Предложенный народными депутатами Григорием Омельченко и Анатолием Ермаком законопроект «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины об усилении борьбы с незаконным открытием, использованием валютных счетов или сокрытием доходов в иностранной валюте за пределами Украины» излагает ст. 80-1 Уголовного кодекса (УК) Украины в новой редакции (ужесточая санкции) и дополняет кодекс новой статьей 80-5.
Новые пределы ответственности
Один из соавторов документа, член Комитета Верховного Совета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности и борьбы с организованной преступностью и коррупцией Анатолий Ермак необходимость разработки и принятия законопроекта объяснил корреспонденту «&» тем, что «судебно-следственная практика применения ст. 80-1 УК Украины за период 1993-99 гг. засвидетельствовала необходимость внесения изменений и дополнений в УК и УПК Украины с целью усовершенствования борьбы с незаконными валютными операциями за рубежом и содействия возвращению валютной выручки в страну. К тому же, по нашему мнению, ввод в действие этого закона не потребует дополнительных финансовых затрат».
В соответствии с законопроектом за открытие или использование без разрешения НБУ за пределами страны частных валютных счетов или валютных счетов предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности (ст. 80-1 Уголовного кодекса Украины), предусмотрена усиленная уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет (ныне действующая редакция предусматривает «до двух лет»), или повышенный штраф от 500 до 1000 минимальных размеров заработной платы (сейчас – до 500 минимумов), с конфискацией имущества или без таковой (сейчас – «с конфискацией вклада и валютной выручки»). Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группы лиц, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
Предложенная в законопроекте новая статья 80-5 УК Украины предусматривает ответственность за сокрытие доходов в иностранной валюте за пределами Украины на частных валютных счетах или на валютных счетах предприятий и учреждений, независимо от форм собственности. В соответствии с законопроектом это преступление наказывается:
- лишением свободы на срок от трех до пяти лет или с исправительными работами на срок до двух лет, или штрафами от 500 до 1000 минимальных размеров зарплаты, с конфискацией имущества или без такового;
- лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на протяжении пяти лет – за те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц или сокрытие доходов в крупных размерах;
- лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на протяжении пяти лет – за деяния, предусмотренные двумя предыдущими абзацами, совершенные лицом, ранее осужденным за любое из преступлений, предусмотренных ст. 80-5 или 80-1 УК Украины, либо сокрытие доходов в особо крупных размерах.
Цель реформирования
Впрочем, предусматриваются случаи, когда лицо, открывшее или использующее за пределами Украины валютные счета (независимо от времени их открытия или использования), может освобождаться от уголовной ответственности. Это происходит, если предприниматель на протяжении трех месяцев со дня вступления в силу этих изменений в УК обратится к НБУ за разрешением на открытие или использование валютных счетов за пределами страны.
Предприниматель также может быть освобожден от ответственности и по новой ст. 80-5 УК (как и по сопутствующей ей ст.148-2 УК Украины «Уклонение от уплаты налогов»), если он на протяжении трех месяцев со дня вступления в силу этого законопроекта возвратил доходы в Украину (если такое возвращение обязательно с точки зрения законодательства), а также уплатил налоги с этих доходов.
Цель амнистирующих норм более чем ясна – вернуть в Украину вывезенные деньги с тем, чтобы вложить их в экономику страны. Говорит Анатолий Ермак: «Согласно подсчетам специалистов, сумма свободно конвертируемой валюты, незаконно вывезенной из Украины и спрятанной на счетах в иностранных банках на протяжении 1992-99 гг., оценивается в $20 млрд. Это почти вдвое превышает внешний долг Украины. Наша страна стала наибольшим экспортером теневых капиталов, отдавая приоритет в этом вопросе только Российской Федерации (из которой, по оценке экспертов, вывезено до $200 млрд.). Валютные средства, незаконно вывезенные за пределы Украины, вносятся на счета иностранных финансово-кредитных учреждений, вкладываются в легальный хозяйственный оборот зарубежных стран, инвестируя их экономику».
Отдушина для предпринимателя
Однако регистрация в НБУ валюты, находящейся за рубежом, – не единственный метод избежать предусмотренной в законопроекте ответственности. Дело в том, что в определенных случаях правоохранительные органы просто не смогут доказать фактов вывоза валюты и открытия (использования) валютных счетов за рубежом, не санкционированных НБУ.
Говорит главный юрист ЗАО «Бизнесконсалтинг», адвокат Дмитрий Богуславский: «Декрет КМ Украины «О режиме валютного регулирования и валютного контроля» предусматривает, что для открытия (использования) частных счетов украинским гражданином и корпоративных счетов украинским юридическим лицом необходимо получение индивидуальной лицензии НБУ. Однако те счета, открытие которых признается УК Украины незаконным, открываются, как правило, иностранными компаниями (оффшорами) и управляются удаленно (по модему, факсу и т. д.). При этом по бумагам украинский гражданин либо предприятие просто могут не проходить. А разрешений на открытие счетов иностранных компаний (граждан) НБУ не может давать по определению. Иными словами, отсутствует состав преступления – нет субъекта.Также весьма проблематичной представляется возможность привлечения кого-либо к ответственности за сокрытие иностранной валюты за пределами Украины. Ведь иностранная валюта остается за рубежом на счетах оффшорных компаний, которые хоть и управляются украинскими гражданами (что зачастую невозможно доказать), но являются иностранными резидентами и, соответственно, не обязаны перечислять валюту на территорию Украины.
Исходя из вышесказанного, на мой взгляд, принятие вышеуказанных изменений к УК вряд ли серьезно отразится на ком-либо (как в положительную, так и в отрицательную сторону)».
Таким образом, в случае легализации законопроекта, вносящего изменения в УК Украины, ситуация с несанкционированными вывозом валюты и открытием валютных счетов за рубежом существенно не изменится. А амнистией воспользуются лишь те, кого окончательно невзлюбили народ и власть.
Ольга Аксенова, директор консалтинговой фирмы «Ажур» – Можно по-разному оценивать предусмотренные законопроектом положения об усилении ответственности за открытие валютных счетов или сокрытие валютной выручки. Но совершенно очевидно, что это – обычная реакция государственной машины на отток финансовых ресурсов за рубеж. Однако следует отметить единственное: ужесточение происходит слишком поздно. Основные капиталы вывозились где-то в 1993-96 гг. Все же принимать предложенные изменения необходимо. И прежде всего из-за наличия положений об освобождении от уголовной ответственности в случае декларирования и возврата валютной выручки или получения в НБУ разрешения на уже открытые счета. Эти положения могут стать тем первым шагом, который будет способствовать возврату капитала из-за рубежа. Впрочем, в дальнейшем этот шаг будет иметь положительные результаты лишь в комплексе с другими мероприятиями (принятием соответствующих специальных законодательных актов). Но если ничего не произойдет, то из-за общего характера и абстрактности этих положений есть вполне реальные шансы, что они, как обычно, останутся невостребованными. |