликтные способы решения данной проблемы мы уже освещали ранее (см. «&», №5 за этот год, статья «По понятиям». – Прим. ред.). Между тем предпринимателям, использующим местную символику, не обязательно идти на прямое обострение взаимоотношений с налоговиками – у них есть иные возможности для минимизации затрат по этому виду обязательного платежа.

Сбор можно отменить

Согласно ст. 12 Декрета КМУ «О местных налогах и сборах» предельный размер сбора за право на использование местной символики не должен превышать с юридических лиц 0,1% стоимости произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) с использованием местной символики, а с граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью, – 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Заметим, что это максимальные размеры сбора, а местным органам самоуправления ст. 18 Декрета предоставлено право устанавливать и «свой» размер сбора за право на использование местной символики. Иными словами, местный совет депутатов вправе не только снизить процент сбора на всю местную символику, но и дифференцированно подойти к установлению размера сбора, в зависимости от вида местной символики (например, выделив определенные названия символики в особую, «элитную» группу). Кроме того, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право вводить льготные налоговые ставки или полностью отменять сбор.

Таким образом, умея «договариваться», предприниматель может добиться снижения размера сбора или полной его отмены для той местной символики, которую он использует в коммерческой деятельности. Тем более, что Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» предоставляет местным властям право освобождать от сбора за использование местной символики также и отдельные организации. В Киеве, к примеру, согласно Решению Киевсовета №7, принятому 15.02.1994 г., от уплаты сбора за использование местной символики освобождаются:

Сбор можно не платить

На сегодняшний день предприятия вправе не платить сбор за использование таких государственных символов Украины, как Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Это связано с тем, что в нашей стране до сих пор не урегулирован порядок применения государственных символов, хотя согласно ст. 20 Конституции Украины должен быть принят соответствующий закон. А постановление Верховного Совета Украины «О Государственном гербе Украины», которым трезубец утвержден как малый герб Украины, не содержит ограничений по использованию его изображения субъектами предпринимательской деятельности. Как результат – Государственный флаг Украины и малый Государственный герб Украины часто встречаются на упаковке товаров (особенно ликеро-водочных).

Еще один способ, позволяющий не уплачивать сбор за право использования местной символики в коммерческих целях, состоит в том, что согласно Декрету КМУ «О местных налогах и сборах» платить сбор необходимо только в случае, если применение местной символики охраняется на данной территории. Иными словами, в случае применения местной символики одной местности (например, Днепропетровска) в названии товаров и услуг, которые производятся и продаются в другой местности (допустим, в Киеве), получать разрешение и платить сбор не нужно.

В целом случаи легальной неуплаты сбора за право использования местной символики можно свести к следующим:

P.S. Мы сознательно не акцентируем внимание читателей на том обстоятельстве, что сбор за право использования местной символики в Киеве вообще нелегитимен и в идеале взиматься не должен. Причина в том, что Решение Киевского городского совета народных депутатов №7 от 15.02.1994 г. «О введении сбора за право использования символики города Киева» так и не вступило в законную силу, поскольку не было официально опубликовано. Хотя согласно действующей на тот момент ст. 22 Закона Украины «О местных советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении» данное решение должно было быть доведено (читай: официально опубликовано. – Прим. авт.) для выполнения всем предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам не позднее десятидневного срока с момента его принятия.

Однако налоговые органы имеют другую точку зрения на эту проблему и применяют к предприятиям финансовые санкции за неуплату сбора. Поэтому вышеприведенный довод должен быть для предприятия последним, когда иного выхода, кроме как арбитражное разбирательство с налоговиками, уже не остается.

Exit mobile version