Первый вице-президент ЕБРР о перспективах сотрудничества с Украиной в 2000 году

«&»: Г-н Франк, в последнее время отношения Украины с международными финансовыми организациями складываются не всегда гладко. Не планирует ли ЕБРР сокращение своей активности в нашей стране?

Ч. Ф.: Я неоднократно заявлял и подтверждаю это еще раз: ЕБРР твердо намерен продолжать активно работать в Украине. Например, в прошлом году мы взяли на себя обязательства профинансировать различные проекты в Украине на общую сумму около EUR250 млн. Это наибольшая сумма, которую банк когда-либо выделял странам-заемщикам.

Однако наша активность в Украине во многом будет зависеть от действий вашего правительства. Для нас немаловажно, насколько серьезны его намерения и насколько значительны его возможности в достижении успехов в экономических реформах. Кроме того, для ЕБРР имеет большое значение способность правительства создавать и поддерживать благоприятные условия для инвестиций.

«&»: Неужели руководство ЕБРР не придает особого значения шумихе вокруг нецелевого использования Украиной средств МВФ?

Ч. Ф.: Нам, конечно, известно то, что сейчас проводится аудит Национального банка и какие дискуссии разворачиваются по данной проблеме. Вместе с тем хочу отметить, что мы не имеем непосредственного отношения к этому вопросу. Программы ЕБРР ориентированы на помощь в осуществлении экономических реформ и переходу к рыночной экономике. И мы продолжим свою деятельность в Украине до тех пор, пока в вашей стране будут осуществляться такие реформы, а правительство будет содействовать этому процессу.

«&»: Способно ли, на ваш взгляд, нынешнее правительство в приемлемые сроки осуществить необходимые реформы?

Ч. Ф.: Украине еще нужны очень серьезные экономические реформы. Однако я считаю, что существует очень большой потенциал успешного сотрудничества ЕБРР с нынешним правительством. Во время наших встреч руководители украинского государства неоднократно подчеркивали свою приверженность идее реформ. Вместе с тем, как говорят в Америке, действия могут сказать больше, чем слова. Иначе говоря, уровень нашего сотрудничества с Украиной будет определяться не словами, а конкретными действиями вашего правительства.

«&»: Какие проекты и на какую сумму ЕБРР может профинансировать в Украине в текущем году?

Ч. Ф.: Очень сложно прогнозировать, какие именно проекты будут реализованы нами. Но мы очень надеемся на то, что сможем в 2000 году достигнуть того же уровня финансирования новых проектов, какой был в 1999 году. К числу наиболее вероятных для реализации я бы отнес проект предприватизационной финансовой поддержки «Укртелекома» и ряд муниципальных проектов в сфере энергосбережения и водоочистки. Я также не исключаю, что при определенных успехах в приватизации энергопоставляющих компаний мы сможем реализовать проект предприватизационной финансовой поддержки энергетики.

«&»: Украинское правительство возлагает большие надежды в решении финансовых проблем на приватизацию «Укртелекома». Вы не могли бы более подробно рассказать о возможной помощи ЕБРР в этом направлении?

Ч. Ф.: Прежде всего вам необходимо принять Закон «Об особенностях приватизации «Укртелекома». ЕБРР предоставил правительству собственные комментарии к проекту данного нормативного акта, а также предложил некоторые изменения к нему, которые, с нашей точки зрения, необходимы для успешного завершения приватизации этого объекта. Мы также отметили, что перед тем, как будет осуществлена приватизация «Укртелекома», нужно еще предпринять ряд подготовительных мер. В этой связи ЕБРР выразил готовность, по крайней мере, рассмотреть возможность предоставления финансирования доприватизационной подготовки «Укртелекома» при условии, что ваша сторона предпримет шаги по ускорению этого процесса.

«&»: Какие именно изменения вы предложили внести в проект Закона «Об особенностях приватизации «Укртелекома»?

Ч. Ф.: Я не могу детально давать информацию по этому вопросу. Могу лишь сказать, что любой стратегический инвестор будет заинтересован получить возможность контролировать компанию. Кроме того, наши предложения касаются обеспечения соответствия приватизации «Укртелекома» и лицензии, которую получит оператор этой компании, стандартам Всемирной ассоциации торговли.

«&»: Украинское правительство заявляло, что хотело бы получить на приватизацию «Укртелекома» порядка $100 млн…

Ч. Ф.: Мне не хочется называть конкретные цифры. Но вы можете быть уверены, что правительство Украины, как правило, называет немного завышенные цифры, т. е. максимальный объем, какой они хотели бы получить. Я думаю, больше $100 млн. на эти цели выделено не будет.

«&»: Обсуждался ли во время ваших встреч в правительстве Украины вопрос завершения строительства энергоблоков атомных электростанций в Хмельницком и Ровно, финансирование которых ожидается от ЕБРР?

Ч. Ф.: Сроки и условия завершения строительства этих энергоблоков детально не оговаривались. Что касается сектора энергетики, мы больше обсуждали общие условия, которые необходимы для того, чтобы наши инвестиции в атомные станции Хмельницкого и Ровно были прибыльны. Для нас нет смысла вкладывать деньги в эти объекты, если не будет обеспечен достаточный уровень поступлений за потребленную электроэнергию для возврата средств.

В последние несколько месяцев в Украине наблюдается повышение уровня сборов платежей. Но все же данный показатель остается далеким от желаемого. С нашей точки зрения, он может стать удовлетворительным только при условии приватизации энергопоставляющих компаний. И поэтому во время наших встреч с представителями украинского правительства уделялось много внимания вопросам эффективной приватизации этих компаний. При условии продолжения реформирования энергетической отрасли ЕБРР готов предоставить финансовую поддержку энергопоставляющим компаниям на предприватизационном этапе.

«&»: На сегодняшний день создается впечатление, что ни Украина, ни ЕБРР пока полностью не готовы профинансировать свои доли в проекте достройки энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС. Поскольку данные энергоблоки рассматриваются в качестве компенсирующих мощностей при закрытии Чернобыльской АЭС, не кажется ли вам, что планы по выведению из эксплуатации ЧАЭС в этом году выглядят малореальными?

Ч. Ф.: Мы очень надеемся, что Чернобыльскую атомную станцию удастся закрыть еще в 2000 году. Однако не видим жесткой взаимосвязи между финансированием проекта достройки энергоблоков в Ровно и Хмельницком и закрытием ЧАЭС. Безусловно, если ЕБРР будет финансировать проекты в Хмельницком и Ровно, то Чернобыльская АЭС должна быть окончательно выведена из эксплуатации. Но она может быть закрыта и без финансирования достройки компенсирующих энергоблоков в Ровно и Хмельницком.

Существуют различные альтернативные варианты решения проблемы Чернобыля. Но все же на сегодняшний день мы сосредоточены на поиске такого решения закрытия ЧАЭС, которое бы удовлетворило потребности всех сторон именно путем финансирования энергоблоков на РАЭС и ХАЭС. Но это финансирование должно отвечать нашим процедурам и правилам, главное из которых – реализация проекта по варианту наименьших затрат и наибольшей эффективности. Мы ни в коем случае не можем нарушать положения устава ЕБРР и принципы нашей политики только из-за того, чтобы профинансировать проекты в Ровно и Хмельницком.

«&»: В 1998 году во время визита в Украину президента ЕБРР Хорста Келлера реализация проекта достройки мощностей в Ровно и Хмельницком казалась намного ближе, чем сейчас. Создается впечатление, что банк делает обратный ход в этом проекте. Так ли это? И не считаете ли вы, что в реализации данного проекта политические проблемы превалируют над экономическими?

Ч. Ф.: Наша позиция по данному вопросу никаких изменений не претерпела. Выдвигаемые ЕБРР к правительству Украины требования, при выполнении которых банк будет кредитовать достройку блоков в Хмельницком и Ровно, сегодня остаются такими же, как и год назад. Эти требования известны абсолютно всем заинтересованным сторонам. В том числе с ними ознакомлены представители стран «Большой семерки». То есть наша политика в этом направлении была абсолютно последовательна и останется такой же.

Что касается политизации данного вопроса, то ЕБРР является прежде всего институтом, ориентированным на коммерческую деятельность. Безусловно, проект достройки энергоблоков в Ровно и Хмельницком имеет и политические аспекты. Но могу вас заверить, что они не будут решающими при принятии нами окончательного решения. Еще раз подчеркну – ЕБРР станет финансировать этот проект только при условии, что будет доказано его соответствие принципу наименьших затрат при максимальной эффективности.

«&»: В последнее время Европейский банк довольно активно вкладывает средства в акционерные капиталы украинских банков. Можно ли ожидать, что в ближайшее время банк продолжит подобные операции, и нет ли у вас планов по продаже своей доли в том или ином украинском банке?

Ч. Ф.: ЕБРР является долгосрочным инвестором. Поэтому мы принимаем решение о продаже своей части в акционерном капитале только тогда, когда для этого есть действительно подходящий момент.

Относительно нашей политики по инвестированию в банковской сектор Украины, отмечу, что мы бы хотели играть ведущую роль в усилении банковского сектора и повышении уровня капитала украинских банков. Поэтому мы стремимся стать акционерами как можно большего количества банков в придачу к тем, где уже имеем свою долю.

«&»: Г-н Франк, во время вашего визита в Украину президент ЕБРР Хорст Келлер был избран директором-распорядителем Международного валютного фонда. Кто, по вашему мнению, может стать его преемником на посту руководителя ЕБРР?

Ч. Ф.: Наш департамент по связям с общественностью не рекомендует отвечать на такого рода вопросы. Поэтому прямого ответа на данный вопрос я дать не могу. В то же время очень надеюсь, что преемник г-на Келлера будет назначен как можно быстрее. И этот человек будет иметь высокую квалификацию для того, чтобы справиться с работой.

P.S. Как стало известно «&», на период до выборов нового главы ЕБРР Чарльз Франк назначен исполняющим обязанности президента банка.

Залишити відповідь