Сергей Нагорянский, начальник пресс-службы Министерства обороны, пресс-секретарь министра обороны Украины, полковник:
– Так, це необхiдно. I згiдно вимог Бойового статуту Сухопутних вiйськ та вiдповiдних документiв, що регламентують правила забезпечення заходiв безпеки у районах проведення вiйськових навчань, бойових стрiльб або пускiв, керiвництво навчання органiзовує заходи щодо забезпечення безпеки.
Олег Мусиенко, генеральный директор юридической информационно-консультационной фирмы «Олег», полковник юстиции:
– Оберегать мирный сон граждан необходимо не от военных учений, а от «беременных генералов», не способных обеспечить применение совокупности всех мер безопасности при проведении боевых стрельб, в том числе и образование войсковой ПВО, радиотехнических средств слежения за учебной целью. В этом случае «потерявшая голову» ракета была бы немедленно уничтожена даже ранцевой зенитной установкой, управляемой одним воином-зенитчиком.
В профессиональной армии со значительно меньшим количеством генералов, а значит, более «дешевой» для государства, подобные ЧП станут невозможными.
Владимир Ульянов, генеральный директор проектной консалтинговой группы Project Consulting Group, Ltd.:
– Мирный сон граждан оберегать нужно и от военных учений, и от других посягательств. В то же время, очевидно, необходимы и военные учения. Однако их проведение надо обеспечить совершенно иными мерами безопасности, иной концепцией безопасности, чем те, которые позволяют совершать «броварские» ошибки возле Чернобыля и накануне чернобыльской даты.
Персональная ответственность военных в этом случае должна быть, по крайней мере, не меньше той, которую они несли при посадке Руста на Красную площадь.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Конечно, нужно. Потому что военные учения в стране с разрушенной экономикой, где при власти находятся некомпетентные люди, всегда чреваты непредсказуемыми последствиями и даже катастрофами.
Василий Онопенко, народный депутат Украины:
– Останнi подiї, якi вiдбулися у зв’язку з навчаннями вiйськових, як українських, так i росiйських, показують, що не все гаразд у наших вiйськах. Це стало очевидно, коли ракети влучають у будинки i кораблi. Я вважаю, що тут винен не тiльки людський фактор. Мова йде про застарiлу технiку, яка виходить з ладу. Потрiбно бiльше придiляти уваги вiйськовим i перш за все – фiнансуванню Збройних Сил.
Сергей Головатый, народный депутат Украины:
– Нужно. Необходимо наказывать и увольнять начальников, которые врут народу, начиная от Чернобыля и заканчивая «броварской» ракетой.
Евгений Григоренко, первый заместитель руководителя Главного управления по вопросам экономической политики Администрации президента:
– Конечно, никому не хочется, чтобы ракеты попадали в дома. Это не должно повториться, и из этого нужно сделать выводы правительству и обществу.
Лидия Верховодова, президент Киевской консалтинговой группы:
– Нужно. Вопрос только в том, как предотвращать такие случаи. Государство должно нести ответственность перед своими гражданами за подобные инциденты.
Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании KINTO:
– Обов’язково потрiбно. Такi випадки не повиннi повторюватися. З iншого боку, вони були ще за радянських часiв, але про це нiхто не розповiдав. У вiйськовiй справi й вiйськових навчаннях завжди є ризик.
Сергей Соболев, советник премьер-министра Украины при Кабинете министров Украины:
– Разумеется, надо. На мой взгляд, военные учения никогда не должны перерастать в военные действия против мирных граждан. После подобных прецедентов должно проводиться служебное расследование, и как его следствие – отставка высших должностных лиц. А сейчас пытаются все списать на неисправность техники.
Сергей Мичковский, директор рекламного агентства B&B International:
– Безусловно, нужно. Военные учения должны проходить как можно дальше от густонаселенных районов.
Анатолий Милевский, председатель правления АБ «Укрпрофбанк»:
– Мирным жителям нужна гарантия собственной безопасности. Но использование современных технических средств не позволяет этого сделать. В то же время нельзя запретить военные учения, т. к. без подготовки военных специалистов Украина останется без боеспособной армии. Выход – взвешенный подход, с учетом интересов не только военных, но и безопасности мирных жителей, повышение ответственности за подготовку и проведение учений.