Устоявшаяся система классов авиаперелетов в этом году начала меняться.
Согласно прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2009 г. индустрия пассажирских авиаперевозок потерпит убытки в размере $9 млрд. Потери мировых авиакомпаний в первом полугодии уже составили $6 млрд. По мнению IATA, наряду с распространением гриппа и колебанием цен на нефть убытки также связаны со спадом спроса на перелеты бизнес-классом (сегмент, в котором авиакомпании обычно зарабатывали большую часть своих доходов). Сами же авиаперевозчики сообщают, что продажи билетов в бизнес-класс в 2009 г. упали на 30-40%. Ощутив проблему еще в начале года, многие из них попытались исправить ситуацию за счет промоакций, бонусных программ и предложений дополнительных услуг пассажирам этого сегмента. Например, Lufthansa, S7 Airlines, Аэрофлот начали масштабную акцию по раздаче золотых и серебряных карт своих программ лояльности бизнес-пассажирам, которые уже имеют бонусные карты у других авиаперевозчиков. Некоторые авиакомпании на определенные рейсы для бизнес-пассажиров, путешествующих в паре, предлагают купить два билета по цене одного при перелете туда и обратно. Другие просто дарят бесплатные перелеты своим лояльным пассажирам. О подобной акции недавно объявили в British Airways. Члены ее программы лояльности при покупке билета в первый или бизнес-класс туда и обратно до конца нынешнего года получают возможность бесплатно слетать в Великобританию. А совершивших три перелета авиакомпания может бесплатно отправить в США, Австралию или на Дальний Восток. Также компании завлекают транзитных пассажиров возможностью бесплатно переночевать в отеле. Например, Singapore Airlines оплачивает ночь в двухместном номере недорогой гостиницы Сингапура или предоставляет скидку 30-50% на проживание в фешенебельном отеле. Компания предлагает также бесплатные экскурсии по городу. Для американцев актуальной сейчас стала тема багажного «проездного» (с прошлого года почти на всех внутренних рейсах им приходится оплачивать багаж). Поэтому United Airlines соблазняет бизнес-пассажиров годовым абонементом по сниженной цене, который будет действителен не только для его владельца, но и для попутчиков, забронировавших билеты вместе с ним. Популярной бонусной акцией этого года стал также бесплатный трансфер на такси в аэропорт. Как объясняют в Czech Airlines, ее целевой группой должны стать иностранцы, не доверяющие такси-службам страны, в которую прибыли.
Однако такие нововведения кардинально проблему с падением популярности бизнес-класса не решили. Поэтому взволнованные маркетологи пришли к выводу, что в пересмотре нуждается система классов авиаперелетов. Устоявшаяся градация на эконом-, бизнес- и первый класс устарела в основном за счет большой разницы между ними в количестве предоставляемых услуг и стоимости. Потребители стали высказываться за усредненный вариант сервиса. При этом оплачивать бизнес-класс полностью, воспользовавшись лишь небольшой частью его сервисов, конечно же, никто не хочет. В результате авиаперевозчики занялись разработкой новых продуктов. Так, AirFrance KLM ввела новый продукт Premium Voyageur на дальнемагистральных направлениях еще в октябре 2008 г. Предложение состояло из стандартных услуг эконом-класса и ряда сервисов, присущих бизнес-классу. Потребитель заинтересовался нововведением, о чем свидетельствовал рост продаж. Поэтому уже с апреля 2010 г. компания планирует обновить предложение и на среднемагистральных рейсах. Четкое разделение на два отдельных салона Premium и Voyageur сохранится, но изменится их наполнение сервисами. Салон Voyageur к стандартному набору услуг предложит бесплатную перевозку багажа весом до 23 кг, возможность выбора места (у прохода или иллюминатора) при регистрации на рейс, широкий ассортимент печатной продукции на борту, различные варианты питания в зависимости от времени суток, а также наличие специальных стоек для пассажиров, нуждающихся в дополнительном содействии (инвалидов, детей). Салон Premium имеет дополнительную градацию – Eco и Business. Основное отличие этих продуктов будет заключаться в отдельной стойке регистрации и отдельном пункте контроля службы безопасности, возможности точного выбора места в салоне при бронировании, а также приоритетном проходе на посадку и выдачу багажа.
Российская Трансаэро на дальних рейсах ввела класс империал, заменивший первый. До конца февраля все соответствующие билеты уже проданы.
А в это время некоторые украинские и европейские авиакомпании (не лоукосты) втихаря сократили набор услуг на борту вплоть до отмены бесплатного питания.