Site icon Companion UA

На украинском валютном рынке сложились предпосылки к снижению курса гривни

Отчетный период (с 26 января по 2 февраля) характеризовался медленным, но уверенным укреплением официального курса гривни к доллару. За это время курс НБУ повысился на 0,6% – с 5,5029 грн./$ до 5,4700 грн./$. Межбанковский курс гривни в течение указанного промежутка времени был на редкость стабилен – котировки лишь считанные разы покидали пределы 5,47-5,51 грн./$.

Ставки снижены

Главным событием прошедшей недели стало решение правления Национального банка о снижении монетарного давления на банковскую систему. В частности, с 1 февраля учетная ставка была снижена с 45% годовых до 35%, ломбардная – с 50% до 40% (в последний раз Нацбанк корректировал эти показатели 24 мая прошлого года). Помимо этого, НБУ снизил с 17% до 16% норматив обязательного резервирования, который не изменялся почти год (с 21 февраля 1999 года).

По мнению председателя правления Промышленно-финансового банка Виталия Ильина, для снижения ставок НБУ выбрал наиболее оптимальный момент. «Поскольку гривня укрепляется, значит можно отпустить ставку резервирования и рефинансирования, чтобы надавить на рынок предложением гривни для кредитования», – сказал он агентству «Интерфакс-Украина».Банкиры отмечают, что рынок в большей мере ощутит снижение нормы резервирования, в то время как изменения учетной и ломбардной ставок вряд ли на что-либо серьезно повлияют. «Учетная ставка Нацбанка сегодня особо не влияет на стоимость денег. А вот уменьшение резервирования существенно отражается на процентной ставке по кредитам, поскольку больше реальных денег может быть направлено в экономику», – отметил председатель правления банка «Форум» Игорь Колесник. По мнению банкира, изменение учетной и ломбардной ставок сможет отразиться на денежно-кредитном рынке только в том случае, если Национальный банк начнет активно рефинансировать коммерческие банки под такие ставки. «Уже были заявления о том, что НБУ собирается рефинансировать коммерческие банки: Минфин пытается отказаться от кредитов Нацбанка, а высвободившиеся суммы, возможно, будут направлены на кредитование коммерческих банков, чтобы они финансировали экономику. Я бы очень хотел, чтобы это происходило прозрачно, логично и на основе каких-то тендеров», – подытожил И. Колесник.

Вместе с тем следует отметить, что указанные монетарные послабления, помимо расширения возможностей по кредитованию реального сектора экономики, несут в себе потенциал для дестабилизации валютного рынка. Как уже неоднократно подчеркивалось в предыдущих обзорах, основным фактором, определяющим курсовую динамику на сегодняшний день, является количество свободных гривневых ресурсов на рынке. Снижение же норматива резервирования на 1 п. п., по оценкам банкиров, автоматически увеличивает предложение гривни в целом по системе на сумму порядка 150-200 млн. грн. И даже если предположить, что все высвобожденные в связи с этим ресурсы банки попытаются максимально быстро направить в реальный сектор экономики, как минимум, 3-4 недели они будут вращаться на межбанковском рынке, а значит – создадут дополнительное давление на курс гривни.

Укрепиться не дал Нацбанк

Впрочем, в рассматриваемый период рынок еще не успел отреагировать на изменение основных индикаторов денежного рынка. Более того, операторы рынка отмечали наличие предпосылок для укрепления гривни, поскольку предложение валюты практически постоянно превышало спрос. Однако снова на пути резкого повышения курса гривни стал Национальный банк, который с завидным постоянством выкупал в свои резервы излишнее предложение валюты с рынка. Как отметил директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко, с 24 по 28 января НБУ купил порядка $40 млн. При этом сальдо интервенций Национального банка на межбанковском валютном рынке (покупка минус продажа) по итогам января составило $41 млн. на позиции «покупка». А валовые валютные резервы НБУ на начало февраля выросли до $1,126 млрд.

Интересный факт: как отметили банкиры, Нацбанк приходилось уговаривать покупать валюту, поскольку такие операции были выгодны в первую очередь банкам. Ведь Национальный банк, как правило, выкупает валюту по официальному курсу, в то время как рыночные котировки довольно часто превышали курс НБУ. «Нацбанк поступает весьма профессионально – он выкупает валюту только тогда, когда действительно убедится, что ее предложение на рынке намного превышает спрос», – сказал директор казначейства банка с западным капиталом.По словам С. Яременко, стратегия и тактика интервенций НБУ на межбанковском рынке остается неизменной – сглаживать ситуативные конъюнктурные колебания курса гривни. При этом он отверг утверждение, что Национальный банк сдерживает укрепление курса гривни вследствие стремления подсобить экспортерам, для деятельности которых сильная национальная валюта невыгодна. «Мы пытаемся оградить рынок от резких курсовых колебаний, которые невыгодны не только экспортерам, но и импортерам. Ведь при резких изменениях курса ни те, ни другие не могут планировать свою деятельность. Если же на рынке будет однозначно проявляться тенденция к укреплению гривни, мы не будем ей препятствовать», – подчеркнул С. Яременко.

Несмотря на зафиксированную на отчетной неделе позитивную, на первый взгляд, тенденцию превышения предложения валюты над спросом, эксперты усмотрели в ней и негативный момент. Заключается он в том, что ежедневные объемы операций по купле-продаже валюты на межбанке в январе были намного ниже, нежели в четвертом квартале прошлого года. Так, если этот показатель в октябре-декабре лишь иногда был ниже $40 млн., то в январе он очень редко превышал эту цифру. Из этого можно сделать вывод, что превышение предложения валюты над спросом во второй половине января было обусловлено не увеличением ее поступлений в Украину, а снижением деловой активности импортеров. Однако, если последние заработают в своем обычном режиме, либо спрос на валюту увеличится вследствие каких-то иных факторов, автоматически образуется значительный фактор давления на курс гривни.Наличный курс, в отличие от межбанковского, за рассматриваемый период существенно укрепился (см. график 2). Основной причиной этого банкиры называют отсутствие денег у населения, которое после значительных затрат в период новогодних и рождественских праздников в большинстве своем еще не получало новых зарплат, выплата которых, как правило, приходятся на начало месяца.

Внешние проблемы

Весьма интересные события с точки зрения долгосрочной курсовой стабильности происходят сейчас на «международной арене», где украинское правительство пытается решить две проблемы: реструктуризировать свои внешние долги и возобновить сотрудничество с международными финансовыми организациями. К сожалению, по обоим из этих направлений дела складываются далеко не лучшим образом.

Как уже сообщал «&», не дождавшись согласия кредиторов, Минфин не осуществил выплаты в сумме $18 млн. в счет погашения купона и части основного долга банку Chase Manhattan в рамках еврозайма в немецких марках с погашением в феврале 2001 года. Как и ожидалось, данный факт владельцы этих, а также других долговых обязательств восприняли без энтузиазма. А самые предприимчивые кредиторы решили сыграть на этом, дабы обеспечить себе более выгодные позиции на переговорах по реструктуризации. Так, по сообщениям агентства Dow Jons, лондонский Standard Bank уже сообщил правительству Украины, что в его распоряжении находится достаточно облигаций, чтобы официально объявить нашей стране дефолт. При этом нельзя исключать, что к такому шантажу не прибегнут другие инвесторы, желающие забрать более лакомый кусок своего же пирога (реструктуризировать выплаты по принадлежащим им облигациям на более выгодных для себя условиях). А это значительно осложнит жизнь украинским властям и не преминет отразиться на финансовом рынке.

На отчетной неделе также неожиданно осложнилось начавшее казалось бы налаживаться сотрудничество Украины с международными финансовыми организациями. Причем палки в колеса Украине вставили оттуда, откуда никто не ожидал. Экс-премьер-министр Украины Павел Лазаренко, томящийся уже несколько месяцев в ожидании своей участи в Соединенных Штатах, сделал сенсационное заявление, в котором обвинил высших должностных лиц Украины в незаконном использовании средств МВФ, переданных Нацбанку в 1997 г. в сумме $613 млн. Согласно сообщениям Financial Times П. Лазаренко утверждает, что эти средства были использованы для покупки «спекулятивных правительственных облигаций с процентными ставками, доходящими до 66%». При этом, по данным газеты, около $200 млн. доходов от этой операции «были предположительно переведены в Бельгию и Швейцарию на счета приближенных к Л. Кучме».

Естественно, что все высшие должностные лица Украины тут же отвергли все эти обвинения. Так, президент Леонид Кучма назвал эти заявления П. Лазаренко «полным абсурдом», а публикации в западной прессе на эту тему «провокацией, направленной против президента Украины, курса на экономические реформы, сотрудничества Украины с МВФ».В аналогичном духе высказались также премьер-министр Виктор Ющенко, экс-премьер Валерий Пустовойтенко. А Нацбанк в оперативном порядке заключил договор с аудиторской компанией Pricewaterhousecoopers на предмет аудита использования средств МВФ, полученных НБУ в 1997 г.

Как бы там ни было, а руководство МВФ пообещало досконально разобраться во всех этих обвинениях. При этом западные аналитики утверждают, что до внесения полной ясности в этот вопрос Украине рассчитывать на новые транши от МВФ и Всемирного банка не стоит.

В прошлом обзоре «&» указывал на то, что валютный рынок Украины мало обращает внимания на фундаментальные факторы. Вместе с тем, как считают банкиры, возможное осложнение переговоров о реструктуризации, а также задержка очередных траншей от международных финансовых организаций вряд ли останется незамеченным для курса гривни.

Прогноз

Факторы, способные нарушить стабильность курса национальной валюты уже в ближайшем будущем можно разделить на две группы. К первой следует отнести фундаментальные, связанные с реструктуризацией внешнего долга и сотрудничества с МВФ. Ко второй относятся чисто монетарные факторы. Здесь имеется в виду увеличение предложения гривни на рынке вследствие покупок Нацбанком долларов на межбанке (за январь на эти цели эмитировано около 225 млн. грн.), а также снижения ставки резервирования. В совокупности они, если не предпринять упреждающих мер, могут оказать серьезное давление на курс национальной валюты. Как считает большинство опрошенных банкиров, это может случиться уже к середине февраля.

Exit mobile version