За небольшими исключениями, новый порядок регистрации и получения кредитов облегчит жизнь предпринимателям

До недавнего времени механизм получения украинскими предпринимателями кредитов в иностранной валюте от нерезидентов регулировался постановлением правления НБУ от 07.05.97 г. №144 «Об утверждении Положения о порядке регистрации получения резидентами кредитов в иностранной валюте от иностранных кредиторов». Но документ не учитывал всех нюансов, а лишь очерчивал самые общие контуры нормативной регламентации процесса. В результате, как утверждают наши эксперты, отечественные бизнесмены имели определенную свободу действий в кредитных отношениях с зарубежными партнерами либо кредиторами, а процедура получения разрешения в НБУ носила формальный характер. С другой стороны, общий характер этого документа давал возможность контролирующим органам не просто свободно толковать то или иное положение валютного законодательства, но и применять санкции к якобы его нарушителям.

Так продолжалось до 27 июня 1999 года, когда президент Украины принял Указ №734 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применении штрафных санкций за нарушение валютного законодательства». Именно во исполнение этого указа и появилось постановление правления НБУ от 22.12.99 №602 «Об утверждении Положения о порядке регистрации договоров, предусматривающих выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте» (зарегистрировано в Минюсте 13.01.2000 г. №15/4236, вступило в силу через 10 дней после регистрации).По словам вице-президента АКБ «Правэкс-банк» Анатолия Свинцицкого, отличительная особенность этого документа состоит в том, что он, отменяя постановление правления НБУ №144, во-первых, ужесточает и детализирует процедуру получения резидентами кредитов, займов и возвратной финансовой помощи от нерезидентов, а, во-вторых, усиливает ответственность уполномоченных банков.

Новое в процедуре регистрации кредитов

Постановление правления НБУ №602 устанавливает новые требования для получения регистрационного свидетельства на иностранный кредит или займ. В частности, украинский предприниматель, намеревающийся получить кредит, обязан предварительно зарегистрировать его, для чего ему необходимо предоставить в территориальное управление Нацбанка пять документов (в постановлении №144 этой нормы не было). Как нам объяснили в НБУ, данное уточнение упорядочивает процесс регистрации кредита, облегчая тем самым жизнь предпринимателям (ранее чиновники часто сами не знали, какие документы требовать для регистрации кредита, затягивая тем самым процедуру выдачи свидетельства). С другой стороны, приведенный в постановлении перечень документов предоставляет чиновникам доступ к необходимой информации, позволяющей сделать выводы о законности и непритворном характере кредитной сделки.

Как сообщили корреспонденту «&» в Нацбанке, только «дотошное выполнение этих требований гарантирует предпринимателю быстрое получение регистрационного свидетельства» (согласно постановлению рассмотрение предоставленных документов в территориальном управлении НБУ не должно превышать 7 рабочих дней. – Прим. авт.). В противном случае свидетельство не будет выдано вовсе. О том, какие именно действия можно считать «дотошным выполнением» требований постановления №602, видимо, необходимо спрашивать того банковского служащего, который занимается выдачей регистрационных свидетельств.

Новое в получении и использовании кредитов

Помимо указанного, новое постановление НБУ №602 имеет несколько важных нюансов, детализирующих (в отличие от прежнего документа) процедуру получения кредитов от нерезидентов.

Во-первых, получать валюту в кредит от нерезидента разрешено не только отечественным юридическим лицам, но и физическим лицам, зарегистрированным в Украине как субъекты предпринимательства. Таким образом, отмечает Анатолий Свинцицкий, устранено очередное противоречие с конституционными положениями, декларирующими равность различных форм собственности и правовой организации субъектов предпринимательства.

Во-вторых, новый порядок требует регистрировать еще и займы, тогда как в прежнем постановлении правления Нацбанка речь шла только о регистрации кредитов. Комментирует менеджер налогово-юридического отдела компании «КПМГ Украина» Юрий Деликатный: «Несмотря на то, что в своих публичных высказываниях некоторые представители НБУ соглашались с тем, что не нужно регистрировать займы, на практике у резидента, получившего заем без регистрации в НБУ, могли возникнуть проблемы. И прежде всего – с налоговыми органами, которые без таковой регистрации часто приравнивали полученный заем к налогооблагаемым доходам. Но сегодня этот вопрос снят с повестки дня, так как президентский указ и последующее постановление правление НБУ обязывает регистрировать и займы».

В-третьих, по замечанию г-на Свинцицкого, если предыдущее постановление правления НБУ требовало использовать кредит только для осуществления деятельности, предусмотренной уставными документами заемщика, то новый документ Нацбанка уже требует использования денег исключительно по их целевому предназначению. Разница состоит в том, что в первом случае существует возможность изменения направления финансовых потоков в связи с корректировкой инвестиционного проекта, а во втором – нет. И если новое нормативное требование не соблюдать, то существует вероятность «нарваться» на конфликт с контролирующими органами, которые могут посчитать, что имеет место нецелевое использование денежных средств.

В-четвертых, постановление правления НБУ №602 требует, чтобы договор между резидентом и нерезидентом соответствовал действующему законодательству Украины. «К сожалению, в этом требовании уже заложено противоречие, – считает Анатолий Свинцицкий. – Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу Украины стороны кредитных отношений самостоятельно определяют, под юрисдикцию какой системы права подпадают их договорные отношения. И если наш клиент, к примеру, получает кредит от германских партнеров, то вполне естественно, что кредитное соглашение будет составлено, исходя из требований германского законодательства, далеко не всегда соответствующего отечественному». В таком случае конфликт между предпринимателем и чиновником неизбежен, хотя разрешить его через суд в пользу клиента не составит особого труда. Впрочем, г-н Свинцицкий полагает, что это прекрасно понимают и юристы НБУ, и посему вскоре следует ожидать от них соответствующих разъяснений и дополнений.

В-пятых, в постановлении правления НБУ №602 предусмотрена возможность получения кредитных средств резидентом от нерезидента без фактического перевода денег в Украину. Для чего – рассказывает Юрий Деликатный: «Одним из наших клиентов, украинским предприятием с иностранными инвестициями, был заключен договор о получении валютного кредита от иностранного банка. Кредитные средства предназначались для закупки оборудования у поставщика-нерезидента. Но тот вариант, что оборудование будет приобретено банком, а затем передано украинскому предприятию, исключался. Единственным выходом для украинского предприятия было заключение кредитного договора с банком с последующим направлением полученных средств поставщику. Фактически банк-нерезидент должен был от имени украинского предприятия перечислить деньги нерезиденту».По словам г-на Деликатного, до появления нового постановления правления НБУ вышеописанная ситуация вообще не предусматривалась нормативными документами. К тому же налоговики смотрели на эту схему с подозрением – как же так, предприятие платит проценты, списывает их на валовые расходы, а сам кредит никогда физически на свой расчетный счет не получало? Сейчас в постановлении правления НБУ такая ситуация формально предусмотрена, и это, по мнению Юрия Деликатного, должно существенно облегчить диалог предпринимателя с контролирующими органами о правомерности уплаты процентов по таким кредитам.

Впрочем, несмотря на все положительное, в новом документе НБУ есть и некоторые негативные моменты. В частности, как видим из предыдущего примера, украинское предприятие далеко не всегда нуждается в открытии счета в иностранном банке-кредиторе. Тем не менее п.1.6 постановления правления НБУ №602 требует от предприятий, кредиты которых не поступают в Украину, в обязательном порядке получить индивидуальную лицензию на открытие счета в этом банке. Такое требование базируется только на том основании, что кредит не был перечислен в страну. Г-н Деликатный считает эту ситуацию абсурдной.

К новым правилам – новые штрафы

Во исполнение президентского указа №734 ГНАУ издала приказ от 04.10.99 №542 «Об утверждении Порядка применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства». В соответствии с Порядком в случае получения резидентом Украины кредита или займа в иностранной валюте без регистрационного свидетельства применяются штрафные санкции в сумме, эквивалентной 1% размера полученных денежных средств.

Другими словами, как и раньше, резидент Украины до получения валюты в кредит или в заем, должен получить регистрационное свидетельство НБУ, разрешающее проведение такой сделки. Как и прежде, предусмотрены финансовые санкции за нарушение этого порядка. Изменения коснулись лишь размеров штрафов, налагаемых на предприятия и на обслуживающие их банки.Комментирует директор юридической фирмы «ЮрМаэлс» Валерий Рубченко: «До появления указа президента №734 за получение кредита без соответствующей регистрации резидент (независимо от того, банк это или предприятие) мог быть оштрафован контролирующими органами НБУ на сумму полученного кредита (ст.16 Декрета «О валютном регулировании и валютном контроле»). При этом данную санкцию мог применить лишь контролирующий орган НБУ. Согласно президентскому указу эту санкцию, как и дополнительный 1%-ный штраф, органы НБУ могут применять только к банкам и финансово-кредитным учреждениям. А к предприятиям санкции могут применяться лишь налоговыми органами. Но поскольку применение 100%-ной санкции со стороны налоговой противоречило бы ст.16 Декрета, имеющего силу закона, то выходит, что налоговая вправе применять только однопроцентный штраф».

«Поэтому, – резюмирует Юрий Деликатный, – к предприятиям 100%-ный штраф применяться не должен. По большому счету, штрафы не представляют какой-либо угрозы и для банков, так как вряд ли найдется хоть один банк, юридическая служба которого не знает о необходимости регистрации. Обходить регистрацию тоже не имеет смысла, ведь ее процедура достаточно формальна и давно уже не имеет разрешительного характера. Тем не менее следует помнить, что даже если и имело место получение денежных средств без предварительной регистрации кредита (займа), то для применения санкций к резиденту контролирующему органу необходимо иметь доказательства того, что резидент действительно получил кредит.»Аналогичное мнение мы услышали и от Анатолия Свинцицкого. В частности, он сообщил, что формально за невыполнение предусмотренных постановлением №602 контрольных функций, к коммерческому банку могут применить штрафные санкции в сумме, эквивалентной сумме полученных валютных ценностей, или даже отзыв валютной лицензии. Правда, как отметил г-н Свинцицкий, для этого у Национального банка Украины должны быть очень веские доказательства, получить которые ему удается далеко не всегда.

Сергей Чорный, «Бейкер и Макензи (Украина) Лимитед»

– Указ президента №734 и постановление правления НБУ №602 предельно широко определяют круг договоров, которые подлежат обязательной регистрации в НБУ, – это «договоры, предусматривающие исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по полученным у нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте». Однако в соответствии со статьями 191 и 196 ГК Украины, в круг этих договоров (помимо названных в постановлении) попадают также и договоры поручительства и гарантии. Неясно, отражает ли такой текст нормы намерение авторов, ведь большинство положений этих документов, а также приложенные к постановлению формы регистрационного свидетельства и сообщения о договоре, рассчитаны на применение в отношении только кредитов или займов.

В целом же, принципиальных изменений режима получения иностранных кредитов и займов не произошло. Некоторые вопросы уточнены, однако возникли неясности в отношении других.

Евгений Бура, президент торговой компании «Рустам»

– Мы были одним из первых предприятий, получивших кредит от нерезидентов. Это были наши партнеры из Германии и они нас кредитовали два раза (в начале 1997 и в середине 1998 года) под закупку их оборудования.

Мы отметили интересную тенденцию. Например, первый кредит прошел практически без проблем. Имелись, конечно, некоторые нюансы, связанные с территориальным управлением Нацбанка, но в целом все прошло нормально. А вот со вторым кредитом мы намучились. Сначала юристам из НБУ не понравились некоторые наши документы. Нам пришлось их переделать. Потом попросили уточнить какие-то цифры. Мы уточнили. Затем еще что-тоЙ Одним словом, бумажная бюрократия.Через некоторое время, после освоения второго кредита, какие-то вопросы возникли у налоговиков. Они долго проверяли все документы, связанные, как с первым, так и со вторым кредитом. Насколько мне известно, даже обращались в территориальное управление НБУ за какой-то информацией. Она их, видимо, удовлетворила, ведь в конечном итоге мы остались довольны друг другом.

Я думаю, что возникновение всевозможных недоразумений было связано с отсутствием надлежащего нормативного регулирования. Однажды мне сотрудники Нацбанка сами признались, что некоторые ситуации просто ничем не регулируются, и каждый решает их по-своему. Сейчас мои юристы говорят, что новое постановление НБУ четко регулирует порядок получения кредита. Меня, как руководителя предприятия, которое еще не раз будет кредитоваться за рубежом, это радует.

Наталья Моченая, старший менеджер отдела по работе с клиентами всеукраинский акционерного банка «ВА-банк»

– Кроме того, что постановление №602 устраняет всевозможные неточности, неувязки и пробелы, оно еще более точно и четко регламентирует процедуру оформления кредита от нерезидента. Раньше достаточно часто возникали ситуации, никак не урегулированные нормативными или законодательными актами.

В частности, еще несколько лет назад никто не знал, как поступать, если резидент, получающий кредит, меняет уполномоченный банк. Что делать, когда увеличивалась сумма кредита или изменялся механизм его освоения? В жизни все это приходилось решать эмпирическим путем. Иногда мы консультировались с сотрудниками НБУ, иногда поступали, исходя из своего опыта и знаний.

СПРАВКА «&»

Согласно постановлению правления НБУ №602 «Об утверждении Положения о порядке регистрации договоров, предусматривающих выполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте» от 22.12.1999 г. для получения регистрационного свидетельства получатель иностранного кредита или займа должен предоставить в территориальное управление НБУ следующие документы:

  • письмо-обращение на имя начальника соответствующего территориального управления;
  • нотариально засвидетельствованную фотокопию договора на языке оригинала, а также его нотариально засвидетельствованный перевод на украинском языке;
  • сообщение о договоре, который предусматривает выполнение резидентом долговых обязательств перед нерезидентом по полученным от него кредитам;
  • письменное подтверждение о согласии уполномоченного банка на обслуживание операций по договору;
  • документ, подтверждающий внесение платы за оформление регистрационного свидетельства.

Залишити відповідь