В фокусе

действия

Восточный карточный домик

В III квартале 2009 г. экономика Китая благодаря масштабным правительственным программам выросла на завидные 8,9%, и многие экономисты ожидают, что к концу года эти темпы еще ускорятся. Однако все большее число обозревателей небезосновательно считают, что КНР надувает собственный экономический пузырь. Причиной появления потребительского и жилищного пузырей в США стал доступ к дешевым займам. Китай движется примерно в том же направлении. За первые девять месяцев 2009 г. Пекин влил в экономику $1,27 трлн. кредитных средств, что на 136% больше аналогичного показателя минувшего года. Эти деньги были направлены на три основные сферы – инфраструктуру, производство и недвижимость. Согласно данным монакского хедж-фонда Pivot Capital Management, по состоянию на середину года сумма выданных кредитов в стране достигла 140% от ВВП. Это превосходит показатели, которые «в прошлом приводили к острым кредитным кризисам», подчеркивают в Pivot Capital.

Государственные займы идут преимущественно на проекты, не способные обеспечить высокую отдачу. В 2000-2008 гг. каждые $1,5 из новых кредитов генерировали $1 ВВП. Сейчас это соотношение составляет 7 : 1 (в США даже накануне ипотечного кризиса было 4 : 1). Дело в том, что правительственные займы приводят к появлению избыточных производственных мощностей. Так, мощность цементных предприятий способна удовлетворить спрос США, Японии и Индии вместе взятых. Более того, рынки сбыта китайского экспорта до сих пор стагнируют. Внутреннее потребление, составляющее примерно треть ВВП, растет вяло. Последнее десятилетие Пекин тратил огромные средства на строительство дорог, мостов и на другую инфраструктуру. Некоторые экономисты считают, что точка, после которой дополнительные вложения в инфраструктуру перестают стимулировать экономику, уже пройдена. Проще говоря, КНР, несмотря на оптимистичные данные по ВВП, может прекратить рост.

Обнадеживает то, что местные власти осознают возникшие риски. За кулисами ведутся ожесточенные дискуссии о том, как и когда перекрыть доступ к свободному кредитованию. Во втором полугодии частота выдачи займов и их размер постепенно снижаются. А недавно Национальная комиссия по развитию и реформированию сообщила, что с избыточными мощностями в ключевых секторах экономики она будет бороться путем по­ощрения слияний, а в некоторых случаях – закрытия заводов.


изменения

Разностороннее движение

Глобальный кризис сказывается не только на финансовых показателях и капитализации компаний, но и на стоимости их брендов. Это доказывает недавнее исследование Euroubrand2009, проведенное венским European Brand Institute в 24 странах Европы.

Четыре отрасли – потребительские товары, телекоммуникации, финансовые услуги и ритейл – представляют более половины (53,1%) от общей стоимости европейских корпоративных брендов. Примерно такая же ситуация наблюдалась и годом ранее, однако на этот раз их бренды в общей сложности подешевели на 4,7%. Правда, внутри выборки динамика далеко не однозначная. В плюс вышли розничники (+0,9%) и производители товаров длительного пользования (+2,2%). И все же в наибольшем выигрыше оказались производители товаров массового спроса, чьи бренды подорожали на 5,8%. Особенно отличилась бельгийская пивоваренная компания InBev, крупнейшая в мире по размеру выручки. Ее бренд в результате успешного поглощения американского конкурента Anheuser-Busch прибавил в стоимости 56%. За заслуги стоит также отметить SABMiller (24%), Carlsberg (21,5%) и Nestle (15%).

Больше других в период кризиса потеряли корпоративные бренды финансовых институтов (-24%) и автоконцернов (-9,6%). Это логично, учитывая количество банкротств в этих отраслях. Здесь отличились британская банковская группа RBS (-40%), немецкая Alliaz Group (-18,5%), а также автомобильные компании Fiat Group, Mercedes и Porsche.


результаты

Новое дыхание

Обновление вендорами продуктовых линеек и очистка складов дистрибьюторами оживили украинский рынок цифровой и видео­техники в III квартале 2009 г.

По данным IDC, объем поставок цифровых фотоаппаратов с июля по сентябрь текущего года составил 137 тыс., а цифровых видеокамер – 18 тыс. шт. Напомним, что за все первое полугодие на украинский рынок было поставлено меньше: 93 тыс. и 15 тыс. шт. соответственно. Свою роль в оживлении рынка сыграло и то, что сейчас потребители могут приобрести более технологически продвинутую продукцию за меньшую, чем в 2008 г., стоимость. Так, средняя цена фотоаппарата за год снизилась на 13%, тогда как функциональные характеристики массовых моделей заметно улучшились. К примеру, 87% рынка в III квартале 2009 г. составляли устройства с разрешением светочувствительной матрицы 10 и более мегапикселей, тогда как в аналогичный период прошлого года их доля не превышала 21%. Что касается средней стоимости видеокамеры, то за год она снизилась на все 30%. При этом доля устройств, использующих для записи технологию флэш-памяти, в период с июля по сентябрь 2009 г. составила 77%, хотя год назад она не превышала 16%.


наблюдения

Сетевая активность

Доля украинской блогосферы, по состоянию на осень этого года, достигает 7% от общего числа кириллических блогов. Согласно наблюдениям специалистов Yandex, уже несколько месяцев подряд увеличивается не только украинская блогосфера в целом, но также отдельный ее сегмент – Twitter-аккаунты. Доля последних, созданных украинскими пользователями, в общем объеме кириллических микроблогов составляет около 15%. О популярности Twitter-блогов среди отечественных пользователей Сети говорят и другие цифры. К примеру, из 75 тыс. активных блогов Уанета около 15 тыс. – Twitter-блоги. При этом каждый третий блогер в Украине ведет свой микроблог ежедневно. В результате изо дня в день украинский Twitter пополняется почти 10 тыс. новых записей. Специалисты Yandex отмечают также сохраняющуюся популярность в нашей стране «Живого Журнала». Так, количество аккаунтов, созданных в «ЖЖ» украинскими пользователями, достигает 200 тыс.


настроения

Экономия на коротком поводке

Оказывается, более 60% крупных международных компаний сокращают свои затраты отнюдь не на долгосрочной основе, а около 25% и вовсе не планируют внедрять такого рода программы. Это выяснилось в ходе глобального исследования «Экономия ради процветания: от сокращения затрат к их оптимизации», проведенного Эрнст энд Янг.

Краткосрочное снижение затрат, к которому прибегли из-за кризиса большинство респондентов, не приведет к экономии более чем на 10%, уверены исследователи. Кроме того, по их мнению, результатом таких действий будет разрушение инвестиционной перспективы бизнеса. Причина, которая чаще всего подталкивала компании к тактической экономии весь год (и продолжает это делать), лежит в плоскости выживания. Как только цель будет достигнута и организации восстановят необходимый для жизни минимум, об экономии снова забудут. Также большинство опрошенных в рамках исследования компаний сейчас, как и до кризиса, ориентированы на увеличение доли рынка путем снижения рентабельности.

Что касается отраслевых взглядов на сокращение затрат ради экономического выживания, то наиболее приемлемым это оказалось для страховых организаций (46%), телекоммуникационных и нефтегазовых компаний (45%), сектора недвижимости (44%) и предприятий ТЭК, электроэнергетики и банковского сектора (42%). Не видят в таком сокращении статей расходов идеального инструмента для выживания 34% респондентов фармацевтического рынка и производителей потребительских товаров, а также 33% опрошенных компаний из медиасектора и индустрии развлечений. При этом снизить затраты на 11-20%, что является довольно высоким показателем, удалось 31% производителей потребительских товаров и 32% представителей телекоммуникационного сектора.

Проанализировав результаты исследования, эксперты Эрнст энд Янг заостряют внимание на упущенном из виду большинством компаний варианте сокращения затрат, результат которого должен положительно сказаться на их репутации. В частности, речь идет о мероприятиях по охране окружающей среды, к примеру, таких как использование альтернативных источников энергии и технологий виртуальной реальности. По мнению экспертов, значение этих вариантов настолько велико, что те организации, которые их игнорируют, могут создать себе проблемы в будущем.


ожидания

Доход будущего

Наиболее оптимистично смотрят на свое будущее благосостояние жители Кувейта и России. Согласно данным четвертой волны международного проекта «Всемирный финансовый барометр», публикуемым исcледовательским холдингом Ромир, почти половина участников опроса (49%) считают, что их доход в ближайший год останется стабильным. При этом четверть респондентов предполагают увеличение своего дохода. На этот раз особым оптимизмом отличились страны БРИК: благодаря ожиданиям своих жителей все они вошли в первую десятку.


измерения

Устрашающие организмы

Что такое ГМО и каковы вероятные последствия потребления продуктов, их содержащих, знают большинство жителей нашей страны. Согласно опросу, проведенному в середине октября Институтом Горшенина (опрашивалось население старше 18 лет, проживающее в крупных городах и областных центрах), информацией о генномодифицированных организмах владеют 85,6% респондентов (наверняка такой высокий процент объясняется расплывчатостью формулировки «владение информацией». – Прим. ред.). При этом многие считают, что подобную продукцию необходимо маркировать – такого мнения придерживаются 93% респондентов. Однако более половины участников опроса (57%) оказались не в курсе законодательных норм об обязательной маркировке.

Ни при каких условиях не станут покупать продукты со значком «ГМО» 61% опрошенных. В отсутствии альтернативы согласны на такие приобретения 23%, тогда как для 12% респондентов факт наличия или отсутствия ГМО в продукции безразличен. В случае если продукты, содержащие ГМО и маркированные соответствующим образом, будут значительно дешевле аналогов без генномодифицированных организмов, их стали бы покупать 11% опрошенных. А для 75% на отказ от потребления такого рода продуктов не повлияет даже цена.

Залишити відповідь