Site icon Companion UA

Каждый директор предприятия (а не главбух) должен самостоятельно определить и выполнить мероприятия по переходу на новую систему бухучета

С 1 января этого года все украинские предприятия должны перейти на новые стандарты бухучета, которые адаптированы к международным. При этом основная работа по переводу бухгалтерии на новые стандарты ляжет на плечи директоров фирм.

Корреспондент «&» осуществил блиц-опрос 20 руководителей предприятий на тему: «Что вы знаете о вступившем в силу Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине?». Результаты опроса: 4 человека изучали законодательный акт основательно, 5 – с ним лишь ознакомились, 7 – о законе только слышали, а 4 – ничего об этом законе не знают. И хотя опрос был проведен по случайной выборке, его результаты вряд ли существенно отличались бы от результатов серьезного исследования, в случае проведения такового. Вывод: руководители мало знают о вступлении в силу нового закона и о новых стандартах, предпочитая в большинстве своем возложить все заботы на плечи бухгалтерской службы.Между тем согласно п. 3 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ответственность за организацию бухучета и обеспечения фиксации всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности возложена на собственника или руководителя предприятия. Бухгалтеры в соответствии с п. 2 ст. 8 этого законодательного акта несут ответственность лишь за своевременность и правильность ведения организованной руководителем формы бухучета.

С чего начать реформы?

Прежде всего, по словам члена совета Ассоциации бухгалтеров и аудиторов Украины Надежды Горицкой, директор фирмы должен уяснить, что по новому закону «предприятие (его руководитель) самостоятельно:

Специалисты разработали перечень мероприятий, который должен выполнить директор каждого предприятия при реформировании своей бухгалтерии в соответствие с национальными стандартами бухучета (НСБУ). Основа успешной реформы бухучета на предприятии, в понимании наших экспертов, заключается в последовательном выполнении следующих действий:

1. Издание приказа по фирме о переходе предприятия на НСБУ, в котором обозначается методология и способы такого перехода (например, создание специальной комиссии по вопросам перехода на НСБУ);

2. Издание приказа об определении учетной политики предприятия как совокупности принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и подачи финансовой отчетности;

3. Разработка Положения о бухгалтерском учете с определением формы организации бухучета и системы регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации, а также с внедрением дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета;

4. Разработка Положения о внутрихозяйственном (управленческом) учете, отчетности и контроле хозяйственных операций с определением объекта учета и учетной политики;

5. Разработка Положения о налоговом бюджетировании с целью сопоставления бухгалтерского и налогового учета;

6. Внесение соответствующих изменений в Положение о бизнес-планировании, Положение об организационной структуре, Положение о подразделении, Положение о финансовой структуре, в Положение о бюджетировании и т. д. (по необходимости и в зависимости от типа и специфики деятельности компании);

7. Внесение изменениий в Положение об информационной службе и автоматизации учета с регламентацией системы электронной сети и баз данных для целей учета;

8. Издание Приказа о приеме на работу новых специалистов и создании новых структурных подразделений (по необходимости);

9. Внесение изменений в Штатное расписание с последующей разработкой должностных инструкций;

10. Утверждение внутренних Правил документооборота и технологии обработки учетной информации.

По сути исполнение данных мероприятий может считаться необходимым минимумом, который директор фирмы обязан выполнить для того, чтобы документальным образом оформить переход своей бухгалтерии на НСБУ. Проведение этих мероприятий также поможет убедить представителей контролирующих органов в последовательном переходе предприятия на НСБУ и оградит руководство от конфликтов с контролерами (приводящих, в том числе к штрафам).

Отметим, что заложенный в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» принцип реформирования предполагает, что каждый директор фирмы, сообразуясь с требованиями закона и потребностями своего предприятия, самостоятельно (или с помощью консультантов) выработает собственный четкий план-график перехода на НСБУ. Универсального для всех способа не существует еще и потому, что государство (на уровне министерств и ведомств, причастных к процессу реформирования бухучета) к настоящему времени полностью не легализовало инструктивные документы, подробно расписывающие мероприятия (а также их очередность и сроки), которые необходимо будет провести.Однако директор фирмы должен осознавать, что реализация каждого из пунктов приведенного перечня может потребовать от него решения совершенно новых проблем. Одна из них, по словам г-жи Горицкой, заключается в следующем: «Раньше за сохранность архива обычно отвечал бухгалтер. Но из закона вытекает, что теперь хранение документов – обязанность директора, поскольку именно он в ответе за правильность и полноту фиксации хозопераций в первичных документах и регистрах бухучета. Но как это правильно воплотить в жизнь? Ведь руководителю некогда этим заниматься.

Значит, необходимо вводить должность архивариуса, передать ему соответствующие полномочия и т. д. А это уже принятие соответствующих кадровых решений, включение новой должности в штатное расписание, определение его места в структуре компании».Аналогичная ситуация возникнет и при решении многих других вопросов. Так, почти все наши эксперты указывали на обязательность внутрифирменных трансформаций при внедрении на предприятии управленческого учета. В то же время сегодня на большинстве предприятий компетентных специалистов, занимающихся управленческим учетом, просто нет. А значит, все необходимо начать с нуля: издать множество документов (от служебных записок до приказов по фирме), назначить людей из числа экономистов или финансовых менеджеров, изменить направления каналов для информационных потоков.

Впрочем, руководителю предприятия не обязательно самому заниматься всеми моментами в процессе реформирования своей бухгалтерии. Специалисты предлагают несколько вариантов перехода на НСБУ.

Кому поручить реформирование бухгалтерии?

«Учитывая многочисленные сложности с переходом на НСБУ, при выборе форм организации бухгалтерского учета, – замечает г-жа Горицкая, – я бы порекомендовала обратить внимание на вариант, предполагающий заключение договора с аудиторской фирмой. Выгоды – передача ответственности (в том числе уголовной) от руководителя к аудиторской фирме. Соответствующий договор может предполагать, что именно аудиторы должны отвечать за ошибки в бухучете и финансовой отчетности. Правда, еще неизвестно, захочет ли какая-либо отечественная аудиторская фирма так работать. Тогда можно предложить компромиссный вариант, предполагающий разделение ответственности поровну.»

Преимущество второго варианта в том, что аудиторы все сделают самостоятельно – от составления приказа и разработки должностных инструкций до определения нюансов учетной политики. Это значительно упрощает жизнь директору предприятия – ведь, допустим, объем документа, регламентирующего переход фирмы (а не только бухгалтерской службы) на НСБУ, может достигать 300-400 страниц. Но такой вариант имеет значительные недостатки – большая затрата времени и стоимость услуг аудиторов (ведь поскольку специалистам придется сначала ознакомиться с предприятием).Вариант, противоположный названному, предполагает автономный перевод предприятия на национальные стандарты бухучета. Говорит член совета Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Сергей Балченко: «Существуют переводы международных стандартов, из которых можно что-то подсмотреть. Федерация бухгалтеров и аудиторов распространяет книгу о финансовой отчетности, которая может во многом помочь бухгалтеру и руководителю. Бухгалтеру необходимо сесть и разобраться в определениях, выписать термины и сравнить все со старым законодательством. Конечно, придется поработать».

Еще один неплохой выход предложила Надежда Горицкая: «Руководитель может создать комиссию из ведущих специалистов своего предприятия, которая и будет заниматься всеми вопросами перехода на НСБУ. В этом случае аудитор тоже присутствует, но выступает он в роли внешнего консультанта, помогающего комиссии разобраться в тех или иных деталях. Примером такой помощи может быть составление аудитором некоего шаблона, «козы», на основании которого комиссия будет создавать соответствующие документы».Конечно, руководитель предприятия может подождать с реформами и до тех пор, пока госорганы опубликуют весь необходимый инструктивный материал по переходу на НСБУ. Однако не следует забывать, что формально с 1 января этого года все предприятия в Украине (за исключением частных предпринимателей-физлиц, использующих упрощенную систему учета и отчетности. – Прим. автора) обязаны вести учет и отчетность по новым стандартам. И у проверяющих органов могут возникнуть претензии (в том числе и материального характера) к руководителю фирмы по игнорированию им требований НСБУ.

Чем грозит директору и предприятию игнорирование требований НСБУ?

На последнем съезде Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины был задан вопрос: «У отечественного бухгалтера есть два стандарта. Один – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятия», другой – Закон «О НДС». За нарушения и того, и другого директора и бухгалтера ожидает штраф или даже уголовная ответственность. А что им будет за несоблюдение НСБУ?»

«Я бы не рекомендовала игнорировать бухгалтерский учет, – говорит директор консалтинговой фирмы «Ажур» Ольга Аксенова. – Ведь прежние наказания остались без изменений. В соответствии со ст.11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» органы государственной налоговой службы вправе осуществлять на предприятиях всех форм собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, калькуляций, связанных с уплатой налогов и других платежей. Налоговики вправе налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, виновных в занижении объектов налогообложения и в неведении бухгалтерского учета объектов налогообложения (или в ведении его с нарушениями установленного порядка). Штрафы налагаются в размере от 5-ти до 10-ти необлагаемых налогом минимумов (ННМ) доходов граждан (85-170 грн.), а за те же самые действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из правонарушений – от 10-ти до 15-ти ННМ (170-255 грн.).Возможно, такие суммы штрафов за неведение бухгалтерского учета (другими словами – игнорирование требований НСБУ. – Прим. ред.) не очень пугают руководителей, хоть и платить их нужно будет из личного кармана, а не за счет предприятия. Однако это может повторяться довольно часто, если бухучет не будет приведен в порядок. К тому же строптивому предприятию, не пожелавшему упорядочить бухгалтерский учет по новым стандартам, могут просто закрыть счет». Да и для подтверждения данных налогового учета нужен бухгалтерский учет…

«Таким образом, – заключает г-жа Аксенова, – круг замкнулся. Для составления налоговой отчетности предприятия (декларации о прибыли предприятия и декларации по налогу на добавленную стоимость) необходимы первичные документы и данные бухгалтерского учета. А что бывает за нарушения в налоговом учете страшно подумать.»Следующий момент – со вступлением в силу с 01.01.2000 г. Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» отношение к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности изменилось принципиально. Бухгалтерский учет впервые обозначен как обязательный вид учета, который ведет предприятие и на данных которого базируются финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель. А значит, контролирующие органы будут обращать особое внимание на правильность ведения бухучета предприятия.

И наконец, по словам главного юриста юридической фирмы «Бизнес-консалтинг» Дмитрия Богуславского, «в какой-то мере актуализируется вопрос применения ст. 167 Уголовного кодекса Украины «Халатность». Согласно положениям уголовного права субъектами этого состава преступления могут быть признаны как директор фирмы, так и бухгалтер. Это значит, что собственники предприятия, используя положения нового закона, могут в случае необходимости привлечь руководителя к уголовной ответственности, а руководитель в свою очередь – аналогично поступить с бухгалтером».

В большинстве своем готовность руководителей к работе украинских предприятия по новым национальным стандартам бухгалтерского учета, равняется нулю. Однако директоров фирм выручает то обстоятельство, что на государственном уровне переход к НСБУ никто не форсирует.

Это значит, что, во-первых, у руководителей есть еще время начать реформу на предприятии, избежав тем самым возможных санкций. А во-вторых, предпринимательскому сообществу (в частности, в лице общественных организаций) придется активнее заниматься переходом предприятий на НСБУ – добиваться ускорения принятия документов, подробно регламентирующих нюансы такого перехода.

Николай Примак, президент АОЗТ «Саммит»

– Наша фирма восприняла переход на национальные стандарты бухучета так же, как и любое изменение в налоговом законодательстве. Это дополнительные трудочасы и нагрузка на бухгалтеров, увеличение штата бухгалтерской службы и, естественно, увеличение расходов. Кстати, то, что сейчас происходит, очень похоже на ситуацию с введением налоговых накладных, когда мы только для их выписывания были вынуждены взять на работу двух бухгалтеров.

Переход на НСБУ вовсе не означает, что отныне мы станем работать в соответствии с мировыми стандартами. До тех пор пока у нас игнорируются экономические законы, все подобные нововведения будут восприниматься не иначе как лишняя нагрузка на бюджет предприятия или как дополнительный способ изъятия его средств. В частности, пока у нас существует понятие налогового учета и несовершенное налоговое законодательство, все подобные нововведения бессмысленны.

Налоговый инспектор, пожелавший остаться неизвестным

– Насколько мне известно, некоторые мои коллеги, в большинстве своем из отделов аудита, сейчас находятся в Василькове Киевской области, где обучаются новым стандартам бухучета в центре по подготовке налоговых инспекторов. Но что интересно, во время обучения они прежде всего акцентируют свое внимание не на новых правилах бухгалтерского учета, а на нестыковках бухгалтерского и налогового учета. Формальное объяснение этому – помочь налогоплательщику избежать ошибок и т. п. Но, зная наши сегодняшние экономические реалии и стремление к всевозможным планам, которые нужно обязательно выполнять, я не уверен, что все эти знания не будут использованы для выбивания штрафов за ошибки в бухучете с целью наполнения бюджета.

Евгений Бура, президент торговой компании «Рустам»

– Конечно, мы знаем о вступлении в силу с 01.01.2000 г. Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Мы готовились к его вступлению и введению новых стандартов – изучали нормативную базу, консультировались со специалистами, подготовили соответствующие распоряжения по фирме, неоднократно встречались с руководителями структурных подразделений для выработки единой политики.

Но проблем все равно хватает. Приходится много корректировать и изменять, как по горизонтали (к примеру, параллельно с бухгалтерским и финансовым учетом модернизировать управленческий учет), так и по вертикали (в частности, многие службы и подчиненные должностные лица получают новые функции, а значит, усиливается ответственность).К сожалению, все эти проблемы решаются не так быстро, как того хотелось бы. Здесь влияют различные факторы и объективного, и субъективного характера. С одной стороны, из 14 стандартов, которые вводятся с 1 января 2000 года, двух еще нет до сих пор. Новый план счетов, хотя и был утвержден в конце прошлого года, но опубликован совсем недавно. До сих пор не опубликован инструктивный материал, без которого невозможно трансформировать данные старого учета.

С другой стороны сильно сказывается нехватка опытных (в этой сфере) менеджеров, особенно среднего звена. Изменить ситуацию мы не можем, поскольку знаем, что таких специалистов в Украине очень мало и они, как правило, уже работают. Поэтому приходиться воспитывать свои кадры.

Exit mobile version