Site icon Companion UA

Налоговые камеральные проверки не просто не имеют писаных правил проведения. Они просто незаконны

Основным документом, регулирующим проведение камеральных проверок, является распоряжение ГНАУ от 30 октября 1998 года «О порядке планирования и подготовки документальных проверок соблюдения требований налогового и валютного законодательства юридическими лицами». Согласно разделу 3 этого документа все налоговые декларации и счета, подаваемые плательщиком в налоговую инспекцию, подлежат обязательной предварительной (камеральной) проверке работниками налоговой инспекции. Камеральная проверка как таковая проводится непосредственно в налоговой инспекции в день поступления налоговой отчетности или в последующие периоды по каждому виду налога. Суть таких проверок в следующем.

Во-первых, в понятие камеральной проверки входит визуальная проверка правильности оформления налоговой отчетности (другими словами: правильно ли заполнены все необходимые реквизиты отчета, имеются ли подписи уполномоченных должностных лиц, надлежащим ли образом оформлены оговорки об исправлении допущенных ошибок).

Во-вторых, проверяется:

В-третьих, проверяется своевременное представление налоговых расчетов в налоговые органы.

В ходе таких проверок во внимание попадает и согласование показателей, повторяющихся в налоговых счетах и декларациях. Досконально изучается предыдущая оценка налоговых деклараций и расчетов с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных сравнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможности нарушения налоговой дисциплины.Казалось бы, задачи камеральных проверок уяснены довольно четко и ясно, но абсурдность положения заключается в том, что конкретных форм и методов камеральных проверок как таковых не существует. Они определяются налоговыми органами самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации. При этом границы полномочий проверяющих не определены никакими нормативными или законодательными актами, регламентирующими порядок проведения такого рода проверок. То есть если налоговому инспектору покажется, что у вас слишком маленькая прибыль или не совсем четко отображены цифры в отчетности, то он вполне может ходатайствовать перед руководством своей ГНИ о бесспорном списании обнаруженной им суммы недоимки в бюджет либо о приостановлении движения средств по счетам вашего предприятия (в случае отсутствия денег на этих счетах).

Путей решения этой проблемы два – договорной и кардинальный. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них.

Работайте с инспектором!

Неудобство камеральной проверки для руководства проверяемого предприятия заключается в автономном режиме ее проведения. Иными словами, руководитель предприятия может лишь проконтролировать своевременное доставление в ГНИ бухгалтером всей необходимой налоговой документации.

Далее налоговый инспектор самостоятельно проверит предоставленные ему отчеты и примет решение о правильности расчетов бухгалтера. Если решение не в пользу вашего предприятия, то налоговик, в принципе, без дополнительных консультаций (и вашего участия) составит акт проверки, в котором укажет сумму доначислений и передаст этот акт на утверждение руководителю ГНИ. Последний же, скорее всего, издаст распоряжение (опять-таки без вашего участия) о бесспорном списании средств предприятия в бюджет (в сумме обнаруженной недоимки). Если денег на счетах нет, то руководство ГНИ может распорядиться о приостановлении движения средств на счету до их появления с последующим опять-таки бесспорным списанием.

Поэтому первый путь решения проблемы сводится к максимальному включению предпринимателя (его бухгалтера) в процесс камеральной проверки. Другими словами, ваш бухгалтер должен приложить усилия к тому, чтобы не только узнать результаты проведенной проверки, но и найти компромиссное решение в случае обнаружения инспектором ошибок в начислении и уплате налогов. Инспекторы обычно не возражают даже против исправления ошибок и переделывания отчетных документов (ведь это приводит к увеличению сумм налоговых отчислений) – налоговому инспектору это ничем не грозит: как было сказано выше, конкретных форм и методов проверки в нормативных документах не установлено.

Впрочем, если проверяющий настаивает на сознательном невключении вами определенных сведений в отчетность, а вы с этим категорически несогласны, то описанный путь решения проблемы отпадает.

Если не удалось договориться

Остается второй путь – кардинальный – обращение в арбитражный суд с оспариванием как неправомерности бесспорного списания средств (а если нужно – то и незаконности блокирования счета), так и нелегитимности самой камеральной проверки. При обращении в суд можно оспаривать незаконность проверки по двум основаниям.

Во-первых, в исковом заявлении следует указать, что результаты камеральной проверки и последующие действия руководства ГНИ о списании средств (блокировании счетов) вашего предприятия нелегитимны – вас как руководителя проверенного предприятия не ознакомили с актом камеральной проверки. А ведь согласно ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» руководство проверяемого предприятия обязательно должно быть ознакомлено с актом проверки (под роспись. – Прим. ред.).

Во-вторых, можно доказать также и незаконность осуществления камеральной проверки как таковой. Аргументы здесь можно привести следующие.

1. Согласно п.п. 3, 4 положения «О государственной регистрации нормативных актов министерств, других органов исполнительной государственной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер» (утв. постановлением Кабинета министров Украины от 28.12.92 г.), данное распоряжение ГНАУ от 30.10.98 г., если уж используется, то должно быть зарегистрировано.

2. Госрегистрацию в соответствии с указом президента Украины от 30.10.92 г. №493/92 этот документ должен пройти в Министерстве юстиции Украины. После чего согласно указом президента Украины от 27.06.96 г. №468/96 вышеуказанное распоряжение должно быть внесено в Единый государственный реестр нормативных актов.

3. Еще одним обязательным условием действительности распоряжения ГНАУ от 30.10.98 г. является его опубликование в средствах массовой информации. При этом в соответствии с еще одним указом президента от 13.12.96 г. официальной публикацией текстов нормативно-правовых документов считается их опубликование в информационном бюллетене «Официальный вестник Украины».

Итак, поскольку ни одно из условий действительности распоряжения ГНАУ от 30.10.98 г. не выполнено, следовательно, оно не обладает должной законной силой. Из этого следует вывод: камеральные проверки, проводимые налоговыми органами, неправомерны. Соответственно, решение о бесспорном списании средств (блокировании счета) на основании результатов такой проверки также не может считаться законным и подлежит отмене через суд.

С тем же чтобы возместить ущерб, нанесенный предприятию блокированием счетов, можно подать на налоговую еще один иск, основываясь при этом на ст. 13 Закона «О государственной налоговой службе в Украине»: «… ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц органов государственной налоговой службы, подлежит возмещению из государственного бюджета».Добавим: для налоговиков в новинку, что предприятие оспаривает не правомерность итогов той или иной проверки, а сам факт ее проведения. Поэтому в ходе судебного разбирательства могут возникнуть «нюансы»: вдруг окажется, что проанализированный нами документ в срочном порядке зарегистрирован в Минюсте и внесен в Единый реестр. С тем чтобы противостоять этому, надо просто через суд затребовать в Минюсте сведения о дате регистрации распоряжения. Если окажется, что она более поздняя, нежели дата проведения проверки (а так оно и есть на момент сдачи этого материала в печать), то налоговикам противопоставить что-либо доводам предприятия в суде будет затруднительно. Закон ведь обратной силы не имеет.

P.S. Второй путь, конечно, не из легких: судебное решение проблемы заберет немало времени и денег. Однако следует иметь в виду, что решение арбитражного суда – это документ, и в отличие от устной договоренности с инспектором изменен может быть также лишь по решению суда – то есть лишь по истечении определенного времени и с прохождением непростой процедуры.

Exit mobile version