Site icon Companion UA

Продажа акций предприятий на биржах – единственный путь для быстрого пополнения бюджета в первом полугодии

В нынешнем году задекларирован новый этап приватизации, основанный на совершенно новых принципах разгосударствления. Обобщая эти принципы, я бы выделил в первую очередь несколько из них. Во-первых, это ускорение приватизации. Во-вторых, максимальное уменьшение контроля государства над предприятиями. И в-третьих, привлечение на предприятия крупнейших промышленных инвесторов.

При подготовке Указа президента «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине» было ясно – все вышеперечисленные моменты настолько взаимосвязаны, что невозможно обеспечить выполнение только некоторых из них. В свою очередь такой комплексный подход требует слаженных действий всех звеньев – и правительства, и министерств, и ФГИ, и местных органов власти, не говоря уже о важности поддержки парламента. К сожалению, сегодня у меня как председателя ФГИ есть все поводы сомневаться, что стремление и решительность Фонда достичь поставленной цели будет поддержана на всех уровнях.Само появление вышеупомянутого указа, которым сегодня определена приватизационная политика государства, казалось бы, должно наконец определить общую для всех госорганов стратегию деятельности. Но по первым (после его выхода) результатам нашей работы можно сделать вывод, что борьба интересов внутри органов власти продолжается. В итоге и выполнение задания по поступлению средств в бюджет в необходимом объеме, и обеспечение действенности всех новых механизмов приватизации может оказаться под угрозой.

Объекты для инвестирования не определены

Но борьба интересов – не единственное препятствие на пути продажи государственных пакетов акций привлекательных предприятий в частную собственность. По моему глубокому убеждению, в Украину еще не пришла новая волна крупных платежеспособных претендентов на акции украинских предприятий, под которых как под промышленных инвесторов готовятся условия продаж.

Процитирую только одну фразу из выступления на одном из семинаров по вопросам приватизации заместителя главы Всемирного банка в Украине Владимира-Горана Креачича: «Продайте хоть одно предприятие так, как это задекларировано! Нам нужен пример. Иностранные инвесторы внимательно смотрят, кто приходит в Украину». Учитывая это замечание, и иностранные, и серьезные отечественные инвесторы в большинстве своем будут ожидать положительных примеров, и только после этого откликнутся на «призывы» покупать нашу собственность. Пока же мне приходится констатировать: они относятся к Украине с недоверием и занимают выжидательную позицию. А главная причина – неопределенность в вопросах приватизации, в частности, в энергетическом и нефтегазовом комплексах.

В связи с этим ФГИ очень трудно будет выставить на продажу все предприятия, которые планируется продать в 2000 году. Напомню, что сегодня существует несколько списков предприятий, подлежащих продаже в нынешнем году:

В общей сложности это свыше 1,5 тысяч предприятий, в большинстве своем относящимся к группе «Г». Я далек от оптимизма, что все из этих предприятий смогут заинтересовать покупателей, но борьба среди заинтересованных лиц разгорится за самые привлекательные из них, а значит, именно за те, которые могли бы принести средства в бюджет в большей степени.

Возможность управления без покупки сохранена

Несмотря на неоднократные заявления в прессе о реприватизации в энергетическом секторе и приостановлении дальнейшей приватизации энергокомпаний, ФГИ, руководствуясь указом президента, объявил конкурсы по отбору советников по продаже 7 облэнерго. Добавлю к этому, что энергокомпании, в том числе и энергогенерирующие, входят в список предприятий, подлежащих первоочередной продаже. ФГИ пока так и не возобновил продажу облэнерго на биржах, как это было запланировано в начале года. Хотя мы все-таки не отменили объявленные конкурсы по отбору советников для продажи 7 облэнерго и в ближайшее время объявим подобные конкурсы еще по нескольким энергораспределяющим компаниям.

Отмечу, что в этом случае мы (не только ФГИ, но и государство в целом) очень рискуем опять наступить на те же грабли, что и два года назад. Имею в виду возможность реанимации такой альтернативы приватизации, как управление пакетами акций. Я категорически против передачи акций энергокомпаний (как и других привлекательных предприятий) в управление. Опыт деятельности Агентства по управлению корпоративными правами государства в прошлом году более чем печален. Увы, но ему так и не удалось добиться видимых результатов – ни дивидендов, ни средств за право управлять предприятием государство не получило. Достижения Агентства кажутся тем более мизерными, если учесть, сколько приватизационных конкурсов было сорвано в прошлом году из-за того, что параллельно с ними объявлялись конкурсы по управлению или Агентство обещало их объявить. Я отнюдь не сбрасываю со счетов возможность передачи акций предприятий в управление как таковую (сегодня идет процесс передачи функций Агентства обратно ФГИ), тем более, если будут определены четкие параметры целесообразности этого. Но сегодня, когда мы вслух уже заявили о том, какие предприятия планируем продавать и когда пытаемся завоевать доверие инвесторов, – не время для подобных дискуссий, если речь идет о защите государственных интересов. На мой взгляд, поводом для передачи пакета акций в управление может служить, например, неудавшаяся попытка приватизации.

Меня утешает тот факт, что после года деятельности ликвидировано Агентство, а не ФГИ, но возможность реанимации передачи пакетов акций в управление далеко не способствует улучшению инвестиционного климата, который является главным фактором для обеспечения массированной приватизации.

Почему именно биржа пункт продажи акций номер один?

Сегодня главным остается вопрос поступления средств от приватизации в бюджет. В связи со сложившейся ситуацией он приобретает особую актуальность.

Согласно утвержденному Кабмином плану-графику в I и II кварталах 2000 года ФГИ должен обеспечить поступление 500 млн. грн. в госбюджет ежеквартально. Остальные 1,5 млрд. грн. необходимо перечислить в III и IV кварталах. На сегодняшний день в госбюджет поступило чуть меньше 100 млн. грн. главным образом от продажи пакетов акций тех предприятий, о которых было объявлено в прошлом году. Скорее всего, обеспечить сумму в размере 1 млрд. грн. за первые два квартала нам будет очень сложно, и труднее всего будет в первом квартале. Тем более, что процедуры конкурсных продаж отнюдь не способствуют быстрому пополнению бюджета.В нынешнем году продажа объектов будет осуществляться несколькими основными способами – коммерческими конкурсами, конкурсами с привлечением советников и биржевыми торгами. Процедура коммерческого конкурса не позволяет получить деньги от покупателя ранее, чем через 3-4 месяца от момента объявления конкурса. Значит, даже объявленные сразу после выхода президентского указа конкурсы дадут отдачу только к середине весны. Процедура продажи пакетов акций с помощью советников более длительна – она рассчитана на 329 дней. Конкурс по отбору советников для продажи первых 7 облэнерго ФГИ объявил только 12 января (заметьте, это менее чем через 2 недели после выхода указа президента.) Благодаря нехитрым математическим подсчетам нетрудно спрогнозировать, когда поступят деньги за эти пакеты. Хотя не стоит забывать, что наличие советника абсолютно не гарантирует стопроцентную продажу пакета. Следовательно, пока новые механизмы продаж не наберут оборотов и на украинский рынок не придут те покупатели, которых действительно можно будет назвать промышленными инвесторами, я не вижу другого способа быстрого пополнения бюджета, кроме продажи пакетов акций на биржах.

Эта процедура с момента объявления о продаже до поступления средств в бюджет занимает немногим более 1 месяца. Для увеличения эффективности биржевых торгов ФГИ сегодня принято решение не проводить конкурсы по продаже пакетов акций в размере 25% и менее, а выставлять такие пакеты (если предприятие приватизировано на две трети) на биржи. На мой взгляд, нет смысла искать стратегического инвестора на предприятие, которое приватизировано на 75%. В конечном итоге продажа пакетов в размере 25% (или блокирующего пакета) может вызвать немалый интерес на биржах со стороны владельцев остальных акций конкретного предприятия.Но сегодня даже биржевые торги не могут обеспечить поступления в бюджет в необходимом объеме – средства, которые можно получить от биржевых торгов, увы, на порядок ниже, тех, которые поступают от конкурсных.

Следовательно, выполнение заданий по поступлению средств в бюджет в полном объеме сегодня зависит от того, какие предприятия и как быстро будут выставлены на продажу. Но не нужно забывать, что наличие покупателей и значительных денег у них – не сфера компетенции ФГИ.

Exit mobile version