экспансия
Прощай и здравствуй!
Энергетические гиганты изменили свою позицию по поводу Ирака, поскольку поняли: это может оказаться их последним шансом получить доступ к богатым залежам черного золота. Так, на месторождение Румейла, расположенное на юге страны и объемы которого составляют 20 млрд. баррелей, положила глаз британская BP. Из расположенного неподалеку месторождения Западная Курна можно добыть от 10 до 20 млрд. баррелей, и за это право борются консорциумы Shell-Exxon и ConocoPhillips-Лукойл. На северное месторождение Киркук объемом в 12 млрд. баррелей претендует Shell.
Все это может усилить напряженность внутри ОПЕК, рассчитывавшей, что иракская нефтедобыча будет оставаться на низком уровне, пока глобальный спрос на черное золото не восстановится. Когда иракские мощности начнут расти, остальные члены картеля, скорее всего, попытаются убедить Ирак (который входит в ОПЕК, но не участвует в ее квотах) поумерить свой пыл. Сами же иракцы наверняка захотят качать нефть по максимуму, настаивая на том, что остальные участники картеля уже получили выгоды от длительного отсутствия Ирака на нефтяном рынке. Так что именно они и должны сокращать добычу.
Конечно, на пути западных корпораций есть множество препятствий. Бизнес-климат в стране оставляет желать лучшего. К тому же проекты могут затормозиться из-за нехватки квалифицированных работников и трубопроводов для транспортировки нефти за рубеж.
поглощения
Кнут без пряника
Глобальная экономика восстанавливается, и располагающие свободной наличностью компании вновь готовы к поглощениям. Но многие потенциальные объекты, опасаясь заниженных предложений, отказываются продаваться. Последний пример: 9 ноября американская компания Kraft Foods обратилась напрямую к акционерам Cadbury с предложением выкупить их бумаги за $16,3 млрд. после того, как в сентябре совет директоров британского производителя отклонил оферту. После восьми месяцев сопротивления биотехнологическая корпорация Genentech таки согласилась за $46,8 млрд. влиться в Roche, а бутилировщик Pepsi Bottling Group за $4,2 млрд. – консолидировать активы с PepciCo. Так что враждебные поглощения возвращаются. По данным Dealogic, с 2007 г. таковые составили 11% от общего числа сделок в США, хотя за последнее десятилетие средний показатель не превышал 6,8%.
Сегодня у «хищников» больше шансов на успех, чем раньше. В последние годы акционеры лишили компании традиционных средств защиты от враждебных поглощений, опасаясь, как бы директора не отклонили выгодные для инвесторов сделки. Во-первых, речь идет о так называемом ступенчатом совете директоров, в котором ежегодно переизбираются несколько человек. Это не позволяет атакующим заручиться поддержкой всего правления. Сейчас лишь 35% компаний из S&P 500 проводят такую ротацию, хотя в 2002-м таковых было 60%. Во-вторых, по той же причине инвесторы выступают против «ядовитых пилюль», которые традиционно вводились без их одобрения. Это методы, позволяющие бизнесу сделать свое поглощение слишком дорогостоящим (например, за счет допэмиссии привилегированных акций) или невозможным (путем предоставления дружественным инвесторам права выкупа значительной доли). Хотя есть одно «но». О намерении поставить введение краткосрочных «ядовитых пилюль» (до 12 месяцев) на голосование акционеров в этом году заявили 26 американских компаний – рекордное с 2000 г. число. «Так объекты адаптируются к новой среде», – объясняют в McGladrey.
финансовые падения
Выдохшаяся прибыль
Для поколений французских производителей шампанского их бизнес всегда сопровождали бедствия, будь то весенние заморозки, нападение тли или нацистская оккупация. Теперь к этому списку прибавилось катастрофическое падение спроса на шампанское на основных экспортных рынках. По данным национального комитета производителей шампанских вин, за девять месяцев 2009 г. продажи этого напитка в Великобритании снизились на 33% (до 12,2 млн. бутылок), в США – на 43% (до 4,56 млн.), в остальных странах – на 35%. Для сравнения: в самой Франции, где потребляется больше половины произведенной продукции, падение составило всего 6,6%.
Гранды провинции Шампань – Moet & Chandon, Perrier-Jouet и Piper-Heidsieck – с надеждой смотрят на предновогодний сезон, в течение которого они обычно получают наибольшую прибыль за год. Но в этот раз их чаяния вряд ли сбудутся: за рубежом началась невиданная доселе гонка скидок. Один из ведущих британских ритейлеров обещает 30%-й дисконт при покупке двух бутылок под премиальными марками Moet & Chandon и Veuve Clicquot. В Австралии разгорелась ценовая война между ликеро-водочными сетями. Даже во Франции розничный гигант Carrefour предложил шампанское по €10 за бутылку вместо прошлогодних €12.
Параллельно возникла и имиджевая проблема. «Существовало выражение, будто бокал хорошего шампанского – это лекарство от плохих времен, – пишет журнал Wine Business International. – Но в условиях рецессии показная трата денег вышла из моды». Это видно на примере США. По данным Nielsen, объемы реализации дешевых игристых вин (испанских, итальянских и др.) с начала этого года выросли здесь на 10%, тогда как французских по цене от $25 за бутылку потеряли 21%.
слияния
Под одним крылом
British Airways (ВА) и Iberia, две ведущие европейские авиакомпании, после более чем года переговоров объединяются. Британцы и испанцы согласились на $7-миллиардное слияние, которое создаст третьего по величине перевозчика в мире и седьмого – по числу обслуживаемых пассажиров. Сделка будет закрыта к концу 2010 г.
Сделка позволит объединить солидные позиции ВА на трансатлантическом и азиатском направлениях и Iberia – на южноамериканском. При этом оба бренда сохранятся. Новая авиакомпания (ее возглавит СЕО британского перевозчика Уилли Уолш) будет иметь выручку в $22 млрд., выполнять рейсы более чем в 200 точек на 400 с лишним самолетах. Ежегодная экономия составит $600 млн. через пять лет после слияния.
Впрочем, есть немало проблем, которые способны расстроить эти планы. Прежде всего сделка должна получить одобрение Еврокомиссии, которая уже изучает планы BA, Iberia и American Airlines теснее сотрудничать на трансатлантических рейсах в рамках альянса OneWorld. К тому же британцам и испанцам придется привести к единому знаменателю две совершенно разные корпоративные культуры и большой разрыв в уровнях зарплаты и пенсий сотрудников.