Новые схемы возмещения НДС адаптированы прежде всего к потребностям налоговой службы

Отметим сразу, что общим для новых инструментов бюджетного возмещения НДС является то, что:

  • все они без исключения являются менее желательными для налогоплательщика, нежели возмещение в денежной форме;
  • за крайне редкими исключениями все из предлагаемых правительством схем влекут потерю налогоплательщиком денежных средств вследствие «своеобразия» их получения.

И поскольку механизм действия новых схем подробно рассмотрен в предыдущем материале (см. статью «Денег не будет!»), здесь мы учтем лишь некоторые положения кабминовского Постановления №2215 «О некоторых вопросах возмещения сумм налога на добавленную стоимость и упорядочении расчетов с бюджетом» (далее – Постановление) от 07.12.99 г.

Пора подумать о задолженности

Эффективность применения первых двух схем возмещения НДС (из предложенных Кабмином) вызывает сомнение. Так, договориться с кредиторами о погашении задолженности путем зачета по налогам вряд ли удастся на бездисконтной основе. А с учетом того, что участие в такой схеме – дело добровольное, заставить кредитора обменять свою дебиторскую задолженность на списание налоговых обязательств (вероятно, еще и не рассчитанных) можно лишь после долгого и конструктивного разговора последнего с представителем налоговой службы. Причем у налоговика в качестве весомого аргумента может оказаться распоряжение на проверку деятельности строптивого собеседника (подписать которое у руководства для инспектора – дело считанных часов).

Конечно, в результате реализации этой схемы зачет по налоговым обязательствам может быть проведен, однако в дальнейшем кредиторы вполне могут отказаться от сотрудничества с фирмой, которой бюджет перманентно обязан возместить НДС. Впрочем, налоговиков это волнует меньше всего.Однако может иметь место и вариант, когда кредитор, раздосадованный постоянной заинтересованностью налоговиков в нюансах его хозяйственных операций (причем не с целю выявления налоговых обязательств, а с намерением узнать всю его дебиторскую задолженность с тем, чтобы использовать ее наличие для исполнения своих задач), прежде чем прервать отношения с хозпартнером, попросту подаст на контрагента в арбитражный суд, намереваясь таким образом избавиться от участия в налоговых схемах, а также в надежде взыскать хоть какие-то деньги. Следовательно, в реализации данной схемы предприниматель, подавший на возмещение НДС, заинтересован меньше всего.

Что касается случаев выдачи кредитов под государственные гарантии, то сложившаяся практика отчетливо показывает, что их, в принципе, достаточно безнаказанно можно не возвращать вовсе. С точки зрения налогоплательщика, имеющего подобные задолженности (либо кредиторов с подобными задолженностями), может оказаться выгоднее отнести суммы бюджетного возмещения НДС на будущие отчетные периоды как уплату не наступивших налоговых обязательств, что значительно легче воспринимается ГНИ (ГНАУ) на местах.Таким образом, исполнение первых двух схем выгодно, пожалуй, только налоговикам, исполнительной власти в целом и некоторым налогоплательщикам, которые в состоянии погасить свою кредиторскую задолженность только одним способом – за счет отказа от возмещения НДС. Кредиторов же ждут нелегкие времена: потребуется пересмотр схем сотрудничества с контрагентами с тем, чтобы на возникновение и погашение дебиторской задолженности отводилось бы минимум времени. Поэтому наиболее реальным (с точки зрения денежной отдачи) является третий вариант возмещения НДС – за счет имущества, находящегося в налоговом залоге. Однако и здесь имеются свои нюансы.

Бери, что есть!

Есть все предпосылки считать, что третья схема возмещения НДС – имуществом, попавшим в налоговый залог в соответствии с Указом президента №167 от 04.03.98 г. «О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами» – будет реализовываться налоговыми органами чаще первых двух. Ведь в налоговый залог, кроме всего прочего, попадает различный неликвид, который непригоден для свободного обращения. А посему налоговые органы без колебаний (неликвид – не жалко) на цели возмещения будут направлять предметы налогового залога. Более того, с большой долей вероятности можно утверждать, что эти предметы будут в большинстве случаев предлагаться по цене, значительно превышающей их реальную рыночную стоимость. Вероятно также и то, что в стоимость этого имущества будет включен НДС, хотя в сумме, подлежащей возмещению на р/с, такая надбавка несомненно отсутствует.

И не стоит рассчитывать на получение ликвидных товаров из состава налогового залога – они легко реализуются за «живые» деньги безо всяких схем. Их продажа за деньги позволит, во-первых, выполнить план по наполнению бюджета, а во-вторых, реализовать личную заинтересованность реализаторов.

Р.S. Итак, после принятия Постановления налоговики будут чрезвычайно настойчиво предлагать налогоплательщикам невыгодные формы возмещения НДС – в безденежной форме. Но не следует сразу же отказываться от применения схем – в каждом конкретном случае есть свои особенности, и вполне возможны ситуации, когда применение схемы будет выгодно всем – и налоговой службе, и налогоплательщику-получателю возмещения НДС, и его кредиторам. Однако в большинстве случаев кто-то из участников схемы все равно окажется в проигрыше. Поэтому проанализируем также и возможность старого денежного варианта возмещения НДС в условиях действия означенного документа.

Залишити відповідь