Site icon Companion UA

Экономика и предприниматели в Украине скоро начнут ощущать экономические последствия политического кризиса

Практически одновременно в Украине и России разразился парламентский кризис. Создание большинства (в обоих случаях явно временного, нестабильного) привело к «бунту карликов». На Охотном ряду взбунтовались «Отечество – вся Россия», «Союз правых сил» и «Яблоко», а в доме на Грушевского с пропрезидентским большинством вступили в клинч левые силы. Глубинная причина обоих конфликтов одна – цепной синдром авторитаризма на постсоветском пространстве. Президентская власть пытается выйти на жесткий режим управляемого диалога с законодателями.

Экономические осложнения политической болезни Украины и России

Парламентские баталии в Украине и России происходят на весьма неприглядном экономическом фоне. Так, Украина, находящаяся в ожидании апрельского референдума, при некоторых плюсовых импульсах макроэкономических показателей (рост промышленного производства – на 4,1%, 16% – прирост бюджетных поступлений, некоторое сокращение задолженности по социальным выплатам), испытывает серьезные проблемы на внешнеэкономическом направлении (как с реструктуризацией долга, так и с привлечением инвестиций). Внешнеторговый оборот в прошлом году сократился на 16,5%. В ближайшее время предстоит выплатить около $3 млрд. госдолга, а валютные запасы Нацбанка покрывают лишь треть этой суммы. Кроме того, «подоспели» очередные выплаты по еврооблигациям. Так, в конце января Украина не смогла оплатить $18 млн. по облигациям Chase Manhattan, что стало поводом для экспертов говорить об угрозе технического дефолта. Рейтинговое агентство Moody’s резко снизило рейтинг украинских ценных бумаг.

У России отношения с западными кредиторами еще более прохладные, чем у Украины. Если наша страна намеревается получить новые транши кредитов уже в ближайшее время (в случае утверждения бюджета, который устроил бы основных кредиторов Киева), то РФ на деньги МВФ до президентских выборов и не рассчитывает. Необходимость уже в первом квартале изыскать $3 млрд. для погашения внешних займов, ведение дорогостоящей чеченской кампании, обязательства повысить пенсии и зарплаты бюджетникам являются серьезным поводом для разговоров в кулуарах российского правительства о вероятном секвестре-2000. Отметим, что скандал в Думе мгновенно вызвал заметное падение котировок акций российских компаний – РАО «ЕЭС России», «ЛУКойла», «Ростелекома», «Сургутнефтегаза».Ко всему прочему, кризис в парламентах Украины и России разразился в ситуации заметного осложнения двусторонних экономических отношений. Так, в конце 1999 года РФ, обвинив Киев в хищениях голубого топлива, повысила НДС на поставки нефти и газа в Украину. В результате таких нововведений поток российских энергоносителей в Украину резко сократился, и отечественная экономика оказалась погруженной в глубочайший энергетический кризис. Кроме того, РФ предъявила Киеву полный счет за газовые долги (по данным российского Минсотрудничества, они составляют $2,5 млрд.). И даже продажа Украиной России стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС в счет погашения долга, остроту проблемы не сняла. Киев в свою очередь послал Москве ряд довольно внятных сигналов, свидетельствовавших о готовности Украины удовлетворить некоторые бизнес-интересы России. Так, был объявлен тендер на продажу нефтехимического предприятия «Ориана». В ближайшем будущем планируется рассмотрение вопроса о международном консорциуме на базе НПЗ «Линос». Фонд госимущества заявил о намерениях в скором времени продать 30% акций НГЗ. Но даже после таких действий Киева, российская сторона не ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли СНГ, на чем весьма активно настаивает Украина. Более того, московские эксперты не исключают дальнейшего обострения неурядиц в торговых отношениях России с Украиной, указывая на вероятность введения пошлин на ряд украинских товаров (сахар, патока, трубы, водка). Косвенным доказательством таких утверждений является уже принятое правительственной комиссией РФ решение о начале антидемпингового расследования по поставкам в Россию сахара-сырца.

Чем мешает парламентский кризис?

Объявив о проведении референдума, президент дал ясно понять – парламент должен быть вменяем и работать синхронно с исполнительной властью. В такой ситуации, движимые инстинктом самосохранения лояльные к Кучме парламентарии поспешили объединиться. 21 января 11 групп и фракций (242 депутата), собравшись в Украинском доме, отстранили от должности председателя ВС Александра Ткаченко и его первого зама Александра Мартынюка, создали следственную комиссию по проверке финансово-хозяйственной деятельности спикера и аппарата парламента, утвердили кандидатуру председателя Нацбанка. А 1 февраля большинству удалось выбрать новое руководство парламента (Иван Плющ (НДП) – председатель ВС, Виктор Медведчук (СДПУ(о) – первый зампред, Степан Гавриш («Возрождение регионов») – зампред). Правда, это решение не было признано левым меньшинством, объявившим голодовку в здании на Грушевского.

Несмотря на стремление большинства не допустить досрочного роспуска парламента, работа Верховного Совета оказалась на неопределенное время заблокированной. Так, сегодня любое решение, принятое большинством, можно поставить под сомнение и оспорить в Конституционном суде. Например, если банковская сфера станет предметом политических разборок, через суд можно опротестовать назначение председателем НБУ В. Стельмаха.Российский парламентский кризис развивался по-иному сценарию. 18 января коммунисты с «Единством» и их союзниками из группы «Народный депутат» после демонстративного ухода из зала заседаний фракций «Отечество» (Евгения Примакова), «Яблоко» (Григория Явлинского) и СПС (Сергея Кириенко) без особых проблем избрали спикером Геннадия Селезнева, его пятерых замов и полюбовно разделили между собой 24 комитета из 27. (Левым досталось 9 комитетов, а думскому авангарду и. о. президента РФ Владимира Путина «Единству» и «Народному депутату» – 12). «Ушедшие и обделенные» в отместку создали Координационный совет и выступили с серией грозных обвинений в адрес коммуно-путинского большинства. Но этот демарш не произвел ни на кого впечатления, и сегодня ситуация в Государственной Думе понемногу нормализуется.

Почему большинство сформировалось только сейчас?

И в российской Думе, и в украинском Верховном Совете по сути была предпринята попытка укрепить президентскую власть за счет власти парламентской. Однако, если в Украине парламенту пригрозили референдумом с прогнозируемыми для него последствиями, то в России были вынуждены заключить «техническую сделку», так как в течение года после избрания Государственную Думу распускать нельзя.

В Киеве депутатами движет прежде всего инстинкт политического и бизнесового самосохранения. В Москве – осознание того, что время работает не на левых, и с новым президентом надо будет как-то уживатьсяЙМетоды формирования большинства определили и его качественный состав. В Украине «большевиками» стали правые и центристские фракции. В российской Думе состоялся «альянс по расчету»: ключевые игроки – «Единство» и коммунисты. Действиями кремлевского руководства, срежиссировавшего ситуацию в Думе, двигал расчетливый прагматизм. Во-первых, временный альянс с коммунистами снизил антипутинский пафос оппозиции. Во-вторых, он блокирует фракцию основного противника – «Отечество» Евгения Примакова.

Перспективы у парламентских новообразований разные. В России бойкот правых заканчивается 9 февраля, после парламентских каникул, а в Украине раскол может продлиться и до проведения референдума (т. е. до апреля). Главным стимулом существования украинского большинства, где на время притаились амбициозные лидеры и фракции, отстаивающие интересы различных бизнес-групп, остается угроза роспуска парламента со стороны президента.

Парламентский кризис отнял у Украины возможность политического маневра

Последствия двух кризисов в экономическом измерении тоже качественно разные. По сути российское правительство Путина получило возможность для эффективного маневра при проведении через парламент экономических инициатив: «Единство» с «Народным депутатом» всегда под рукой и договариваться надо будет либо с «умиротворенными» коммунистами, либо с проглотившими обиду правыми.

В Украине – все с точностью до наоборот. Последствием парламентского кризиса стало то, что Украина – единственная страна СНГ, не имеющая бюджета на текущий год, что не дает возможности предпринимателям формировать коммерческую политику, подрывает доверие инвесторов, снижает конкурентоспособность предприятий. Кроме того, «зависает» пакет правительственных законопроектов по изменению налоговой системы, ускорению приватизации (около 7,6 млрд. гривен бюджетных поступлений). Не ясна судьба Госпрограммы приватизации, законопроекта о налоговой амнистии и легализации доходов. Под вопросом и программа действий правительства, предполагающая, в том числе стимулирование малого предпринимательства (речь идет о создании соответствующей кредитно-гарантийной структуры, льготах по кредитам и аренде).

Таким образом, парламентский кризис в Украине сделал невозможным процесс реформирования правил игры в экономике. И экономические последствия политического противостояния большинства с меньшинством будут для бизнеса тем весомее, чем дольше это противостояние продлится.

Exit mobile version