Несмотря на кризис, украинцы все чаще используют платежные карты.
Кредиты выдавать рискованно, депозиты привлечь сложно, расчетные операции низкодоходные. У многих банков в нынешних условиях почти не осталось продуктов или услуг, которые могли бы приносить им доход. По большому счету, в запасе есть валютные операции и выбивание «старых» кредитов. На первых выезжают не все. Да и регулярностью такие доходы не отличаются. Вторые рано или поздно закончатся.
Не только банкиры все большее значение придают платежным картам, но и сами клиенты все чаще прибегают к ним при расчетах за товары и услуги. Согласно данным UPC, с сентября 2008 по сентябрь 2009 г. безналичный оборот торговых предприятий увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в супермаркетах безналичный оборот увеличился на 157%, а в магазинах одежды – на 16%. При этом POS-терминалы появились и в большинстве туристических агентств, где клиенты тратят сегодня на 103% больше средств со своих платежных карт, чем в минувшем году. Также увеличилось количество POS-терминалов на заправочных станциях, безналичный оборот которых за последний год вырос вдвое. Примечательно, что средняя сумма транзакции практически не изменилась – 800-900 грн. за покупку.
Быстро развивается и интернет-эквайринг. Количество покупок в Сети по сравнению с прошлым годом увеличилось более в чем в два раза – на 130%. При этом средняя сумма покупки составляет 86 грн. Чаще всего держатели платежных карт в онлайне совершают оплату коммунальных, телекоммуникационных и туристических услуг, а также покупают авиабилеты, музыкальную продукцию и программное обеспечение.
В отличие от существенного роста объемов безналичных расчетов прирост числа платежных карт, выпущенных банками-клиентами UPC в течение 2009 г., составил скромные 0,01% (с октября 2007 по октябрь 2008 г. этот показатель достигал более 36%). Также замедлился прирост количества установленных банками банкоматов (за аналогичный период – с 30 до 12%). Как отмечают в компании, объем средств, выделяемых банками на развитие сетей банкоматов, сегодня ограничен, поэтому сети банков растут в основном за счет банкоматов, приобретенных еще в 2008 г. Все больше набирает популярности тенденция перемещения банкоматов с одного места в другое с целью повышения эффективности сети. В целом замедление роста количества новых банкоматов – благоприятное явление, отмечают в UPC. Это объясняется тем, что сегодня в Украине и так слишком много банкоматов, что порой приводит к тому, что сеть остается незагруженной. Так, на один банкомат в стране в среднем приходится 2-3 тыс. транзакций, тогда как среднеевропейский показатель – 4-6 тыс. Поэтому у банков еще достаточно простора для повышения эффективности банкоматных сетей. Да и выбор вариантов приемлем: объединение с другими банками или сетями, аутсорсинг.