Одним из интереснейших концертов этого сезона станет выступление 21 апреля на сцене Национальной филармонии Украины симфонического оркестра и хора Людвигсбургского фестиваля (Германия, дирижер Вольфга

КОНЦЕРТЫ

Одним из интереснейших концертов этого сезона станет выступление 21 апреля на сцене Национальной филармонии Украины симфонического оркестра и хора Людвигсбургского фестиваля (Германия, дирижер Вольфганг Геневайн), в исполнении которого прозвучит «Немецкий реквием» И. Брамса.

Выдающийся немецкий композитор Иоганнес Брамс в истории европейской музыкальной культуры занимает особое место – он был наиболее глубоким и последовательным продолжателем классических традиций, одновременно обогативший их «новым» романтическим содержанием. В его произведениях слились воедино, как два полюса, бурно протестующее «взрывчатое» начало и задушевная лирика, страсть и нежность, порыв и отчаяние. Верный ученик и последователь венских классиков, И. Брамс поставил перед собой трудную задачу: кипящую лаву романтических чувств облечь в стройные классические формы, патетическую взволнованность умерить рациональным взвешенным наблюдением.

Над «Немецким реквиемом», одним из своих самых монументальных сочинений, И. Брамс работал более десяти лет. Композитор отказался от традиционного латинского католического текста заупокойной мессы, заменив его немецким, заимствованным из духовных книг. Эпическая мощь в сочетании с проникновенным лиризмом ставят это произведение в ряд высших достижений европейской музыкальной культуры XIX века.

Исполнением брамсовского шедевра на сцене Колонного зала им. Н. Лысенко Украина обязана, в первую очередь, посольству Германии – именно оно стало инициатором гастрольного турне симфонического оркестра и хора знаменитого Людвигсбургского фестиваля в стране. Турне начнется выступлением в Киеве и продолжится в Одессе, Харькове, Львове.

КОНЦЕРТЫ

В Страстную среду 26 апреля в программе Национального дома органной и камерной музыки – редко звучащее сочинение Й. Гайдна «Семь последних слов Спасителя на Кресте» в исполнении заслуженного ансамбля Украины Струнного квартета им. Н. Лысенко.

По мнению протоиерея Александра Кубелиуса, духовный комментарий которого будет сопровождать концерт, очень важно, что это сочинение прозвучит именно в день Страстной недели, когда каждый христианин должен внутренне сосредоточиться и духовно очиститься в преддверии великого праздника Пасхи. Ибо в этом произведении композитор обратился к библейской тематике. К каждой из семи частей этого необычного цикла Й. Гайдн написал эпиграф – семь последних фраз, произнесенных на кресте распятым Спасителем.

Звучать эта замечательная музыка будет в исполнении лучшего из отечественных камерных ансамблей – Струнного квартета им. Н. Лысенко. В его составе такие известные мастера, как народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии, профессор Национальной музыкальной академии Украины Анатолий Баженов (1-я скрипка), Олег Серединский (2-я скрипка), Сергей Романский (альт) и заслуженный артист Украины Виктор Гайдук (виолончель). Профессионализм и мастерство каждого из участников коллектива заслуживает самых высоких слов, ибо он известен во всем мире. В репертуаре квартета – десятки концертных программ, среди которых стоит выделить такие масштабные циклы, как антологии струнных квартетов Б. Лятошинского, П. Чайковского, Л.-В. Бетховена, Д. Шостаковича. Специально для этого коллектива создавали свои произведения несколько поколений украинских композиторов, в том числе известные мастера Е. Станкович, В. Сильвестров, И. Карабиц.

ТЕАТР

Национальный театр русской драмы им. Леси Украинки 19 апреля в рамках Международного театрального фестиваля «ДевХяте мистецьке Березiлля» представит спектакль Египетского театра драмы Аl-Talia.

Театр, который в Киев приезжает впервые, не будет демонстрировать то, что в сознании любого связано с Египтом: на сцене столичного театра зритель не увидит ни пирамид, ни фараонов. В постановке режиссера Нассера Абдель Монейма – сегодняшний Египет. Его спектакль «Пейзажи Нила. Рассказы речных жителей» – о жизни нубийца, живущего в чужой стране.

Нубийский народ, вечный египетский «сателлит», вынужден был бороться за сохранение своей культуры, языка и традиций. Эта борьба демонстрируется через призму почти фантасмагорического сюжета, где реальность совмещается с выдумкой. Одновременно всем жителям маленького села на юге Египта приснился сон, что их селение сносит вышедший из берегов Нил – это завязка спектакля. Но сон оказывается вещим… Государственный служащий, приезжающий из Каира под маской фольклориста, пытается выяснить реальную сумму компенсации жителям за причиненный стихией ущерб. В дебаты с чиновником – об отношении власти к народу, центра к глубинке и сохранении культуры всех присутствующих в стране национальностей – вступает молодой интеллектуал, главный герой спектакля.

Впрочем, вопросы, звучащие в постановке, переходят границы проблем нубийского народа – все эти трудности хорошо знакомы и представителям многих других национальностей, вынужденным бороться за сохранение собственной культуры.

КОНЦЕРТЫ

В Оперной студии Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского 22 апреля в рамках Международного театрального фестиваля «Дев’яте мистецьке Березiлля» состоится концерт Ансамбля Дмитрия Покровского.

В Киеве ансамбль сыграет пьесу «О Царе-Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе». Это одна из самых известных и самых популярных в России народных драм, количество музыкальных вариантов которой исчисляется двумя сотнями. Данная пьеса – сказочное повествование, где былинные богатыри, защитники родины, побеждают в боях злых и коварных захватчиков.

Однако постановка в основном о любви Царя-Максимилиана к красавице-ворожке. Непреодолимое чувство заставляет Царя принять другую веру и поклоняться «кумарическим богам». Сын не приветствует решения отца, поэтому отказывается последовать его примеру. Тогда Царь убивает непокорного отпрыска.

Ансамбль Покровского поражает своим невероятно богатым репертуаром, в котором более 2 тысяч народных песен, танцев и обрядов русского села. Кроме русского фольклора (Архангельской, Белгородской, Вологодской и др. областей, донских и кубанских казаков), музыканты исполняют народные песни Украины, Белоруссии, Литвы, фольклор Англии и Америки. Такая многоплановость способствовала выступлениям ансамбля во многих концертных залах мира, что и является целью художественного руководителя Дмитрия Покровского. Популяризируя русскую музыку среди представителей других культур, он рассчитывает развить у все большего круга людей желание приобщаться к мудрому голосу прошлого, то есть к той музыке, которая за многие века своего существования «отстоялась», как вино, и приобрела вкус настоящего искусства.

КИНО

В Международном центре культуры и искусств (Жовтневый палац) с 14 по 16 апреля, а затем в «Кинопалаце» с 17 по 30 апреля состоится показ фильма-лауреата премии «Оскар» «Сонная Лощина».

Это великолепная экранизация одноименной новеллы Вашингтона Ирвинга.

Литературный сюжет перенес на экран известный американский режиссер Тим Бартон, слава которого началась с фильма «Жучий сок» (1988). Тогда он доказал, насколько многообразен и богат мир мистики, как его можно расширить и наполнить смысловым содержанием и жанровой эклектичностью. Затем режиссер снял коммерчески успешные «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается». «Сонная Лощина» – двенадцатый фильм Тима Бартона и, возможно, наиболее ожидаемый зрителями. Слухи о его съемках ходили давно, и особенно интриговали любителей творчества Бартона детали, ведь сюжет был известен.

1799 год. В заштатном американском городишке со странным названием Сонная Лощина происходят не менее странные события. Всадник на черном коне терроризирует местных жителей, с каждым приездом кого-то убивая и забирая с собой голову жертвы. Еще более странно то, что всадник сам без головы. Расследовать это дело предлагают инспектору Икабоду Крэйну (Джонни Депп). Герой Деппа – закомплексованный учитель, согласившийся стать инспектором только потому, что мечтает быть героем.

Фильм снимался в Англии, что значительно уменьшило бюджет. На сэкономленные средства Бартон пригласил в свою картину таких звезд, как Кристина Ричи, Миранда Ричардсон, Майкл Гэмбон, Каспар Ван Дин. А Кристофер Уокен, Мартин Ландау и Кристофер Ли (самый известный «кинодракула») снимались в эпизодах бесплатно только потому, что желали попасть в фильм мастера-Бартона. Фильм вышел в прокат в ноябре прошлого года на более чем 3 тысячах экранах США и на сегодня собрал больше $100 млн. Почти столько же он собрал и по всему миру.

На «Оскар» картина выставлялась по трем номинациям. Получила одного – за исключительно оригинальные костюмы и декорации, передающие не только моду XVIII века, но и создающие атмосферу фильма.

Залишити відповідь