Site icon Companion UA

Обилие и глубина проблем в отечественном ТЭК угрожают реформаторским планам правительства Ющенко

Конец 1999 года ознаменовался активизацией «боевых действий» на российско-украинском экономическом фронте. В декабре РФ прекратила поставки сырой нефти и электроэнергии в Украину, а НАК «Нефтегаз Украины» получил право повышать пошлины за транзит нефти и газа по украинской территории. В результате в первые дни 2000 года украинское руководство было вынуждено признать, что отечественный ТЭК находится в кризисной ситуации, и приступить к разработке мер по ее преодолению – в Москву была отправлена правительственная делегация во главе с вице-премьером Юлией Тимошенко для проведения переговоров с руководством РФ о поставках энергоносителей в Украину.

По мнению экспертов, как в Киеве, так и в Москве от правительства Ющенко ожидают не просто возобновления экспорта российских энергоресурсов в Украину. С новым Кабмином связывают надежды на разработку и реализацию новых подходов к переговорному процессу в данной сфере. Однако, отмечают эксперты, алгоритм поведения нового Кабинета во многом будет определяться ситуацией в отечественном ТЭК, а соответственно, и оценками платежеспособности украинского рынка россиянами.

Почему именно газ?

В балансе энергоресурсов, потребляемых экономикой Украины, природный газ составляет 45,5%. Потенциальная потребность страны в природном газе (при полном использовании производственных мощностей и существующей структуре энергопотребления) оценивается специалистами в 100-115 млрд. куб. м. А учитывая тяжелейшее финансовое состояние Украины, эксперты определяют критическую (минимально допустимую) потребность в газе в размере 79-86 млрд. куб. м.

Добыча природного газа на территории Украины в последние годы держится на уровне 18 млрд. куб. м (около 20% критической потребности). Недостающие объемы – импортируются. На сегодняшний день более 80% импортируемого природного газа поступает в Украину из России. Основная часть этих поставок – плата за транзит российского газа в европейские страны. Но если в 1990 г. Украина импортировала 102,4 млрд. куб. м, то в 1999 г. – уже 67,5 млрд. куб. м. Такое резкое сокращение поставок, как считают эксперты, в значительной степени связано с тем, что платежеспособный спрос на газ в Украине намного ниже даже критической потребности в нем. Общий долг за этот российский продукт составляет, по оценкам сторон, от $1 млрд. до $1,8 млрд. Задолженность за газ – это в значительной степени долги предприятий электроэнергетики Украины (около $1 млрд.) А самые большие должники предприятий энергетики – жилищно-коммунальные организации (свыше 2 млрд. грн.) и АПК (почти 0,8 млрд. грн.).

Ликвидация дефицита по-украински

В прошлом году Украина взяла на себя обязательства обеспечить транзит 137 млрд. куб. м российского газа. За что рассчитывала получить 30 млрд. куб. м газа. Предполагалось, что еще 25 млрд. куб. м в течение 1999 г. Россия поставит Украине через МЭК Itera. В сумме в начале прошлого года украинская сторона рассчитывала на 55 млрд. куб. м российского газа. Еще около 12,5 млрд. куб. м. Украина намеривалась импортировать из Туркменистана. Таким образом, суммарные поставки газа в нашу страну в 1999 г. должны были составить 67,5 млрд. куб. м.

Однако уже в феврале прошлого года Минтопэнерго РФ сообщило Киеву, что Россия располагает ресурсами газа для потребителей Украины в объеме 45,8 млрд. кубометров. Для того чтобы покрыть образовавшийся дефицит газа (10 млрд. куб. м) российское правительство «порекомендовало» официальному Киеву увеличить объем поставок туркменского газа в Украину с 12,5 до 16,2 млрд. куб. м. Однако наращивание объемов импорта туркменского газа, по признанию экспертов, экономически невыгодно Украине, так как цена туркменского продукта почти в 1,5 раза выше цены российского (из-за высокой цены за его транзит).

Поэтому Киев избрал свою методологию решения проблемы покрытия газового дефицита (реальная цифра составила 4 млрд. куб. м в IV квартале 1999 г.), предпочтя импорту туркменского газа «одалживание» российского продукта из транзитной инфраструктуры сверх контракта с «Газпромом» (как бы в счет оплаты транзита в 2000 г.).

В начале декабря руководство РАО «Газпром», находясь под впечатлением от действий украинских газовиков, заявило, что «потери компании на украинской территории составляют порядка 100 млн. кубометров газа ежесуточно. Тогда еще премьер Владимир Путин обвинил Украину в «незаконном изъятии» российского газа из экспортного трубопровода и подписал постановление правительства о повышении экспортных пошлин на сырую нефть. Руководитель Минтопэнерго РФ заявил, что с 10 декабря Россия полностью прекращает поставки нефти и электроэнергии в Украину. Таким образом, избранная Киевом схема борьбы с дефицитом газа спровоцировала обострение экономической конфронтации между Москвой и Киевом в конце 1999 года, что является не самым лучшим фоном для проведения очередного раунда «энергетических» переговоров между Украиной и РФ.

Погашение задолженности по-российски

По большому счету, запустив схему «одалживания» газа из трубы, Украина только усложнила себе жизнь – этот факт позволил России отказаться от каких бы то ни было уступок и поставить вопрос ребром. Теперь он звучит следующим образом: либо Украина гасит задолженность и получает газ по реальной цене, либо цена за газ для Украины будет складываться из стоимости самого газа и стоимости обслуживания «газового» долга. Подтверждают эту позицию следующие соображения.

Так, средняя цена российского газа в странах Европы с учетом транспортировки составляет сегодня для Польши $67-70 за 1000 кубометров, для Германии – $72,7, Австрии – $78,7. Если исключить затраты на транзит, то цена соответственно будет $36,7-58,7 за 1000 куб. м. А раз так, то цена российского газа для Украины должна быть на уровне $40 за 1000 куб. м. Тем не менее в 1998 году цена газа, закупаемого Украиной у практически монопольного поставщика РАО «Газпром», составляла $80 за 1000 куб. м. А в 2000 году МЭК «Итера» намерена продавать российский газ в Украине по цене $64 за 1000 куб. м. В прошлом году российская сторона выражала готовность пересмотреть политику ценообразования по отношению к газу, экспортируемому в нашу страну, но при условии погашения газового долга Украины перед РФ. Так, в июле 1999 года тогда еще первый вице-премьер Владимир Куратченко сообщил, что «Россия, в принципе, согласилась снизить цену на газ, поставляемый в Украину, до $35 за 1000 куб. м, но только в том случае, если украинская сторона полностью рассчитается с долгами за уже осуществленные поставки». Таким образом, пересмотр вопроса ценообразования на экспортируемый в Украину российский газ Москва вплотную привязывает к еще одной нерешенной проблеме в российско-украинских «газовых» отношениях – к вопросу о долгах.

В чем виноваты трейдеры?

Но решать вопрос о долгах нельзя, не имея точной информации о том, кто именно, кому и сколько должен. Напомним, что Кабинет Валерия Пустовойтенко упорно не соглашался признавать долги газотрейдеров в качестве государственных, чем весьма раздражал как руководство российской газовой отрасли, так и правительство РФ. Российская сторона утверждала, что консолидированная сумма долга составляет $1,8 млрд., из которых $260 млн. – долг газовых посредников. Впрочем, несмотря на имеющиеся разногласия, летом 1999 г., после визита в Киев Сергея Степашина (тогда еще премьер-министра РФ), Кабинет министров Украины исходя из предложенной россиянами суммы долга $1,8 млрд. обязал НАК «Нефтегаз Украины» до 30 ноября подать в Минпромполитики и МинАПК согласованные с РФ перечни товаров, которые будут поставляться в счет погашения украинского газового долга. Осенью 1999 г. руководитель НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Бакай на страницах СМИ выражал уверенность в том, что до конца года Украина «сможет рассчитаться с долгами за газ».

В ноябре прошлого года, сразу после завершения президентских выборов в Украине, по вопросу долгов в российско-украинских «газовых» отношениях якобы наметился определенный консенсус. Была достигнута предварительная договоренность о реструктуризации украинского долга перед РАО «Газпром», что позволило руководству НАК «Нефтегаз Украина» осторожно заметить, что «украинскую сторону устроил бы вариант реструктуризации долга на 20 лет под умеренную процентную ставку с началом погашения через 5 лет». Однако в декабре в условиях обострения экономической конфронтации между РФ и Украиной и роста экономического давления на официальный Киев тогда еще и. о. первого вице-премьер-министра Анатолий Кинах вынужден был заявить, что Украина не имеет государственного долга за газ, а министр финансов Игорь Митюков отметил, что даже долг НАК «Нефтегаз Украины» не является государственным. Таким образом, проблема газового долга вновь «подвисла».

Неприглядные перспективы Украины

Напряженность в «газовых» отношениях существует между Россией и Украиной не первый год. Кроме того, не желая быть зависимой от контрагентов, оказывающих услуги по транзиту энергоносителей, Россия в последние годы ведет активную работу по обеспечению национальной безопасности за счет диверсификации систем экспортных газопроводов, которые бы пролегали исключительно по российской территории.

С этой целью РФ уже строит газопровод Ямал-Западная Европа в обход Украины через Беларусь, Польшу до Германии. 21 сентября была введена в действие часть этого газопровода, проходящая территорией Беларуси. В октябре вступила в строй и германская его часть. Прогнозная мощность этой ветки – до 70 млрд. куб. м в год. Выход газопровода Ямал-Западная Европа на полную мощность (очевидно, в 2000 г.) будет означать потерю Украиной двух третей газа, который поступает как уплата за транзит. В условиях неплатежеспособности, это может существенно обострить ситуацию с обеспеченностью энергоносителями.Кроме того, Россия планирует проложить газопровод по дну Черного моря в Турцию и балканские страны (проект «Голубой поток»). Так, 23 ноября «Газпром», итальянская нефтегазовая компания «ЭНИ» и несколько небольших фирм подписали контракт о начале реализации этого проекта. Ввод в эксплуатацию черноморского газопровода запланирован на весну 2001 г., а выход на полную мощность – на 2002 г.

На российские поставки газа в Украину может повлиять и ситуация в газовом секторе России. В этом году «Газпром» прогнозирует сокращение объемов добычи газа до 540 млрд. кубометров, так как 85% сырья добывается из малоэффективных месторождений, а новые площади не разрабатываются из-за отсутствия инвестиций. Перспектив существенного наращивания добычи в компании нет. Поэтому уже в этом году «Газпром», по мнению руководства компании, будет вынужден уменьшить экспорт сырья. При задержке оплаты поставленного газа Украина, утверждают эксперты, не сможет рассчитывать на необходимые ей объемы голубого топлива.А по мере реализации проекта «Голубой поток» Россия, стремящаяся закрепить свое влияние в данном регионе, будет отыскивать возможности обеспечения поставок газа Турции, что может стать дополнительным фактором сокращения поставок продукта в неплатежеспособную Украину.

По мнению экспертов, количество и глубина проблем в отечественном ТЭК могут отвлечь правительство Ющенко от реализации программы реструктуризации отечественной экономики. Если эти опасения станут фактами, то новый Кабмин повторит судьбу своих предшественников, занимавшихся исключительно проведением «пожарных» переговоров с РФ и обеспечением посевных и уборочных кампаний.

Юлия Тимошенко, вице-премьер-министр

– Переговоры с представителями ТЭК России прошли довольно успешно. Может быть, впервые за несколько лет. У меня сложилось впечатление, что руководство российского ТЭК надеется на то, что новой команде удастся сдвинуть с мертвой точки проблему ликвидации долгов и перевода вопроса энергопоставок и расчетов в цивилизованное русло. Кроме того, Россия согласилась на паритетных условиях решить проблему дисбаланса энергоресурсов, то есть «закрыть» дефицит по газу в объеме 7 млрд. кубометров.

Владимир Грановский, директор Агентства гуманитарных технологий

– Спрогнозировать, как именно будут выглядеть новации, обусловленные формированием нового украинского правительства, в переговорных процессах по газу между Россией и Украиной достаточно сложно. Так как все без исключения решения в газовом секторе отечественного ТЭК принимались под протекторатом главы государства. Поэтому стратегия переговоров правительства Ющенко с РФ по газу будет зависеть от позиции по этому вопросу президента и его ближайшего окружения.

Если говорить о конкретике, то общеизвестно, что россиян интересует проблема погашения украинского газового долга, а в этом контексте РФ заинтересована в признании государством долгов газовых трейдеров. Мне кажется, что вице-премьер-министру Украины Юлии Тимошенко удастся найти формулу, с помощью которой российскую сторону убедят в признании украинским правительством долгов трейдеров, хотя в отечественных СМИ Юлия Владимировна будет вынуждена отрицать этот факт и давать комментарии в стиле «как-то договорились».

Exit mobile version