Site icon Companion UA

Премьер-министр внес неопределенность в вопрос приватизации электроэнергетики

В объемном письме В. Ющенко от 12 января 2000 года в качестве антикризисных мер в ТЭК предложены, в частности, следующие: «приостановка проведения приватизации и корпоратизации в ТЭК с целью приведения этих процессов в соответствие с определенными государственными приоритетами и действующим законодательством; реприватизация предприятий энергетики, приватизация которых была проведена с нарушением законодательства (в частности, с проявлениями коррупции)». На письме стоит резолюция президента «Соглашаюсь» (также от 12.01.2000 г.).

Напомним, что 12 января ФГИ объявил конкурсы по отбору советников для продажи пакетов акций 7 энергораспределяющих компаний. Заявки на участие в конкурсе должны были приниматься от потенциальных советников до 20 января 2000 г., а их конкурсные предложения – до 6 марта текущего года. Как удалось узнать корреспонденту «&», заявок по состоянию на 18 января не поступало. Учитывая текст письма премьера, уменьшаются и надежды на поступление конкурсных предложений.Между тем несколько облэнерго внесено в перечень предприятий, пакеты которых в размере не менее 25% ФГИ планирует продавать в 2000 году (см. прошлый номер «&»). Плюс ко всему ФГИ намеревался, по нашим данным, продавать довольно много небольших пакетов на биржах. Добавим еще, что продажа энергетики является одним из главных источников поступления средств в бюджет, запланированных на 2000 год (на нее «записано» до 700 млн. грн.).

Учитывая все вышесказанное, перспективы приватизации предприятий энергетической отрасли опять неопределенны. Ведь само по себе письмо премьер-министра, даже с учетом президентского штампа «Соглашаюсь», по мнению экспертов, не является прямым запретом приватизировать энергокомпании. К тому же в адрес ФГИ не последовали поручения приостановить приватизацию. Но сомнения в рядах участников рынка уже посеяны.

Лучше ждать, чем догонять?

Теперь участники приватизационного процесса ожидают, по крайней мере, двух вещей: реакции ФГИ на это письмо и Указа президента «Об основных направлениях стабилизации ситуации в топливно-энергетическом комплексе».

Председатель ФГИ Александр Бондарь на вопрос о дальнейших действиях Фонда ответил следующее: «Мы готовы продавать энергетику, но только все равно потом останемся виноватыми». Условия деятельности энергокомпаний и их экономическое состояние сегодня не устраивают иностранных инвесторов, которые как рыночники «будут покупать объекты только в том случае, если увидят возможность увеличить собственные доходы». Именно поэтому во всех девяти ранее проведенных конкурсах, по мнению А. Бондаря, выиграли отечественные покупатели, а иностранные даже не проявили интереса (за исключением одной облэнерго). «Мы не сможем изменить это отношение, если условия работы энергорынка останутся нестабильными», – заявил он. В итоге снова в адрес ФГИ прозвучат обвинения в неэффективной приватизации энергокомпаний.

Скорее всего, Фонд госимущества сегодня не может точно определиться, что делать дальше. Хотя из источников в Фонде нам удалось узнать, что пока конкурсы по отбору советников отменены не будут, несмотря на возможные негативные последствия.

Указ по определению

Для самого Фонда ситуацию сможет прояснить готовящийся указ «Об основных направлениях стабилизации ситуации в ТЭК». После известного письма В. Ющенко в ФГИ наряду с другими ведомствами было направлено поручение премьер-министра подготовить его проект. Участвовал в подготовке этого проекта Фонд госимущества или нет, доподлинно неизвестно. Важно, что чуть позже в орган приватизации из Кабмина пришел уже подготовленный вариант проекта указа с отдельным поручением вице-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко от 18.01.2000 г. «предоставить предложения относительно конкретных мер, направленных на обеспечение реализации основных направлений стабилизации ситуации в ТЭК». На это поручение ФГИ направляет в Минтопэнерго письмо за подписью первого заместителя председателя ФГИ Михаила Чечетова, которым свидетельствует, что «Фонд госимущества замечаний к проекту указа не имеет». Этот ответ ФГИ неудивителен: в проекте Указа нет запрета приватизировать предприятия энергетики. Вопросы приватизации затрагиваются только в одном пункте. И в нем говорится о том, что для стабилизации состояния отрасли необходимо предпринять следующие меры: «Упорядочение отношений собственности и организационной структуры ТЭК. Анализ законности и эффективности приватизации ТЭК». Если указ выйдет без запрещающего приватизацию энергокомпаний пункта, это придаст ФГИ больше уверенности продолжать разгосударствление энергетики.

На момент работы над материалом (19.01.2000 г.) мы не располагали информацией о подписании указа и о каких-либо изменениях по сравнению с проектным вариантом. Тем не менее никто из наших компетентных собеседников пока не гарантирует, что до подписания данного документа в нем не появится соответствующий пункт о приостановке приватизации. Но сегодня, пожалуй, это не самое главное. Для иностранных инвесторов (от привлечения которых во многом будут зависеть поступления в бюджет от приватизации), вероятно, уже не столь важно, будет такой пункт в указе или нет. Заявления о необходимости приостановить приватизацию и реприватизировать некоторые облэнерго, которые озвучивает премьер-министр и вице-премьер по экономическим вопросам, вряд ли будут способствовать повышению активности с их стороны. Тем более, если заявления завизированы согласительной подписью президента. «Звоночек» о возможной приостановке приватизации – это еще один шаг назад в становлении отношений нашего государства и иностранных инвесторов.

Для пользы дела

Сложившаяся ситуация играет на руку именно отечественным претендентам на акции предприятий энергетики, поскольку до появления письма премьера их позиции по сравнению с иностранными инвесторами выглядели менее предпочтительно. Все дело в указе президента «О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине». Им введено понятие «промышленный инвестор» (крупная структура с опытом управления предприятиями той отрасли, которую собирается покупать такой инвестор). И что более важно: указ настаивает на продаже особо привлекательных пакетов через советников, что изначально направлено на привлечение иностранного капитала. Требование отвечать понятию промышленный инвестор и участие советников в приватизации не в пользу украинских инвесторов. Этот вывод подтвердил народный депутат Алексей Кучеренко, согласившись, что условия, предусмотренные для инвесторов указом президента, действительно не рассчитаны на отечественные структуры.

Экс-министр энергетики, а ныне генеральный директор компании «ЭнКоГ» Алексей Шеберстов на вопрос о том, считаете ли он, что отечественные покупатели не заинтересованы в приходе в энергетику иностранных собственников, ответил утвердительно: «Да, этот так, но с другой стороны Украине нужны деньги – долги перед МВФ огромные».Судя по всему, таких денег отечественные покупатели дать не могут. Поэтому в стратегии дальнейшей приватизации предприятий энергетики придется все-таки учитывать эти моменты.

Скорее всего, и письмо премьера, и готовящийся указ затянут приватизацию энергокомпаний. По мнению Алексея Кучеренко, она будет возобновлена только в конце первого полугодия. Правда, на вопрос об источнике таких прогнозов, г-н Кучеренко ответил вопросом: «А что может помешать?», и ни слова больше…

У «&» есть свои версии относительно сроков приватизации энергетики. Во-первых, учитывая критическое состояние в энергетике (как сказано в письме г-на Ющенко), время «до лета» отводится на то, чтобы навести порядок в отрасли, и только тогда возобновить ее приватизацию.

Во-вторых, сегодня упорно ходят слухи о еще одном готовящемся президентом указе – о легализации теневого капитала, после чего у украинских олигархов «хватило» бы средств на приватизацию, и значит, затягивание процесса необходимо в ожидании такого указа. (Кстати, в указе об ускорении приватизационного процесса привлечение легализированного капитала тоже является целью приватизации.)

В-третьих, затягивание приватизации или ее точечный ход (когда время от времени будут выставляться одиночные объекты), а не массированные продажи, вообще играют на руку украинским покупателям, которым, вероятно, не по силам покупать все и сразу.

Хотя мы полностью и не сбрасываем со счетов искренность намерений правительства – сначала навести порядок в отрасли, а потом приватизировать – все-таки нельзя исключать и тот факт, что этой ситуацией могут умело воспользоваться украинские инвесторы. Но в любом случае выход указа об ускорении приватизации с требованием его выполнять и запланированные колоссальные суммы поступлений в госбюджет от приватизации, а вместе с тем затягивание приватизационного процесса – это еще одно подтверждение непоследовательности государственной политики, зависящей от «направления ветра».

Exit mobile version