Технологии эффективного менеджмента по теории нейролингвистического программирования

Что определяет успешное развитие компании? Безусловно, прогрессивные руководители, которые в состоянии сделать работу персонала творческой и осмысленной. «Менеджеры с таким мировоззрением пока редкость, но кто как не менеджер должен измениться в первую очередь, чтобы изменилась атмосфера и во всем коллективе», – утверждает Мэрилин Аткинсон.

Технологии управления в мире сегодня характеризуются отказом от авторитарного менеджмента и переходом к командному методу управления. Например, в компаниях Motorola и American Express вообще избавились от иерархической структуры: они состоят из команд, которые переходят с одного проекта на другой с постоянной ротацией руководителей, и каждый член команды является потенциальным лидером.

Однако все еще довольно часто руководители стараются не посвящать своих сотрудников в стратегические задачи предприятия. И в результате иногда теряют их. Например, 10 лет назад ведущие специалисты IBM покинули компанию только потому, что им стало неинтересно работать – пусть и на высокооплачиваемых должностях, но без участия в стратегическом планировании. IBM пришлось пережить очень трудный период, однако после этого были пересмотрены подходы к работе с персоналом.

В Украине подобные проблемы являются еще более актуальными. Поэтому, возможно, нашим руководителям следует обратить внимание на советы специалистов по системному нейролингвистическому программированию (НЛП), которые исследуют самых успешных людей и компании, моделируют их стратегии, а затем обучают успешным стратегиям других людей.

Главная задача руководителя – указать цель и показать путь движения к ней

В компании, по теории НЛП, необходимо, чтобы каждый член команды имел общее видение развития компании и ее стратегических целей. При таком подходе каждый член коллектива выполняет не только узкую конкретную задачу, но и думает над тем, что еще он может сделать для компании, как усовершенствовать ее работу. Перспективные сотрудники не желают работать только ради денег, они хотят видеть будущее и свою роль в достижении конкретных целей. Задача руководителя состоит в том, чтобы создавать общее видение для своей команды, и таким образом сделать текущие задачи легкими, так как видна перспектива.

НЛП предлагает технологии, позволяющие это делать. Прежде всего это визуализирование – стремление увидеть себя в выбранном решении, в его реализации. «Посмотрите на себя и свою команду через 3 года, когда вы достигли нужного уровня, и посмотрите на себя сегодняшнего, и тогда вы поймете, как вы туда попали. Таким образом, мысленно преодолевается страх перед будущими трудностями», – считает Мэрилин Аткинсон.

Многим руководителям все еще достаточно трудно переступить через барьер превосходства над своими подчиненными, через «отеческое» отношение к ним. «Я заметила, что довольно часто руководители нанимают на работу людей, которые заведомо ниже по своему интеллектуальному уровню, чем сами руководители, – анализирует ситуацию тренер агентства «Инфор» Людмила Богуш. – В результате компания не развивается и зависит только от одного человека. Однако функция руководителя заключается не в том, чтобы говорить, что делать, а в том, чтобы развивать в людях способность творчески работать. Хотя многие понимают ее превратно.

Бывают ситуации, когда руководитель говорит, будто он только и ждет, что его сотрудники будут творчески работать, но при этом боится, что они совершат ошибку, и ставит их в жесткие рамки. Безусловно, ожидать творчества в такой ситуации бессмысленно. Лидер – это прежде всего тот человек, который вдохновляет других к творчеству и саморазвитию».

Профессиональные бизнес-тренеры утверждают, что сегодня передовые компании нуждаются прежде всего в специалистах, работающих творчески и разносторонне, а не занимающихся узкими вопросами. Именно такие люди могут решать глобальные, стратегические вопросы и двигать свою компанию вперед.

Задача руководителя – создавать в коллективе атмосферу, способствующую реализации творческого потенциала подчиненных. Подобная задача требует прежде всего пересмотра отношения к ошибкам, как к своим, так и к чужим. Обычно, совершив ошибку, человек сразу пытается понять, как это произошло, почему и кто виноват, что приводит в дальнейшем к ограничению. Однако возможна и иная реакция: необходимо проанализировать, какая была поставлена цель, как была допущена ошибка и что из этого можно вынести. В этом случае ошибка приведет к выявлению новых возможностей компании или конкретного человека. И только такая модель способствует дальнейшему творчеству.

Сила команды – в умении мыслить системно

Кроме того, бизнес-тренеры считают, что для стратегического планирования и работы с персоналом необходимо системное мышление, или видение своей компании на пяти логических уровнях (см. рис.).

В бизнесе сегодня, как правило, ориентируются только на два нижних уровня: что и где делать, не придавая особого значения таким определяющим вопросам:

Как? Как достичь поставленных целей? Каким бизнесом мы занимаемся? Какой рынок обслуживаем? Как этот рынок изменится в ближайшие 5-10 лет?

Почему? Почему мы развиваемся именно в этом направлении? Почему мы производим именно эти продукты? Почему именно к нам должны прийти клиенты?

Кто мы? Какое место мы занимаем среди других компаний? Чем мы уникальны? Какие долгосрочные цели мы ставим перед собой? Кем мы будем через 5-10 лет?

Если не прорабатывать видение своей компании на всех 5 уровнях, то серьезный «прокол», допущенный на одном из них, приведет к гибели всей компании.

И пожалуй, самый главный момент: системным мышлением и видением должны обладать все члены команды, а не только руководство или отдел планирования. Результатом будет развитие компании в направлении избранных целей.

Каждый сотрудник должен настроиться на профессиональный рост

Специалисты по НЛП считают, что технологии успешного менеджмента применимы не только на корпоративном уровне, но и в отношении отдельного конкретного специалиста. Сегодня каждый человек должен быть заинтересован в том, чтобы совершенствовать свои профессиональные качества и расширять собственный кругозор. Специалисту следует рассматривать самого себя в роли мини-предприятия, «Иван Иванович ЛТД.», которое предлагает и продает свои услуги. Чем больше человек работает над модернизацией этого «предприятия», тем выше спрос на его услуги, тем интереснее и перспективнее работа, которую он может получить. Начиная карьеру, необходимо ощущать ответственность за свое развитие, за реализацию собственного потенциала.

Времена, когда человек 20-30 лет работал на одном месте, уже прошли: современный работник меняет место работы в среднем 4-5 раз в жизни, поэтому он должен быть гибким, а также легко адаптироваться к различным условиям. Как показывает практика, специалист, работающий на себя, становится лучшим работником и для компании. Руководителю следует это знать и использовать.

Эффективное общение упрощает путь к достижению цели

Одним из основных инструментов успешного менеджмента является процесс общения, а точнее – эффективного общения, когда достигается конкретный результат, решаются поставленные задачи: информировать, склонить к чему-либо собеседника, отговорить, предупредить, напугать и т. д. Эти цели могут быть достигнуты, если в процессе общения устанавливается психологический контакт. Один из самых важных принципов установления контакта с собеседником – быть таким, как он, постараться посмотреть на мир его глазами, уподобиться ему. В процессе общения следует подстраиваться под собеседника на разных уровнях:

  • соответствие скорости, громкости и тона речи;
  • копирование нюансов мимики и языка тела;
  • повторение речевых оборотов, которые характерны для собеседника.

Подобная техника может применяться еще более широко: подстроившись под человека, можно повести его за собой при помощи тех же жестов, голоса, и таким образом изменить его состояние в целом, вызвать нужную вам реакцию.

Данная техника просто незаменима при проведении важных переговоров, она позволяет достигать желаемого результата. И полезна как руководителям компаний, так и специалистам, устраивающимся на работу.

Стратегии успешного менеджмента НЛП основаны главным образом на стремлении отдельных компаний и людей постоянно совершенствоваться и приобретать новые знания. Только постоянное движение и развитие позволяют добиваться поставленных целей.

Анатолий Тихончук, психолог-бизнесмен, агентство «Гештальт-консалтинг групп», слушатель курса «Эффективный менеджмент и лидерство»

– Для бизнесменов этот тренинг – инструмент ведения бизнеса, хорошего менеджмента. Но эффективность всего, о чем здесь рассказывается, зависит от того, может ли человек все это воспринять. Должна быть очень сильная мотивация, чтобы воспринять эти знания и в дальнейшем их использовать. Иначе это просто бесполезно.

Вена Белева, директор по маркетингу украино-болгарского СП «Хмисила ЛТД.», слушатель курса «Эффективный менеджмент и лидерство»

– Этот тренинг полезен для руководителей: он расширяет их возможности, мировоззрение. А поскольку руководители отвечают за развитие своего бизнеса, то именно они должны быть сами продвинутыми.

Кроме того, тренинг полезен тем, кто отвечает за креатив в компании, – рекламистам, маркетологам.

Залишити відповідь