Site icon Companion UA

В мировых компаниях

экспансия

Прощай и здравствуй!

ENI, BP, Royal Dutch Shell и другие нефтегазовые гиганты в июне отказались от участия в тендерах на разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений Ирака. Причиной тому стали жесткие строки, устанавливаемые правительством. Но сегодня они возвращаются и соглашаются на сделки на тех же условиях, что были летом. 2 ноября итальянский концерн ENI подписал контракт на развитие месторождения Зубайр, запасы которого оцениваются в 6 млрд. баррелей. Британо-голландский Shell, американские ExxonMobil и ConocoPhillips также обсуждают проекты, которые позволят довести нефтедобычу в Ираке до 6 млн. баррелей в сутки (больше только у Саудовской Аравии).

Энергетические гиганты изменили свою позицию по поводу Ирака, поскольку поняли: это может оказаться их последним шансом получить доступ к богатым залежам черного золота. Так, на месторождение Румейла, расположенное на юге страны и объемы которого составляют 20 млрд. баррелей, положила глаз британская BP. Из расположенного неподалеку месторождения Западная Курна можно добыть от 10 до 20 млрд. баррелей, и за это право борются консорциумы Shell-Exxon и ConocoPhillips-Лукойл. На северное месторождение Киркук объемом в 12 млрд. баррелей претендует Shell.

Все это может усилить напряженность внутри ОПЕК, рассчитывавшей, что иракская нефтедобыча будет оставаться на низком уровне, пока глобальный спрос на черное золото не восстановится. Когда иракские мощности начнут расти, остальные члены картеля, скорее всего, попытаются убедить Ирак (который входит в ОПЕК, но не участвует в ее квотах) поумерить свой пыл. Сами же иракцы наверняка захотят качать нефть по максимуму, настаивая на том, что остальные участники картеля уже получили выгоды от длительного отсутствия Ирака на нефтяном рынке. Так что именно они и должны сокращать добычу.

Конечно, на пути западных корпораций есть множество препятствий. Бизнес-климат в стране оставляет желать лучшего. К тому же проекты могут затормозиться из-за нехватки квалифицированных работников и трубопроводов для транспортировки нефти за рубеж.


поглощения

Кнут без пряника

Глобальная экономика восстанавливается, и располагающие свободной наличностью компании вновь готовы к поглощениям. Но многие потенциальные объекты, опасаясь заниженных предложений, отказываются продаваться. Последний пример: 9 ноября американская компания Kraft Foods обратилась напрямую к акционерам Cadbury с предложением выкупить их бумаги за $16,3 млрд. после того, как в сентябре совет директоров британского производителя отклонил оферту. После восьми месяцев сопротивления биотехнологическая корпорация Genentech таки согласилась за $46,8 млрд. влиться в Roche, а бутилировщик Pepsi Bottling Group за $4,2 млрд. – консолидировать активы с PepciCo. Так что враждебные поглощения возвращаются. По данным Dealogic, с 2007 г. таковые составили 11% от общего числа сделок в США, хотя за последнее десятилетие средний показатель не превышал 6,8%.

Почему же покупатели становятся агрессивными? Многие компании, являющиеся привлекательными объектами для поглощений, считают, что стоят гораздо больше своей нынешней капитализации и потому отказываются принять условия сделки, даже если им предлагается неплохая премия. «Компании привыкли, что покупатели всегда включают в оферту будущую прибыль, – поясняют в инвестбанке McGladrey. – Сейчас позиция покупателей: «Еще чего!». Случай с Kraft, готовым заплатить за британский актив на 31% больше его рыночной стоимости, это доказывает. «Предложение и близко не отражает реальной стоимости нашей компании», – заявили тогда в Cadbury.

Сегодня у «хищников» больше шансов на успех, чем раньше. В последние годы акционеры лишили компании традиционных средств защиты от враждебных поглощений, опасаясь, как бы директора не отклонили выгодные для инвесторов сделки. Во-первых, речь идет о так называемом ступенчатом совете директоров, в котором ежегодно переизбираются несколько человек. Это не позволяет атакующим заручиться поддержкой всего правления. Сейчас лишь 35% компаний из S&P 500 проводят такую ротацию, хотя в 2002-м таковых было 60%. Во-вторых, по той же причине инвесторы выступают против «ядовитых пилюль», которые традиционно вводились без их одобрения. Это методы, позволяющие бизнесу сделать свое поглощение слишком дорогостоящим (например, за счет допэмиссии привилегированных акций) или невозможным (путем предоставления дружественным инвесторам права выкупа значительной доли). Хотя есть одно «но». О намерении поставить введение краткосрочных «ядовитых пилюль» (до 12 месяцев) на голосование акционеров в этом году заявили 26 американских компаний – рекордное с 2000 г. число. «Так объекты адаптируются к новой среде», – объясняют в McGladrey.


финансовые падения

Выдохшаяся прибыль

Для поколений французских производителей шампанского их бизнес всегда сопровождали бедствия, будь то весенние заморозки, нападение тли или нацистская оккупация. Теперь к этому списку прибавилось катастрофическое падение спроса на шампанское на основных экспортных рынках. По данным национального комитета производителей шампанских вин, за девять месяцев 2009 г. продажи этого напитка в Великобритании снизились на 33% (до 12,2 млн. бутылок), в США – на 43% (до 4,56 млн.), в остальных странах – на 35%. Для сравнения: в самой Франции, где потребляется больше половины произведенной продукции, падение составило всего 6,6%.

Гранды провинции Шампань – Moet & Chandon, Perrier-Jouet и Piper-Heidsieck – с надеждой смотрят на предновогодний сезон, в течение которого они обычно получают наибольшую прибыль за год. Но в этот раз их чаяния вряд ли сбудутся: за рубежом началась невиданная доселе гонка скидок. Один из ведущих британских ритейлеров обещает 30%-й дисконт при покупке двух бутылок под премиальными марками Moet & Chandon и Veuve Clicquot. В Австралии разгорелась ценовая война между ликеро-водочными сетями. Даже во Франции розничный гигант Carrefour предложил шампанское по €10 за бутылку вместо прошлогодних €12.

Параллельно возникла и имиджевая проблема. «Существовало выражение, будто бокал хорошего шампанского – это лекарство от плохих времен, – пишет журнал Wine Business International. – Но в условиях рецессии показная трата денег вышла из моды». Это видно на примере США. По данным Nielsen, объемы реализации дешевых игристых вин (испанских, итальянских и др.) с начала этого года выросли здесь на 10%, тогда как французских по цене от $25 за бутылку потеряли 21%.

Taittinger, входящий в десятку крупнейших домов шампанских вин, реагирует на кризис увеличением бюджета на рекламу в американских магазинах. В текущем году на эти цели производитель тратит 50% выручки по сравнению с 35% в 2008-м. Его конкуренты используют другое проверенное оружие – гламур. Moet & Chandon за €300 предлагает праздничный вариант, в который входит 1,5-литровая бутылка шампанского в золотом кейсе, украшенном кристаллами Swarovski. «Мы делаем скидки, но очень избирательно. А больше верим в сам ритуал», – комментирует Марк Жакит, глобальный директор Moet & Chandon. Конкуренты из Piper-Heidsieck также разработали подарочный вариант стоимостью в $500, в который, помимо шампанского, вложили хрустальную туфельку ручной работы. «Просто хотелось напомнить людям, что у шампанского есть чувственная сторона», – поясняют маркетологи компании. Используются и другие антикризисные стратегии: консолидация, расширение дистрибьюторской сети, ребрендинг или даже повышение цен. В конце концов, как говорят в Boizel Chanoine Champagne Group, «основная реклама шампанского находится внутри бутылки».


слияния

Под одним крылом

British Airways (ВА) и Iberia, две ведущие европейские авиакомпании, после более чем года переговоров объединяются. Британцы и испанцы согласились на $7-миллиардное слияние, которое создаст третьего по величине перевозчика в мире и седьмого – по числу обслуживаемых пассажиров. Сделка будет закрыта к концу 2010 г.

Обе авиакомпании переживают трудные времена, так что их консолидация является попыткой уберечь бизнес от краха. Британская компания, некогда лидирующая на рынке, в прошлом финансовом году (закончился 31 марта) понесла рекордные в своей истории потери, а в апреле-сентябре 2009 г. потеряла еще $185 млн. Iberia за полгода получила убыток в $133 млн. по сравнению с $77 млн. прибыли за аналогичный период 2008-го. Обе оказались загнаны в тупик. Экономический кризис привел к снижению пассажиропотока, особенно в первом и бизнес-классах. На внутриевропейских маршрутах обострилась конкуренция со стороны дискаунтеров вроде EasyJet и Ryanair. В сегменте дальнемагистральных рейсов в Северную Америку и Азию доминируют AirFrance-KLM и Lufthansa. Потому выбор у сторон был невелик: либо слиться, либо продолжать терять рыночную долю и деньги.

Сделка позволит объединить солидные позиции ВА на трансатлантическом и азиатском направлениях и Iberia – на южно­американском. При этом оба бренда сохранятся. Новая авиакомпания (ее возглавит СЕО британского перевозчика Уилли Уолш) будет иметь выручку в $22 млрд., выполнять рейсы более чем в 200 точек на 400 с лишним самолетах. Ежегодная экономия составит $600 млн. через пять лет после слияния.

Впрочем, есть немало проблем, которые способны расстроить эти планы. Прежде всего сделка должна получить одобрение Еврокомиссии, которая уже изучает планы BA, Iberia и American Airlines теснее сотрудничать на трансатлантических рейсах в рамках альянса OneWorld. К тому же британцам и испанцам придется привести к единому знаменателю две совершенно разные корпоративные культуры и большой разрыв в уровнях зарплаты и пенсий сотрудников.

Exit mobile version