В Украине пенсионная реформа началась в соответствии с Указом президента Украины от 13 апреля 1998 года «Об основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине». Главным фактором, вызвавшим необходимость изменения солидарной системы, существующей ныне в стране, стала невозможность в рамках последней своевременно и в полном объеме выплачивать пенсии нетрудоспособному населению. Так, к началу октября 1999 года задолженность по выплате пенсий, по официальным данным, составляла 1610,5 млн. грн.
Кроме того, потребность в проведении кардинальной пенсионной реформы обусловлена неблагоприятными демографическими процессами (вызванными старением населения), увеличением численности пенсионеров в связи с досрочным и льготным выходом на пенсию, высоким размером пенсионных взносов и неадекватным их отображением на размере пенсий, а также значительным увеличением недоимки сборов в Пенсионный фонд (предприятия не могут либо не хотят перечислять деньги в требуемом объеме).Эти факторы стали определяющими в разработке концепции новой пенсионной системы, которая в качестве составной части предусматривает создание негосударственных пенсионных организаций.
Почему НПФ – невыгодный бизнес в Украине?
Цель создания любого негосударственного пенсионного фонда заключается в возможности распоряжаться привлеченными средствами вкладчиков с целью их приумножения за счет вложения в инвестиционно привлекательные проекты. Однако государство в лице Кабмина последовательно предпринимает шаги по лишению НПФ возможностей управлять привлеченными активами.
Так, разработанный Кабмином законопроект о негосударственных пенсионных фондах подавался на рассмотрение парламента еще в 1997 году. Рассмотрев его в 1998 году, народные депутаты отклонили этот документ. Основные замечания, звучавшие с трибуны, касались даже не сути закона – внимание акцентировалось на том, что в документе никоим образом не разработан механизм, который бы гарантировал сохранность пенсионных средств. Впрочем, отклоненный законопроект не устраивал также и представителей негосударственных пенсионных организаций. Правда, по другим причинам.Неприятие директоров НПФ вызвало положение о компаниях по управлению пенсионными активами. По законопроекту этим компаниям предоставляется монопольное право распоряжаться привлеченными средствами, а НПФ полностью лишены права самостоятельно размещать пенсионные активы. Вместо этого они должны обязательно передавать их компаниям по управлению активами.
Говорит директор пенсионного фонда банка «Украина» Л. Миронова: «Если пенсионные фонды станут открытыми и большими, безусловно, можно будет управлять активами через компании. Однако если негосударственный пенсионный фонд создан при министерстве, ведомстве, является отраслевым и т. д., то почему мы не можем управлять этими активами самостоятельно?». Директор негосударственного пенсионного фонда «Укоопспилка» А. Зубарь считает, что «в действующем законодательстве необходимо предусмотреть, что на первом этапе целесообразно создавать негосударственные пенсионные фонды с двухуровневой структурой, когда одно юридическое лицо аккумулирует активы, а другое (компания по управлению активами пенсионного фонда, как и предложено в законопроекте) – осуществляет управление этими фондами.Одноуровневые же негосударственные пенсионные фонды (когда юридическое лицо самостоятельно аккумулирует средства вкладчиков и выполняет функции управления ими) целесообразно создавать отраслевыми, при больших предприятиях, министерствах, ведомствах, которые, как правило, одновременно являются и его учредителями. Преимущество этих фондов заключается в том, что они, во-первых, формируют свои пенсионные активы как за счет взносов вкладчиков, так и за счет отчислений работодателей. Во-вторых, безусловно, они будут вызывать большее доверие людей».
Впрочем, есть и другая точка зрения. Так, законодателей поддерживает О. Трипольская (Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса). По ее мнению, лишение НПФ права управлять привлеченными активами является «абсолютно правильным, поскольку это должны делать компании, имеющие активы и опыт работы на рынке ценных бумаг. Контроль со стороны учредителей пенсионного фонда заключается в том, чтобы заключать договоры с управляющими компаниями и в условиях этих договоров предусматривать определенные финансовые показатели».Общая точка зрения представителей НПФ такова: запрет негосударственным пенсионным фондам управлять привлеченными активами делает невыгодным учреждение этих организаций. Учредители НПФ несут ответственность за сохранность привлеченных средств, не имея возможности влиять на способы их использования. Хотя в других странах (например, Венгрии и Канаде) негосударственные пенсионные фонды размещают средства самостоятельно, без профессиональных посредников, обращаясь по мере надобности за консультациями к менеджерам по инвестициям. Как полагают представители негосударственных пенсионных организаций, в Украине НПФ также могут самостоятельно размещать пенсионные средства – в банках (как в финансовых структурах, наиболее контролируемых государством в лице НБУ), а также в государственных ценных бумагах.
НПФ предлагают свое решение
На данном этапе идет процесс создания нового варианта законопроекта, в котором участвуют представители Ассоциации НПФ. Планируется, что документ будет представлен на суд парламентариев после принятия законов об общегосударственном пенсионном страховании, о доверительном управлении имуществом, о финансовых операциях.
Однако, как отмечает президент Ассоциации НПФ Украины, управляющий УНПФ «Добробут» В. Копейкин, ни в отклоненном варианте законопроекта, ни в разрабатываемом не учтено то, что предлагает Ассоциация НПФ: ввести определенную схему гарантирования сохранности пенсионных вкладов. Точка зрения Кабмина основывается на создании учредительного фонда НПФ в размере 1 млн. евро (более 5 млн. грн.), который и станет такой гарантией. Ассоциация предлагает внедрение прозрачной ответственности НПФ – т. е. если пенсионными активами будут полностью распоряжаться управляющие компании, то основную ответственность должны нести организации, принимающие пенсионные средства. В противном случае нет никакой экономической целесообразности и заинтересованности в создании НПФ вообще.
Предоставление же негосударственным пенсионным фондам самостоятельности в распоряжении средствами не означает отсутствия иных гарантий, нежели те, которые предложены Кабмином. Так, по мнению руководителей НПФ, гарантию безопасности накопленных взносов сможет обеспечить многоуровневый механизм, в частности, предполагающий:
- создание резервного фонда НПФ, порядок формирования которого устанавливается соответствующими нормативными актами;
- использование собственного капитала НПФ (его учредителей) для обеспечения пенсионных выплат;
- обязательное страхование финансовых рисков при размещении пенсионных активов. Осуществление такого страхования подвергается прямому контролю со стороны государства.
Данный вариант позволит, с одной стороны, сделать управление негосударственным пенсионным фондом выгодным, а с другой – обезопасит сохранность привлеченных средств вкладчиков. Это в свою очередь положительно отразится на экономике в целом – НПФ, заинтересованные в получении доходов, станут крупными внутренними инвесторами, вкладывающими деньги в конкретные проекты.
Таким образом чрезмерный контроль государства за деятельностью частных пенсионных организаций может привести к тому, что пенсионная реформа в Украине сведется лишь к попыткам модернизировать существующую ныне солидарную систему. Как отмечает эксперт Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Украины Д. Ляпин, «если негосударственные пенсионные фонды зажать в рамках чрезмерно жестких систем регуляции, то спрогнозировать результат нетрудно – пенсионные фонды развиваться не будут».
СПРАВКА «&» В Украине зарегистрировано 98 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), из которых 80 не работают (мешают частые изменения в налоговом законодательстве). Участниками остальных НПФ являются около 20 тысяч граждан, взносы за которых платят предприятия, где они работают, в размере от 1 до 10% прибыли предприятия. Соответственно размер дополнительной пенсии – от 7 до 300 гривен. Активы работающих НПФ составляют от 20 до 100 тысяч гривен. Одиннадцать из двадцати работающих фондов объединились в Ассоциацию НПФ. |