Site icon Companion UA

Россия рассчитывает получить за долги акции 34 привлекательных предприятий Украины

Идея погасить акциями предприятий задолженность перед Россией за энергоносители не нова – она периодически озвучивается уже не первый год. Но, вероятно, мощь нынешнего отечественного энергетического кризиса, грянувшего с началом зимы, позволила российским СМИ говорить о списке так, как будто это вопрос уже почти решенный. Но, учитывая качественный его состав, мы усомнились: а не ошиблись ли коллеги? Отнюдь. Отечественные высокопоставленные чиновники подтвердили существование этого списка именно в таком виде, в котором он опубликован в журнале «Эксперт». Действительно, в списке – наиболее конкурентоспособные украинские предприятия, которые по роду своей деятельности могут успешно поработать на экономику соседней страны.

Без права передачи

С получением подтверждения «&» решил провести собственное расследование и ответить на вопрос: насколько реален для Украины расчет акциями именно этих предприятий.

В результате список был разбит на три группы объектов. Только предприятия одной из них могут претендовать на другое гражданство, но лишь при условии наличия соответствующей нормативной базы.

Итак, в первую группу вошли те предприятия, которые запрещены к приватизации (согласно Закону Украины № 847-ХIV от 7.07.1999 г. «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», см. перечень). Без традиционно «запрещенных» магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов и аммиакопровода, в долговом списке таких объектов оказалось 11 плюс специальное производство завода «Арсенал». 5 объектов могут быть только корпоратизированы, а два – Запорожский титано-магниевый комбинат и Константиновское ПО «Автостекло» – включены в списки казенных предприятий. Завод «Арсенал» подлежит реструктуризации с целью преобразования некоторых его структурных подразделений в казенные предприятия.

Но запрет на приватизацию предприятия, принятый, кстати, законом, предусматривает, что оно может быть собственностью исключительно государства (в данном случае – украинского). Более того, статус казенного предприятия абсолютно исключает возможность передачи его кому бы то ни было. Поэтому для передачи предприятий первой группы их необходимо исключить из списков, в которых они находятся. Поскольку перечень казенных предприятий утверждался постановлением Кабмина, то внести в него изменения можно также только соответствующим постановлением. Но изменения в список предприятий, запрещенных к приватизации, необходимо принимать законом, что более проблематично.

Отнять, чтобы отдать?

Другую группу образовали приватизированные или приватизируемые предприятия. Таких (кроме причалов НГЗ) оказалось 15 (включая ЗАО «НПФ «Феррокерам»). По 14 предприятиям (это АО открытого типа) довольно четко прослеживается достаточная глубина приватизации, причем, только у одного из них – АО «Фиолент» – этот показатель ниже 25%. Два предприятия приватизированы полностью, у некоторых в планах размещения акций вообще не предусмотрена госдоля.

Учитывая, что часть или все акции предприятий из второй группы находятся в частной собственности, они могут быть переданы российской стороне только после проведения повальной реприватизации. (Следует заметить, что российские СМИ не употребляют такого понятия, как передача пакетов акций, а настаивают на словосочетании передача предприятий).

«Обреченные»

И только третья группа (два предприятия) – это объекты, в отношении которых не наложен запрет на приватизацию (во всяком случае, на данный момент), они не являются казенными и более того, только находятся на стадии корпоратизации.

Из всего списка наибольшие шансы на передачу России только у предприятий третьей группы: Одесский припортовый завод и Северодонецкое государственное производственное предприятие «Объединение «Азот». (Отметим только, что, к сожалению, не можем сделать никаких прогнозов насчет причалов НГЗ).

Ищем альтернативу

Тему мы обсудили с чиновниками, которым по долгу службы необходимо иметь ответы на подобные вопросы. Возможно, из-за отсутствия четких ответов они попросили не ссылаться на них официально. Но их резюме, которое касается всех трех групп предприятий, таково: сегодня нет законодательной базы, чтобы передавать предприятия любой формы собственности другому государству, так же, как и механизмов оформления подобной передачи в виде погашения госдолга. (Нам известно, что письма с подобными формулировками поступали из ФГИ в адрес экс-первого вице-премьера Анатолия Кинаха). Правда, ни один из источников не скрывает, что разработка механизмов при необходимости может быть проделана в кратчайшие сроки.

Ясно одно: передача большинства приведенных в списке предприятий представляет собой огромную проблему. Несмотря на далеко не гладкие отношения с Россией, в подобное решение вопроса задолженности никто не верит, во всяком случае, пока. Например, руководитель Главного управления по вопросам экономической политики Администрации президента Евгений Григоренко заметил, что «принимать список в таком виде украинской стороне невыгодно». По его словам, вопрос погашения задолженности предприятиями может сегодня рассматриваться как основа для дальнейшего обсуждения и переговоров, но не более: «На мой взгляд, если Украина согласится на расчет за долги предприятиями, то только с учетом украинских интересов. О передаче казенных, приватизированных, запрещенных к приватизации предприятий не может быть и речи. Единственное, что можно сделать, это передать принадлежащие государству пакеты акций в приватизированных предприятиях, да и то при определенной нормативной базе. Но обмен долгов на предприятия, мягко говоря, не очень хороший способ. Лучше продать эти предприятия открыто и рассчитаться деньгами. Возникает вопрос: как оценивать стоимость имущества, которое предстоит передать? Здесь мы можем сильно продешевить».

Многие опрошенные эксперты сегодня сходятся во мнении, что для расчетов по долгам лучше было бы продавать акции открытыми способами и отдавать «живыми» деньгами. Более того, этот вариант сегодня расценивается в правительственных кругах как чуть ли не единственная альтернатива «пожеланиям российской стороны». Однако есть и проблема, которая смущает наших собеседников – низкий спрос на украинские предприятия, когда за них нужно платить «живыми» деньгами.

Exit mobile version