Глобальная экономика восстанавливается, и располагающие свободной наличностью компании вновь готовы к поглощениям. Но многие потенциальные объекты, опасаясь заниженных предложений, отказываются продаваться. Последний пример: 9 ноября американская компания Kraft Foods обратилась напрямую к акционерам Cadbury с предложением выкупить их бумаги за $16,3 млрд. после того, как в сентябре совет директоров британского производителя отклонил оферту. После восьми месяцев сопротивления биотехнологическая корпорация Genentech таки согласилась за $46,8 млрд. влиться в Roche, а бутилировщик Pepsi Bottling Group за $4,2 млрд. – консолидировать активы с PepciCo. Так что враждебные поглощения возвращаются. По данным Dealogic, с 2007 г. таковые составили 11% от общего числа сделок в США, хотя за последнее десятилетие средний показатель не превышал 6,8%.
Почему же покупатели становятся агрессивными? Многие компании, являющиеся привлекательными объектами для поглощений, считают, что стоят гораздо больше своей нынешней капитализации и потому отказываются принять условия сделки, даже если им предлагается неплохая премия. «Компании привыкли, что покупатели всегда включают в оферту будущую прибыль, – поясняют в инвестбанке McGladrey. – Сейчас позиция покупателей: «Еще чего!». Случай с Kraft, готовым заплатить за британский актив на 31% больше его рыночной стоимости, это доказывает. «Предложение и близко не отражает реальной стоимости нашей компании», – заявили тогда в Cadbury.
Сегодня у «хищников» больше шансов на успех, чем раньше. В последние годы акционеры лишили компании традиционных средств защиты от враждебных поглощений, опасаясь, как бы директора не отклонили выгодные для инвесторов сделки. Во-первых, речь идет о так называемом ступенчатом совете директоров, в котором ежегодно переизбираются несколько человек. Это не позволяет атакующим заручиться поддержкой всего правления. Сейчас лишь 35% компаний из S&P 500 проводят такую ротацию, хотя в 2002-м таковых было 60%. Во-вторых, по той же причине инвесторы выступают против «ядовитых пилюль», которые традиционно вводились без их одобрения. Это методы, позволяющие бизнесу сделать свое поглощение слишком дорогостоящим (например, за счет допэмиссии привилегированных акций) или невозможным (путем предоставления дружественным инвесторам права выкупа значительной доли). Хотя есть одно «но». О намерении поставить введение краткосрочных «ядовитых пилюль» (до 12 месяцев) на голосование акционеров в этом году заявили 26 американских компаний – рекордное с 2000 г. число. «Так объекты адаптируются к новой среде», – объясняют в McGladrey.
Без категорії