Поправки парламентариев к программе приватизации возвращают процесс разгосударствления к старым принципам

Парламентарии поработали над программой тщательно – на 170 пунктов, которые она включает, пришлось 125 замечаний, предложений, дополнений. Большинство из них принадлежит нардепу, председателю комитета ВС по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций (далее – Комитет) Сергею Чукмасову. Его перу принадлежат предложения исключить самые важные моменты программы, над которыми ФГИ работал несколько месяцев, и которым, собственно, и был посвящен Указ президента об ускорении приватизационного процесса, изданный в канун Нового года. Теперь руководство Фонда госимущества говорит, что, если принять хоть десятую часть этих поправок, то приватизация в период 2000-2002 гг. будет идти в том же русле, что и все предыдущие годы. То есть, с одной стороны, для недобросовестных покупателей останется масса возможностей внедрить в жизнь свои планы по отношению к приватизируемому предприятию, а с другой – незащищенность всех покупателей перед чиновничьим произволом.

Плюсы для инвесторов

Рассмотрим более подробно те преимущества, которые получат инвесторы в случае утверждения внесенных поправок к программе приватизации.

  • Плюс первый: никаких промышленных инвесторов.

Парламентарии, как и ожидал Фонд, не обошли вниманием самого главного вопроса – продажи стратегической госсобственности исключительно промышленным инвесторам. Г-н Чукмасов, выражая, надо понимать, позицию Комитета, предложил вообще исключить это понятие из программы либо дополнить соответствующий пункт следующим образом: «понятие промышленный инвестор является абстрактным и не может использоваться органом приватизации в качестве повода для отказа в участии в конкурсе какому-либо инвестору».

Напомним, что классификацию покупателей на промышленных и непромышленных в ФГИ объясняли стремлением продавать госпакеты солидным компаниям с опытом работы, а не так называемым спекулянтам. Но депутаты это стремление, как видно, не разделили. Впрочем, его не разделяют и многие эксперты. По их мнению, определение «промышленный инвестор» (с ним читатели «&» знакомы по предыдущим номерам) действительно размыто. Как, например, оценить наличие заинтересованности инвестора в сбережении доли приватизируемого предприятия на рынке? Хотя те же эксперты считают, что упомянутое предложение к программе – результат влияния на депутатов (что прогнозировалось ранее) украинского бизнеса, не подпадающего под определение промышленного инвестора. «Будь ограничивающий пункт принят, конкурсной комиссии ФГИ пришлось бы хорошо попотеть, чтобы доказать, что покупатель НГЗ «Украинский алюминий» – промышленный инвестор», – отметил один из экспертов.

  • Плюс второй: можно будет покупать акции на бирже «по дешевке».

Депутаты напрочь отбрасывают возможность продажи пакета акций предприятий группы «Г» одному претенденту на акции. Предложение ФГИ состояло в том, что в случае, если на конкурс поступила только одна заявка, акции могут быть проданы единственному претенденту путем выкупа при условии выполнения им требований конкурса. Альтернативное же предложение парламентариев заключается в дроблении такого пакета на мелкие лоты для продажи его на организованных торговых площадках (уточним, это касается только предприятий группы «Г», относительно всех остальных парламент поддержал предложение ФГИ о «единоличной» продаже). Эксперты считают, что это приведет к тому же результату – акции будут так или иначе выкуплены одной структурой, но по цене, значительно ниже конкурсной (и без каких бы то ни было обязательств). Заметим, что по нынешнему законодательству цена продажи акций на биржах может быть ниже номинала до 30%. Депутаты наряду с предложением о дроблении пакетов определили, что продажная цена не может быть ниже 10% от номинала.

  • Плюс третий: можно будет покупать акции без конкурса.

По предложению депутата Сергея Матвиенкова, «в исключительных случаях» (каких именно – депутат не уточняет) Кабмин может принимать решение о бесконкурсной продаже госпакета акций хозобществам, в состав которых вошло не менее 50% работников приватизированных предприятий, при условии наличия положительных результатов хозяйствования. Начальный взнос такого хозобщества должен составлять не меньше 30% стоимости продаваемого пакета. К тому же ему будет предоставляться рассрочка платежа не более чем на 1 год.

Эксперты считают, что возможное предоставление права обществам покупателей на бесконкурсной основе приобретать акции может привести к финансовой помощи им со стороны более богатых покупателей, а следовательно, и к получению таковыми контроля над предприятием. Ведь вряд ли сегодня можно встретить хорошо работающее предприятие, в покупке которого был бы заинтересован исключительно трудовой коллектив.

  • Плюс четвертый (для отечественных покупателей): международных советников ФГИ напугали.

Комитет предлагает заключать с иностранными советниками по приватизации договоры, в которых последние обязывались бы продать вверенное им предприятие. Не просто выполнить все работы по приватизации, а именно продать. Естественно, интерес к отечественным объектам приватизации у советников от этого не повысится. Уже сейчас в ФГИ говорят, что они все чаще разочарованно вздыхают по поводу наших предприятий. А значит, и иностранных инвесторов за собой не поведут.

Минусы для инвесторов

Теперь остановимся на возможных минусах.

  • Минус первый: инвестобязательства будут.

Комитет просто-таки настаивает на продаже пакетов акций исключительно с инвестобязательствами, которые касаются (цитируем) «капитальных инвестиций, пенсионных планов для работников, производственных планов». Впрочем, есть альтернативное этому предложение, высказанное нардепом Александром Стояном, – обязать покупателя только погасить задолженность по заработной плате. В любом случае многочисленные дискуссии экспертов по поводу инвестобязательств, заканчивавшиеся выводом о том, что диктовать инвестору, сколько и когда ему положено вкладывать средств – это не по-рыночному, не привели к ожидаемому ФГИ результату.

  • Минус второй: нельзя перепродавать пакеты акций третьим лицам.

Комитет предлагает запретить дальнейшее отчуждение пакета акций «как полностью, так и отдельными частями (ФГИ предлагал запретить перепродавать только части) на протяжении периода, предусмотренного договором с органом приватизации или до полного выполнения покупателем условий договора купли-продажи, а также дальнейшее отчуждение объекта приватизации без сохранения обязательств, определенных условиями продажи». В случае же несанкционированного подписания договоров отчуждения они станут считаться недействительными, а пакет акций будет подлежать возвращению в госсобственность. Причем, если при перепродаже выяснится, что «старый» покупатель оказался недобросовестным их исполнителем, орган приватизации по версии Комитета обязан требовать у новых покупателей выполнения условий договора (как и применять санкции).

  • Минус третий: несостоявшимся собственникам деньги будут возвращать не полностью.

В случае расторжения или признания недействительными договоров купли-продажи в судебном порядке в связи с невыполнением покупателем условий, им будет возмещаться только разница между суммой продажи пакета и суммой убытков, понесенных АО по вине покупателя (вряд ли кто-то из незаинтересованных экспертов возьмется утверждать, что можно справедливо и объективно оценить размер убытков).

В связи с указанными выше поправками рассмотрение программы в парламенте до принятия во втором чтении займет не одну неделю. ФГИ намерен отстаивать свою позицию так же упорно, как и Комитет свою.

Залишити відповідь