Завершая небольшой цикл интервью, посвященный прогнозам событий приватизации-2000, мы предоставили слово непосредственному ее исполнителю – ФГИ. О том, какие меры предпримет в ближайшее время Фонд госимущества и каковы результаты проведенных ранее мероприятий, «&» беседует с заместителем председателя ФГИ Юрием Гришаном.
«&»: Юрий Петрович, от чего по вашему мнению в первую очередь будет зависеть выполнение поставленных перед ФГИ задач?
Ю. Г.: Надеюсь, вы понимаете, что задачи на 2000 год масштабные. Но дело не только в том, что на Фонд возложена миссия перечислить в бюджет до конца года 2,5 млрд. грн. Важно то, что приватизация на нынешнем этапе проходит по совершенно новым принципам, которые переворачивают ее с ног на голову. И чтобы она все-таки пошла так, как это предписано в президентском указе по ускорению приватизационного процесса и заложено в проекте программы приватизации, необходима согласованность всех органов власти, задействованных в этом процессе. Но в первую очередь необходима поддержка Кабмина и быстрое реагирование с его стороны на наши вопросы по внедрению новых принципов приватизации в жизнь. Вряд ли мы чего-то сможем добиться, если согласование проектов, постановлений, перечней и т. д. будет происходить так же медленно, как в прошлом году.
«&»: Вы уже смогли проверить оперативность Кабмина, когда согласовывали перечень предприятий, госпакеты акций которых предстоит досрочно продать. Каковы выводы?
Ю. Г.: Скажу одно – принятие постановления Кабмина, в котором идет речь о досрочной продаже закрепленных в госсобственности пакетов акций очень привлекательных предприятий (№ 68 от 18.01.2000), ранее было практически невозможно. Но в общем, ситуация требует оперативности в первую очередь от нас.И если бы мы, дожидаясь всех согласований, не объявили конкурсный отбор советников для приватизации 7 облэнерго, не опубликовали перечень предприятий, которые предстоит продать, то переговоры с МВФ, закончившиеся 21 января, прошли бы совсем по-другому. То есть ФГИ были сделаны реальные шаги, которые можно было демонстрировать МВФ. Ведь основное, что обсуждалось на переговорах – бюджет и приватизация.
«&»: Следовательно, раньше действия ФГИ были менее решительными?
Ю. Г.: Сегодня мы перешли к приватизации объектов, по которым просто необходимо принимать решительные шаги. Если Фонд госимущества продемонстрирует решительность, то и реакция инвесторов будет соответствующей.
«&»: Итак, вам удалось убедить представителей МВФ в готовности проводить приватизацию так, как они того требуют…
Ю. Г.: 21 января были окончательно сверены позиции с г-ном Руджеро. Замечания у них возникли по трем вопросам. Во-первых, они требуют продавать только контрольные пакеты. На конкурсе же по отбору советников фигурируют 4 пакета акций облэнерго, меньше 50%. Поэтому второе их замечание состояло в следующем – решить вопрос о передаче в управление оставшихся в госсобственности акций победителям конкурсов, если проданный пакет не обеспечивает полного контроля над предприятием. Кроме того, по их мнению, если даже продается 50% плюс одна акция, то все равно в управление должен быть передан блокирующий пакет (25%). И наконец, они хотели убедиться, что мы располагаем достаточным количеством ликвидных предприятий, чтобы перечислить в бюджет 2,5 млрд. грн.В общем, результаты переговоров и одобрительные отзывы представителей МВФ нас утешили. Хотя не стану скрывать, они сомневаются, что мы сможем осуществить все задуманное. Ориентировочно в конце февраля будет решаться вопрос о дальнейшем финансировании Украины фондом, а перед этим нам предстоит еще раз «сверить часы» с МВФ.
«&»: У Фонда госимущества осталось меньше месяца, чтобы выполнить все требования МВФ относительно приватизации. Успеете?
Ю. Г.: Да в общем, ничего нового они не требуют, главное условие -выполнять то, что обещали. А мы уже приступили к работе. После окончательного согласования с Кабмином будет опубликован (во всяком случае ФГИ поддерживает идею его публикации) поквартальный план-график продажи предприятий. В этот план вошло более 200 привлекательных предприятий, которые планируется продавать в этом году. Кроме того, в ближайшее время согласно постановлению Кабмина от 18 января будет опубликован перечень предприятий, госпакеты которых будут приватизированы досрочно (это и есть тот «гарантийный» запас для МВФ). Также в ближайшее время мы объявим конкурсы по отбору советников для продажи еще нескольких облэнерго и 12 наиболее привлекательных промышленных предприятий. ФГИ поставлен в довольно жесткие временные рамки, и здесь важно, чтобы соблюдение процедуры продаж акций через советников не тормозили на других уровнях.Что же касается вопросов управления госпакетами победителями конкурсов, то последнее слово за Кабмином. По всей видимости, этот вопрос тоже удастся решить положительно. Вообще, требование продавать контрольные пакеты акций хоть и справедливое, но по некоторым объектам просто невыполнимое. Мы видим решение проблемы в следующем – либо не выставлять такой объект на продажу, заменив его аналогичным по ликвидности и стоимости, либо разъединять госпакеты. Естественно, ФГИ склоняется к последнему. Любая замена объекта чревата неприятными для Украины последствиями.
«&»: Скажите, по каким принципам проходит отбор предприятий, которые должны продаваться с помощью советников? Это вам МВФ диктует?
Ю. Г.: Со стороны МВФ мы никогда не получали никаких требований согласовывать подобные перечни объектов. Это уже было бы вмешательство в оперативную деятельность. А отбор происходит по расчетам экспертов ФГИ – выбираем ликвидные объекты. В список из 12 объектов вошел, например, «Турбоатом», некоторые металлургические предприятия. То есть те объекты, по которым чувствуется усиленный спрос, а значит, их продажу необходимо максимально оградить от ошибок.
«&»: Сегодня существует противоречие между МВФ, лоббирующим интересы иностранных инвесторов, и отечественными инвесторами. Например, у нас есть версия, что предложение приостановить приватизацию облэнерго сыграло на руку именно последним. Видите ли вы какое-то компромиссное решение?
Ю. Г.: Не надо думать, что у нас нет промышленных инвесторов и внутренние инвесторы не могут быть покупателями. Опыт приватизации, к примеру, предприятий машиностроения, химической промышленности показывает, что в Украине есть достаточно сильные структуры, которые могут отвечать сегодняшним требованиям к потенциальным инвесторам. Да, задача поставлена именно так – оградить стратегические предприятия от спекулянтов, но это не значит, что в Украине нет структур, заинтересованных управлять предприятиями, а не перепродавать их.
«&»: А на каких покупателей вы рассчитываете, ожидая продать столько госимущества, чтобы перечислить в бюджет до конца года 2,5 млрд. грн.?
Ю. Г.: На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Надо создавать условия для всех покупателей, но при этом требование отвечать определению промышленного инвестора тоже остается равным для всех.
«&»: Ходят слухи, что после публикации перечня предприятий, которые предстоит приватизировать в нынешнем году, ФГИ просто наводнили «ходоки» с просьбами снять тот или иной объект с приватизации или не продавать контрольный пакет?
Ю. Г.: Наводнили, это громко сказано… Хотя многие руководители региональных органов приватизации действительно приехали в Киев с подобными просьбами и, кстати, не по своей воле. Это инициируют или руководители предприятий, или местные власти.В общем, это можно было легко предвидеть. Вышел радикальный указ – последовали недовольства. И думаю, «ходоки» появились не только у нас, но и в других министерствах, в Кабмине, да и, наверное, у президента. Но больше всех, вероятно, достанется все-таки правительству. И именно от его стойкости будет зависеть дальнейший ход продаж объектов, о которых просят.
Фонд же ничего менять не собирается – мы буквально понимаем пункт в указе президента, где основным условием приватизации является запрет изменять опубликованный перечень предприятий. Мы будем публиковать перечни предприятий в дополнение уже опубликованного списка из 993 предприятий, но не изменять его по собственной инициативе. Указ сегодня является нашим основным идеологическим документом, и я считаю, что если объекты будут снимать, то только по решению самого президента и при наличии серьезных обоснований. Но от снятия объектов (а вы же понимаете, что никто не станет просить вычеркнуть из списка какой-то малопривлекательный объект) государство станет нести огромные убытки.Вот недавно мы объявили конкурс по отбору советников для продажи акций облэнерго. Это публичное обязательство перед всем миром. Отмени данное решение – и имидж страны как таковой, «которая отказывается от своих публичных заявлений», только укрепится. Не думаю, что на это кто-то пойдет в то время, когда мы хотим показать, что открыты для всех.
«&»: Наш предыдущий собеседник Александр Рябченко предложил на законодательном уровне оградить Фонд госимущества от принятия решений о снятии объектов – лишить его полномочий издавать подобные приказы. Ведь даже если ФГИ сам не захочет снимать объект, достаточно личного поручения от премьера или президента…
Ю. Г.: Контрольная комиссия парламента по вопросам приватизации, которую возглавляет г-н Рябченко, в любом случае будет дорабатывать программу приватизации. Вот тогда мы и обсудим этот момент, с которым мне трудно не согласиться. И если в указе есть пункт о запрете вносить изменения в опубликованный перечень, то в программе тоже нужно предусмотреть более серьезные средства защиты. Если такая норма появится, то это добавит привлекательности происходящим у нас процессам в глазах инвесторов.
«&»: А вы не боитесь публиковать план-график продажи 200 самых привлекательных объектов? ФГИ же становится его же заложником. Вы ведь сами не исключаете возможности снятия объектов с приватизации или изменения условий их продажи?
Ю. Г.: Этот план не является документом официального характера, и я не исключаю возможности перенесения пакетов из одного квартала в другой. Служить же он будет одной цели – отслеживанию поступлений денег в бюджет. В нем даны расчеты стоимости предприятий по номиналу (кстати, до 3 млрд. грн.) Это своего рода ориентир. А то, что мы его опубликуем, послужит свидетельством прозрачности приватизации.
«&»: Не может ли случиться так, что программа приватизации будет разительно отличаться от указа президента?
Ю. Г.: Она, естественно, будет отличаться. Хотя бы потому, что это более комплексный документ, который охватывает намного большее количество вопросов. Указ же определяет приоритеты, дает направление к действию. Но все принципиальные моменты, заложенные в указе, программа сохранит. Указ необходим до ее принятия – если мы сейчас станем продавать по старым процедурам, то полностью дискредитируем процесс приватизации, заметьте, стратегических объектов. У нас нет времени дожидаться пока парламент, поглощенный своими проблемами, рассмотрит программу. Тем более трудно предугадать ее судьбу, как и судьбу изменений в Закон о предприятиях, запрещенных к приватизации.