Нечеткость формулировок позволяет не платить сбор за использование местной символики даже если налоговый инспектор настаивает на его уплате

Начало историям с уплатой сбора за использование предприятиями местной символики положило принятие Кабмином Декрета «О местных налогах и сборах», ст. 12 которого легализовала этот новый налоговой платеж. А так как средства, вырученные от уплаты данного сбора, перечислялись в местные бюджеты, киевские власти начали активно «развивать тему», издав несколько решений, касающихся процедуры его взимания.

Самое важное из них – решение Киевского горсовета от 15. 02.94 г. № 7 «О введении сбора за право на использование символики г. Киева». С момента появления этого документа все киевские компании с наименованиями, перечисленными в Перечне исторических названий, отнесенных к символике города Киева (утв. решением исполнительного комитета Киевского городского совета от 21.03.95 г. №72), в понимании налоговиков, обязаны платить сбор за использование местной символики.Однако представители этих компаний утверждают, что многочисленные несоответствия подзаконных актов киевских властей Декрету «О местных налогах и сборах» освобождают их от уплаты местного сбора.

Как грамотно использовать

По утверждению специалиста налогово-юридического отдела компании «Артур Андерсен (Киев)» Татьяны Заморской и начальника юридического отдела компании «Киев-Атлантик Украина» Бориса Логинова, в соответствии со ст.12 Декрета КМ Украины «О местных налогах и сборах» основным условием возникновения обязанности уплатить означенный сбор является использование компанией местной символики (например, названия «Киев») в коммерческих целях. Решение исполкома Киевгорсовета от 15.09.94 г. №7 конкретизирует это условие – в этом документе говорится о применении исторических названий в «коммерческих целях (рекламе)».

«Можно сделать вывод, что под использованием исторических названий с коммерческой целью следует понимать только рекламу с употреблением этих названий, – говорит Татьяна Заморская. – Мы никогда не использовали название «Киев» в коммерческих целях, а его включение в наименование компании указывает на местонахождение предприятия.» «Символикой города Киева с коммерческой целью наше предприятие также не пользуется, – утверждает Борис Логинов. – Кроме того, название АО «Киев-Атлантик Украина» походит не от названия города Киев, а от названия американской компании «Киев-Атлантик Ю.С. Лтд.», которая использует название одноименного города Киев в США, созвучного названию украинской столицы.»Приведенная аргументация – основа для доказательства своей правоты перед налоговиками. Однако, помимо этого, имеются еще несколько аргументов т. н. процедурного плана, которые, по мнению наших собеседников, однозначно свидетельствуют о том, что сбор за использование слова «Киев» в названии компании в принципе не может взиматься.

Как не платить

По словам Татьяны Заморской и Бориса Логинова, наличие слова «Киев» в названии компании не является основанием для определения ее в качестве плательщика сбора за использование местной символики. Ведь:

1. Ст.12 Декрета КМ Украины «О местных налогах и сборах» ограничивает перечень местной символики (за применение которой может взиматься сбор) гербом города или другого населенного пункта, названием или изображением архитектурных, исторических памятников. При этом название (наименование) населенного пункта не отнесено Декретом к местной символике.

2. В решении Киевгорсовета от 15.02.94 г. №7 речь идет о сборе за право на использование символики г. Киева (герба города, названия или изображения архитектурных, исторических памятников города), «которые признаны таковыми в установленном законом порядке». Этот порядок регламентирован ныне действующим законом Украинской ССР от 13 июля 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». А город Киев, как следует из документа, не является памятником истории или архитектуры. Не значится столица Украины в качестве исторического памятника и в Перечне ЮНЕСКО.

3. Все нормативные акты киевских властей, регламентирующие вопрос местной символики (решение Киевгорсовета №7 с последующими изменениями и дополнениями и решение исполкома Киевгорсовета №72 с изменениями и дополнениями), никогда не были официально опубликованы в общедоступных СМИ. Это означает, что они не имеют законной силы.

Есть и некоторые другие аргументы относительно неправомерности действий налоговиков. К примеру, мнение о том, что предприятия с иностранными инвестициями (к которым относятся обе компании) в соответствии со ст.31 Декрета КМУ «О режиме иностранного инвестирования» освобождены от сбора за право на использование местной символики как от нового вида налога, который не был предусмотрен законодательством Украины на момент принятия упомянутого декрета.

Впрочем, даже вышеперечисленного вполне достаточно для доказательства своей правоты. Как отстоять свои права – через арбитражный суд (как компания «Артур Андерсен (Киев)») или с помощью апелляций в ГНАУ (как «Киев-Атлантик Украина») – решать уже самим предпринимателям.

Игорь Боровик, начальник юридического отдела ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница»

– В своей деятельности мы применяем местную символику и, естественно, имеем на это соответствующее разрешение. До некоторых пор никаких проблем с уплатой сбора за право на использование местной символики у нас не возникало. И вдруг проверяющие заявляют, что для определения сумм сбора нам следует использовать не себестоимость продукции (как мы это делали доселе), а стоимость, по которой она реализуется. Нам доначислили дополнительные суммы сбора, пеню и штрафы. Мы с этим были категорически не согласны и подали иск в арбитражный суд. И суд согласился с нашими доводами.

Во-первых, мы показали, что готовая продукция отражается в отчетности по фактической себестоимости, состоящей из расходов, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и т. д.

Во-вторых, учет реализованной продукции, стоимость которой налоговая предлагала использовать для определения сумм сбора, осуществляется только после фактического перехода права собственности на отгруженную продукцию к ее получателям.

Таким образом суд справедливо посчитал, что реализованная продукция не может находиться в собственности производителя и ее стоимость нельзя использовать для определения сумм сбора за использование местной символики.

Залишити відповідь