Опыт реформирования пенсионной системы в Венгрии и Польше

В 90-х годах правительства восточноевропейских государств в процессе реформирования национальных экономик пришли к выводу о невозможности существования прежней системы пенсионного обеспечения. Государственные институты оказались не в состоянии выплачивать пенсии гражданам. Причин тому было много, одна из главных – нежелание (или невозможность) предпринимателей перечислять средства на эти цели. Уяснив это, государственные структуры отказались от гарантированного пенсионного обеспечения наемных работников. Им было предложено отчасти самим позаботиться о своей обеспеченной старости. В этом отношении наиболее показательны венгерская и польская пенсионные реформы.

Частные пенсии стали выгодны венгерским предпринимателям

Частная пенсионная система в Венгрии (созданная в 1993 г.) была разработана в качестве органической части системы обязательного пенсионного страхования и является дополнительным (добровольным) ее элементом. Суть образованной таким образом системы смешанного финансирования состоит в том, что из суммы установленного обязательного пенсионного взноса работник одну часть уплачивает в Фонд пенсионного страхования (ФПС), обеспечивающий ему пенсию в обязательном порядке, а другую – частной пенсионной кассе. В результате после достижения возрастного предела для получения пенсии по старости человек получает две пенсии – от ФПС и от частной кассы.

Если трудящийся выбрал систему соцстраха, то он вносит в ФПС ежемесячно 8% своего заработка. При этом работодатель отчисляет в Фонд пенсионного страхования сумму, соответствующую 22% выплачиваемого заработка. Если работник выбрал пенсионную систему смешанного финансирования, то он уплачивает в ФПС 2% и 6% – в избранную им частную пенсионную кассу. При таком варианте работодатель вообще ничего не платит, недостающие средства в ФПС должны перечисляться из госбюджета.Одна из особенностей венгерской смешанной системы состоит в том, что пенсионные кассы имеют право создавать работодатели, организации, представляющие интересы как трудящихся, так и работодателей, столичные и областные самоуправления. При этом кассы, находящиеся в собственности вышеперечисленных субъектов, являются организациями, функционирующими на бесприбыльной основе. По принципу самоуправления ими руководят общие собрания (собрания делегатов) в соответствии с правовыми нормами и собственным уставом.

Частные кассы выплачивают своим членам ренты (пенсии) и/или разовые суммы. Существует около 10 видов выплат. Взносы, которые скопил застрахованный, умерший в период накопления, получает его наследник.

Отметим, что основное право вкладчиков частной системы – свободно выбирать пенсионную кассу (причем не только в первый раз. В последующем работник может свободно менять членство в одной кассе на участие в другой).

В настоящее время в Венгрии имеется около 250 таких добровольных касс, число членов которых приближается к одному миллиону (что составляет почти четверть всех занятых). Стоимость накопленного пенсионными кассами превышает 70 миллиардов форинтов (около 0,7% ВНП).Таким образом, у предпринимателей возник интерес к переводу своих наемных работников на смешанную систему пенсионного обеспечения, при которой они не участвуют в оплате их будущих пенсий. Предоставленное им право создавать пенсионные кассы лишь активизировало этот процесс.

Государству нужны действующие пенсионные кассы

Особое место в пенсионной системе Венгрии отводится контролирующим органам. Центральным органом обязательного пенсионного обеспечения является Главное управление пенсионного обеспечения (ONYF), руководящее выполнением определенных в правовых нормах административных и ведомственных задач, а также осуществляет контроль за административными органами, которые их исполняют: столичной и областными дирекциями пенсионного обеспечения, их филиалами, Дирекцией по выплате пенсий.

Столичная и областные дирекции, а также их филиалы занимаются вычислением размера пенсии, а Дирекция по выплате пенсий (с республиканской компетенцией) занимается главным образом выплатой/переводом пенсий по стране. Наряду с этим, в особых случаях она выполняет и определение размера пенсий, а также осуществляет многие выплаты, не входящие в сферу социального страхования.Надзор за частными пенсионными кассами поручен министру финансов, он проводится посредством Государственного кассового надзора. Наряду с правом одобрения, контроля и распоряжения кассовый надзор ведет центральный учет касс, устанавливает квоты обязательной доходности инвестиций касс. Для руководства кассой, неудовлетворительно функционирующей длительное время, этот орган может назначить комиссара – инспектора в интересах восстановления дееспособности кассы.

Как видим, основная функция такого регулирования – в недопущении развала системы частных пенсионных касс, снимающих часть денежных обязательств с государства.

Взнос на частную пенсию обязателен для поляков

Главными шагами в пенсионном реформировании в Польше (предпринятыми в прошлом году) явилось принятие трех новых законодательных актов. Ими предусматривается персонификация учета взносов солидарной системы посредством создания учреждения социального страхования (УСС). На последнее возложена ответственность за прием пенсионных взносов, передачи их части в частные пенсионные фонды в общеобязательной накопительной системе, от участников которой в свою очередь требуется уплачивать 7,3% их заработка, перечисляемые в выбранный ими частный пенсионный фонд. Эти взносы при выходе работника на пенсию превращаются в пожизненную ренту с ежемесячными выплатами. Для регулирования всех аспектов функционирования общеобязательной накопительной системы создан новый регулятивный орган (UNFE).

В частной пенсионной системе Польши функционируют три юридических лица. Компания по управлению Пенсионным фондом (КУПФ) действует как организация, преследующая цель получения прибыли. КУПФ выступает учредителем другого юридического лица – Пенсионного фонда, который не имеет собственного капитала и дохода. Третьей организацией является банковский депозитарий, обеспечивающий безопасность всей системы путем фактического владения средствами участников и всех активов, приобретенных за счет этих средств.

В случае, если Украина пойдет по пути Венгрии или Польши, работники вынуждены будут самостоятельно заботиться о формировании фонда для будущей пенсии (в том числе, отчисляя в такой фонд часть своей зарплаты). Работодатели станут активно подвигать их к этому, рассчитывая существенно сэкономить на отмене обязательных для предприятий платежей в Пенсионный фонд.

Залишити відповідь