«&»: Чем была обусловлена необходимость создания вашей Ассоциации? Какие задачи вы ставили перед ней?
А. С.: Создание Ассоциации было обусловлено необходимостью защитить интересы участников рынка табака и алкоголя от своеволия чиновников и бюрократии, от притеснений со стороны фискальных и силовых органов государства, а также для создания прозрачных, одинаковых для всех правил поведения путем инициирования изменений в действующее правовое поле.Основная наша задача – помочь государству разработать такие правила игры, которые бы устраивали и государство, и легальных участников рынка. Я подчеркиваю: легальных – тех, кто честно работает на этом рынке, кто платит налоги и создает рабочие места.
«&»: Есть ли уже какие-то конкретные результаты вашей деятельности, которые бы повлияли на ситуацию на рынке?
А. С.: За пока еще достаточно короткое время своего существования учредители Ассоциации провели ряд встреч с народными депутатами Украины, членами правительства. Старались информировать лиц, принимающих решения на государственном уровне, о положении, сложившемся на рынках табака и алкоголя. В результате ситуация на рынке табака несколько стабилизировалась: в этом немалая заслуга закона, устанавливающего ставки акцизного сбора на табачную продукцию в национальной валюте и дифференцирующего акциз на разные группы сигарет – фильтровые и бесфильтровые. Да и вообще, неграмотных законодательных актов на рынке табака в последнее время практически не было. Я думаю, что итоги уже первых месяцев 2000 года покажут, что рынок табака начинает выздоравливать.
«&»: А как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке алкоголя?
А. С.: За последние несколько месяцев был издан ряд различных постановлений, законопроектов, распоряжений местных администраций, которые негативно отражаются на рыночной ситуации. К примеру, постановление о предоставлении справки при получении продукции на ликеро-водочных заводах фактически уничтожает такой способ торговли, как доставка потребителю. Справка, которую требуют от торговца, ставит в невыгодное положение производителя. Киевский завод шампанских вин уже пострадал: в январе, когда за продукцией обычно стоит очередь из оптовиков, товарооборот упал очень существенно, и только потому, что фирмы-партнеры не могли предоставить справки – во время праздников налоговая администрация справок не выдает. Понятно, что бюджет недополучил налоги.Вносят свою лепту в дестабилизацию обстановки на рынке и местные администрации. Например, Донецкая администрация приняла решение ввести дополнительную акцизную марку, что обойдется оптовику и производителю 7% от оборота (как указано в постановлении). К тому же непонятно, как фирмы будут клеить эти дополнительные марки – у торговых предприятий просто нет специальных станков.
«&»: Что предлагает Ассоциация для предупреждения подобных ситуаций?
А. С.: Одно из наших предложений – наладить реальную работу Координационного совета при Кабмине. В него должны входить профессиональные, отраслевые и общественные организации, при нем должен находиться аналитический центр, который бы занимался анализом рынков, прогнозом последствий принимаемых решений, регулирующих рынки алкоголя и табака. Совет, созданный только из представителей властных структур, нежизнеспособен: не задействованы все заинтересованные стороны. Подчеркиваю, необходимо, чтобы в состав совета вошли люди, работающие на этом рынке. У Координационного совета должна быть ясная цель – создание государственной программы регулирования рынка.Надеемся, что совместные усилия позволят исключить вступление в силу таких законопроектов, как, например, готовящийся сейчас, в котором предусматривается установить акцизный сбор на спирт для медицинских нужд, парфюмерной промышленности, производства уксуса в сотню раз меньше, чем на водку. Ситуация на рынке при появлении такого указа легко прогнозируема: в аптеках появится обычная крашеная водка под видом лекарственных бальзамов.
А вообще, таким анализом и прогнозами должен заниматься аналитический центр. Сейчас никто всерьез не изучает рынки алкоголя и табака. Какие-то данные есть у «Укрспирта», какие-то – у «Укртабака», ГНАУ, Таможенного комитета, но в целом они не анализируются. Вот если аналитический центр сможет делать это и предоставлять информацию Координационному совету, который будет влиять на государственную политику, можно будет говорить и о возможности регулирования этих рынков.
«&»: Вы сказали о необходимости создания общегосударственной программы развития отраслей. А существует ли в Ассоциации концепция необходимых изменений и мер для борьбы с фальсифицированной, контрабандной и нелегальной продукцией?
А. С.: Да, у нас есть концепция, которая может снять ограничения на легальную торговлю, создаст предпосылки для уничтожения нелегальной торговли и увеличит поступления в бюджет.Я думаю, что с фальсификатами будет гораздо легче справиться, чем с нечестными производителями. Однако в условиях, когда на рынок поступает фальсифицированная продукция с обычными акцизными марками, необходимо разрабатывать дополнительный комплекс защитных мер. И мы предлагаем такой комплекс, который не повлечет за собой расходов.
Мы хотим, чтобы торговая марка Ассоциации стала гарантом качества, и разрабатываем комплекс защитных механизмов.
СПРАВКА «&» Национальная ассоциация содействия обороту и производству алкоголя и табачной продукции (СОПАТ) создана по инициативе предпринимателей Луцка, Киева и Черкасс в начале августа 1999 года. На сегодняшний день в ее состав входят 400 членов (главным образом фирмы, которые занимаются производством и оптовой торговлей табачными изделиями и алкогольными напитками). |