Маркирование кассет и компакт-дисков не станет серьезным препятствием для «пиратов»

Основное достоинство Закона Украины «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм» от 23.03.2000 г. (далее – Закон) состоит в легализации института т. н. «контрольных марок». Последними, в целях соблюдения авторских и смежных прав, будет маркироваться любая аудио- и видеопродукция, поступающая в продажу.

Специалисты уже сейчас говорят, что контрольные марки станут эффективным средством в борьбе с «пиратами», бизнесу которых контролирующие структуры ничего действеннее разовых изъятий контрафактных компакт-дисков и видеокассет пока противопоставить не могут. Помимо этого, контрольные марки позволят заменить в розничной сети ворох разрешающих документов – разнообразных аттестатов, свидетельств и т. п., а также сделают более доступной информацию о происхождении аудио- и видеопродукции.

Впрочем, Закон удобен не только для представителей контролирующих структур, есть в нем «лазейки» и для пиратов.

«Пираты» смогут легализовать свои продажи

Центральный момент Закона – разрешенными к распространению считаются лишь маркированные экземпляры аудиовидеопроизведений и фонограмм (далее – АВП И ФМ. – Прим. ред.). Маркировка последних производится «путем наклеивания контрольных марок на упаковку таких экземпляров».

Маркировать продукцию обязан импортер, экспортер или воспроизводитель, который выпускает экземпляры в обращение. Импортированные экземпляры АВП и ФМ маркируются после их ввоза на территорию Украины перед выпуском в обращение. При этом марки указанным субъектам будут продаваться при представлении доказательств того, что на их продукцию имеются соответствующие разрешения на использование авторских или смежных прав (плата за выдачу контрольных марок является фиксированной и взимается с каждого экземпляра АВП и ФМ из расчета 1% от необлагаемого налогом минимума доходов граждан (ННМ) за штуку, что на сегодня составляет 17 коп.).

Однако эти правила вступят в силу по истечении 180 дней с даты опубликования текста Закона в официальном издании (на момент подготовки материала в печать его официальная публикация еще не состоялась. – Прим. ред.). Отрадно, что законодатель не вводит новые правила игры по факту (что в последнее время стало традиционным явлением) – полугодовая отсрочка позволит торговцам контрафактными товарами распродать «пиратские» диски и кассеты и постепенно перевести свой бизнес на легальные рельсы. При этом легализация будет проводиться по такой схеме:

  • Импорт, экспорт и оптовая торговля АВП и ФМ в течение 90 дней со дня опубликования Закона должна осуществляться только при наличии у распространителя соответствующего аттестата (аттестаты являются необходимыми в соответствии с прежней законодательной базой). Розничная торговля в указанный срок разрешается с использованием заверенной копии аттестата распространителя, продавшего (передавшего) розничному торговцу АВП и ФМ.
  • В промежуток времени 90-180 дней со дня опубликования Закона распространение АВП и ФМ разрешается при наличии либо соответствующих аттестатов (для розницы – заверенных копий), либо контрольных марок на продукции.

Что касается лазеек, то в новом Законе, в отличие от прежней нормативной базы, предусмотрена возможность распространения и воспроизведения АВП и ФМ не только в материальной форме (кассеты, диски), но и в электронной, нематериальной, в частности с помощью Internet. В связи с чем возникает вопрос: как наклеить марку на потоки данных?

Таким образом, хоть в Законе и есть упоминание о распространении АВП и ФМ в нематериальном виде, никаких преград для «виртуального пиратства», приобретающего все большую популярность, по-прежнему не существует.

Контрольные марки попадут в теневой оборот

Закон устанавливает, что «на упаковку каждого экземпляра аудиовизуального произведения или фонограммы, который импортируется в Украину, воспроизводится или распространяется в Украине, наклеивается контрольная марка, являющаяся самоклеющимся голограммным знаком, внешняя сторона которой имеет специальную защиту. Технология изготовления контрольных марок должна обеспечивать их одноразовое использование». Именно такая марка, по замыслу разработчиков Закона, будет свидетельствовать о правомерности использования АВП и ФМ в соответствии с приобретенными авторскими и смежными правами.

На это специалисты замечают: последствия от введения даже суперзащищенных контрольных марок будут весьма схожими с теми, что имели место при внедрении акцизных марок на алкоголь и табак:

  • Немаркированная продукция уступит место маркированной отнюдь не сразу;
  • Контрольные марки через определенный период времени после их выпуска поступят в теневой оборот.

Эти утверждения базируются на опыте. Так, сегодня в обороте по-прежнему находится весьма внушительное количество фальсифицированных алкогольных напитков, и это несмотря на то, что, по мнению налоговиков, факты использования поддельных акцизных марок встречаются редко. Данный парадокс объясняется просто: в теневом обращении в достатке имеются подлинные акцизные марки, и источники их происхождения могут быть самыми разнообразными (похищены во время перевозки или хранения, получены через подставные структуры и т. п.). Кроме того, и ныне встречаются столь высококачественные подделки, которые могут быть идентифицированы как фальшивые марки лишь после проведения специальной экспертизы.

3. По аналогии с повторным использованием акцизных марок на водку возможно и повторное наклеивание контрольных марок на АВП и ФМ – у специалистов возникает сомнение, что технологически этому удастся воспрепятствовать. Простой пример: акцизные марки, аккуратно снятые «рукой умельца», при повторном наклеивании выглядят, конечно, несколько «хуже» примененных впервые, но это не мешает их дальнейшему использованию. И поскольку маркированные акцизными марками «second hand» алкогольные напитки редкостью не являются, можно утверждать, что такая же участь ожидает АВП и ФМ.

При этом повторное использование как акцизных, так и контрольных марок не влечет изъятия товара из обращения. Наказуемым является лишь использование марок неустановленного образца либо обращение немаркированной продукции.

Между контролерами и торговцами CD по-прежнему будут возникать конфликты

По закону контрольные марки имеют собственный номер и серию. Установлены такие серии контрольных марок: «А» – для аудиокассет; «В» – для видеокассет; «К» – для компакт-дисков. При этом в Законе нет определения, что именно следует считать компакт-диском (аудио-, видео-CD, компьютерные CD, DVD и т. п. – Прим. авт.). На практике это вызывает путаницу.

Так, некоторые распространители полагают, что движущееся изображение (и/или звук), возникающее в результате обработки компьютерной программы, записанной на СD-ROM, не является аудиовизуальным произведением, поскольку понятие «компьютерного» в законодательстве обособлено. Госагентство по авторским и смежным правам (ГААСП) по данному поводу издает противоречащие друг другу разъяснения.

Эта неразбериха на руку контролерам. Однозначно можно прогнозировать, что при проверке деятельности торговцев АВП и ФМ представители контролирующих структур (в частности, налоговики) будут всякий раз настаивать на том, что контрольные марки должны быть наклеены на упаковку всех видов компакт-дисков. Ведь отсутствие таковых дает им повод для применения финсанкций к нарушителям закона (подробнее об этом речь пойдет ниже).

Как сделать деньги на перепродаже контрольных марок?

Преград для бизнеса на получении контрольных марок Закон не устанавливает. Так, можно получить марки на одни наименования АВП и ФМ (с «дешевыми» авторскими или смежными правами), а наклеить их на другие, приобретение прав на которые получателю марок не по карману. Кроме того, можно получить заведомо завышенное количество марок, часть из них использовать, а оставшиеся (либо все) выгодно продать.

Впрочем, масштабные операции с перепродажей контрольных марок будут основываться на том, что стоимость авторских прав на различные произведения и фонограммы различна. Отсюда возникает схема, когда лицо приобретает авторские и смежные права на «бросовый» товар, получив под соответствующие документы контрольные марки, однако затем, не использовав их по назначению, продает (пусть и негласно) на выгодных для себя условиях, скажем, «пиратам», изготовляющим контрафактные товары. Последние же просто наклеивают такие марки на любую свою продукцию – лишь бы серии соответствовали типу продукции.

Возможности без ответственности

В соответствии с Законом, «розничная торговля экземплярами аудиовизуальной продукции и фонограмм разрешается только в специализированных объектах розничной торговли». Правила такой торговли и требования к указанным специализированным объектам должны быть установлены Кабмином.

С учетом того, что правительственные документы по этим вопросам уже существуют и активно используются на практике контролирующими структурами, вряд ли стоит надеяться на то, что КМУ издаст нечто новое (подробнее о действующих ныне правилах и требованиях при торговле АВП и ФМ см. «&» № 10 за нынешний год, статья «Демо-версии»). Более принципиальным в этом отношении является санкционированное Законом ужесточение ответственности за нелегальное распространение АВП и ФМ с внесением соответствующих дополнений в Уголовный и Административный кодексы (УК и КоАП) Украины.

Так, УК дополнен ст. 153-2 «Незаконное изготовление, подделка, использование или сбыт незаконно изготовленных и полученных или поддельных контрольных марок для маркирования упаковок экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм». Названные действия караются лишением свободы на срок до 3 лет либо штрафом от 100 до 300 ННМ. Те же действия, совершенные повторно или группой лиц – лишением свободы от 3 до 5 лет с конфискацией имущества либо штрафом от 300 до 1000 ННМ.

Заметим, что ст. 153-2 УК Украины фактически препятствует лишь распространению поддельных контрольных марок. Что касается незаконного получения действительных контрольных марок, то сбор доказательств умысла лица, который направлен на заведомо незаконное получение марок, является весьма проблематичным. Проще говоря, если лицо не использовало для получения марок заведомо сфальсифицированные, поддельные документы, доказать незаконность получения марок будет практически невозможно. Обвиняемому достаточно заявить, что он получал марки якобы для себя с целью их использования и лишь по каким-то причинам не сделал этого, и ст. 153-2 УК Украины на него не распространяется, т. к. по формальным признакам выходит, что контрольные марки он получил на вполне законных основаниях. А поскольку данная статья не предусматривает ответственности за незаконное использование полученных в установленном порядке подлинных контрольных марок, бизнес на их перепродаже будет если не процветать, то, по крайней мере, существовать в рамках сложившегося правового поля.

КоАП Украины дополнен ст. 164-9 «Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных программ или фонограмм». Эта статья устанавливает, что распространение экземпляров АВП и ФМ, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, имеющими серию, не соответствующую носителю данного экземпляра (аудио, видео или компакт-диск. – Прим. авт.), или номер, который не соответствует данным Единого реестра получателей контрольных марок, влечет за собой ответственность в виде наложения штрафа от 10 до 100 ННМ с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм. Те же действия, совершенные повторно, влекут за собой наложение штрафа от 50 до 200 ННМ с конфискацией АВП и ФМ.

Сконструированная таким образом диспозиция ст. 164-9 КоАП Украины может быть применена на практике лишь частично:

  • если АВП и ФМ не маркированы вовсе – нарушение требований этой статьи налицо. То же самое можно сказать в отношении несоответствия серии контрольной марки виду носителя АВП и ФМ;
  • однако случай несоответствия номеров контрольных марок данным Единого реестра недоказуем. Так, в Едином реестре будет содержаться информация о получателе марок, т. е. непосредственном производителе АВП и ФМ либо импортере (экспортере). Но, получив и наклеив марки, производитель продукции (импортер, экспортер) продаст ее множеству распространителей, данные о которых в реестре отсутствуют. Поэтому сверить соответствие номеров марок на продукции, реализуемой потребителям через посредников, будет невозможно.

Закону «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм» уготовано неоднозначное будущее. На первых порах он вызовет отрицательную реакцию потребителей и распространителей, будет игнорироваться и даже саботироваться. Ведь конъюнктура рынка аудиовидеопродукции в настоящее время почти полностью сформирована за счет «пиратских» копий, что приучило потребителей к весьма невысоким ценам, а распространителей – к безразличному отношению к соответствующему законодательству. Ну а дальнейшая судьба этого нововведения зависит от активности, которую будут (или не будут) проявлять контролеры и легальные продавцы АВП и ФМ, рекламируя достоинства полностью «легальной» аудио- и видеопродукции.

Залишити відповідь