Двигатель из морозилок и сушек Результаты III квартала 2009 г. вполне позволяют настраиваться на восстановление рынка бытовой техники и электроники. Согласно данным исследования GfK Temax, с июля по сентябрь на рынке были зафиксированы самые высокие продажи с начала года, тем не менее объем в 6,54 млн. грн. на 36% ниже прошлогоднего показателя за аналогичный период.
Наибольшее сокращение продаж в III квартале было характерно для сектора телекоммуникаций, офисного оборудования, расходных материалов, а также фототехники. Средний по данным секторам спад составил 40% по сравнению с этим же периодом 2008 г. Так, подсегмент мобильных телефонов сократился на 53,7%, стационарных – на 45,5%, факсов – на 43,3%. За анализируемый период резко увеличились продажи смартфонов – на 97,8%, однако из-за небольшой доли этих устройств в своем секторе такой рост не спас ситуации. Что касается офисного оборудования, то наибольшие потери в секторе пришлись на такие категории, как сканеры и принтеры – 57,8 и 51,1% соответственно. Продажи многофункциональных устройств снизились на 36,8%.
Бытовая техника в III квартале этого года продавалась на 7 процентных пунктов лучше, чем во II, но в целом объем реализации в денежном выражении снизился на 36,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительный вклад в позитивную динамику внесла категория LCD-телевизоров – здесь продажи снизились только на 18%. В секторе крупной бытовой техники аналитики компании отмечают сохранение трендов II квартала. В частности, динамика обеспечивалась за счет продаж плит и духовок. Рост также продемонстрировали такие категории, как морозильные камеры и сушильные машины (соответственно 0,4 и 37,7%). Результаты в секторе малой бытовой техники на 13,4 п. п. выше среднегодового значения. Всего падение продаж по сравнению с периодом июль-сентябрь 2008 г. составило здесь 23,5%.
рекомендации
Культурные инициативы Особенности поддержки культуры налоговой политикой в 14 странах мира исследовала Эрнст энд Янг. В результате оказалось, что наиболее обремененным налогами является телевизионное вещание. Далее по ниспадающей идут кино, музыкальная индустрия, сохранение национального наследия и исполнительские виды искусства. Этот антирейтинг следует считать усредненным, так как в числе налоговых инициатив постоянно появляются новшества, которые иногда касаются самых неожиданных культурных наследий. К примеру, в некоторых странах предпринимаются меры по сохранению раритетных моделей самолетов, поддержке национальных кладбищ. Аналитики компании отмечают также, что налоговая политика в отдельных секторах культуры со временем сильно усложняется. Скажем, система налоговых стимулов в киноиндустрии некоторых стран уже достигла того уровня сложности, когда это может стать помехой в работе малоосведомленных в данном вопросе съемочных групп. Однако не киноиндустрия заставила специалистов Эрнст энд Янг по результатам исследования выдвинуть странам рекомендацию, основной посыл которой – срочно пересмотреть налоговую политику в области культуры. Все дело в том, что при наличии огромных государственных долгов основные усилия сейчас необходимо сосредоточить на налоговых стимулах, направленных на восстановление экономической активности, стараясь тем самым сохранить общий культурный уровень как государств в целом, так и отдельных граждан. Уточним, что компания анализировала налоговые инициативы и стимулы, используемые правительствами Германии, Бразилии, Канады, Китая, Южной Кореи, Испании, США, Франции, Японии, Индии, Италии, Мексики, Великобритании и России.
опасения
На стыке отраслей Сложности на рынке пива Украины могут потянуть за собой вниз и смежные отрасли. Ситуация здесь определяется все тем же падением покупательской способности населения и ростом цены на продукт. Так, по данным MEMRB-IRI, в период с февраля по октябрь 2009 г. объем рынка пива сократился на 19,7% в натуральном выражении и на 1,5% в денежном (факты сравнивались с аналогичным периодом 2008 г.). Что касается средней цены за 0,5 л пива в октябре этого и прошлого годов, то она выросла на 32,1%. Среднегодовое потребление пива на душу населения, по мнению Игоря Товкача, исполнительного директора ЗАО Укрпиво, к концу 2009 г. составит 55 л. Напомним, что в минувшем году этот показатель был на уровне примерно 61 л на человека. По причине сложившейся в отрасли ситуации и все большего ужесточения законодательных инициатив объем производства в отрасли, как прогнозирует то же Укрпиво, снизится на 11%. Возвращаясь к смежным отраслям, эксперты организации не исключают того, что такое сжатие пивного рынка отразится прежде всего на фермерах, выращивающих пивоваренный ячмень. Если в прошлом году для производства солода пивоварами было закуплено 800 тыс. т ячменя, то в этом году им понадобится всего 500 тыс. т. Снижение потребности отрасли в сырье на 300 тыс. т заставит хозяйства искать другие пути сбыта продукции. Как подсчитали эксперты, продавая пивоваренный ячмень в качестве фуража, фермеры из-за разницы в цене могут недополучить 115 млн. грн. дохода.
наблюдения
Компьютерные перспективы Динамика рынка ПК (включая настольные, мобильные системы и х86-серверы) в III квартале текущего года хоть еще и не говорит о восстановлении рынка, однако уже вдохновляет. Согласно данным IDC, за анализируемый период в страну было ввезено устройств чуть больше, чем во II квартале 2009 г. (407 тыс. единиц), но это все равно на 47% ниже, чем в июле-сентябре 2008 г. Немногим более 50% рынка в III квартале 2009 г. составили поставки десктопов. Из них на долю ТОП-10 локальных сборщиков пришлось 24,3% (в прошлом году им принадлежало 34,5%). Мировым брендам на этот раз досталось только 2,7%. В III квартале увеличились поставки в Украину неттопов и одновременно с этим снизилась доля нетбуков (с 21,5 до 16,55%). По мнению экспертов IDC, последняя тенденция получит продолжение и в будущем году – сегмент нетбуков в нашей стране постепенно насыщается. Серверов х86 за анализируемый период было отгружено на рынок всего 2185 единиц, что на 67% ниже прошлогоднего показателя.
По прогнозу компании, общий объем рынка настольных ПК в 2009 г. составит 710 тыс. устройств, портативных – около 560 тыс.
подготовка
Вопрос образования Агентства, работающие на рынке маркетинговых коммуникаций Украины, ценя в первую очередь личностные качества соискателей, все же решили проранжировать вузы страны по критерию качества подготовки студентов по специальностям «маркетинг» и «реклама». В основу рейтинга, составленного по инициативе Всеукраинской рекламной коалиции и группы АДВ Украина, легли следующие базовые показатели: молодые специалисты из каких высших учебных заведений были приняты агентствами в 2008-2009 гг.; каковы предпочтения в образовании новых сотрудников; как агентства оценивают общий уровень подготовки выпускников вузов, их умение систематизировать и обобщать информацию, а также выстраивать внутренние (в командах) и внешние (с клиентами) конструктивные рабочие отношения. В расчет также принимался уровень владения выпускниками специальными знаниями и навыками, которые необходимы компании-работодателю. После опроса 52 ведущих украинских рекламно-коммуникационных агентств был составлен рейтинг, лидерами которого оказались вполне предсказуемые высшие учебные заведения. На первом месте Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко. Второе место поделили между собой Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана, Национальный университет «Киево-Могилянская академия» и Национальный технический университет «Киевский политехнический институт». На третьем месте расположились Институт рекламы и Киевский национальный торгово-экономический университет.
пожелания
Рабочее настроение В сфере менеджмента, консалтинга, IT, финансов, производства и туризма хотели бы работать большинство украинцев, опрошенных в рамках исследования, проведенного The Network и Intelligence Group. В качестве их партнера в нашей стране выступил портал rabota.ua.
Такая картина пожеланий в целом совпадает с ситуацией в России и Европе. Кардинально противоположна ситуация относительно перспектив работы в социальных и коммунальных службах. Если в Украине и России к такому трудоустройству стремятся не более 3% респондентов, то в Европе этот показатель достигает 12%. Желание работать в сфере торговли выразили 4% украинцев, 7% россиян и 13% европейцев. В целом жители России и Европы больше, чем украинцы, заинтересованы в работе в сферах науки, образования, коммуникаций, медиа и энергетики. Что касается интереса к трудоустройству в сфере транспорта и логистики, то тут совершенно противоположная ситуация.
Общий вывод, к которому пришли исследователи, неутешителен: большинство жителей нашей страны хотели бы работать совершенно не там, где сейчас трудятся.
угрозы
По воле случая Благодаря случайности на украинских предприятиях, принявших участие в исследовании PricewaterhouseCoopers, посвященном экономическим преступлениям, было выявлено 24% мошенничеств. Стоит отметить, что Украина в этом году впервые была включена в список стран, где проводилось данное исследование.
Что касается глобальных результатов, то каждая третья компания за последние 12 месяцев выявила у себя экономические преступления. При этом 43% отметили, что кризис лишь увеличил число мошенничеств. В нашей стране экономические преступления у себя выявили 45% предприятий из тех 65, которые приняли участие в исследовании, а 35% подтвердили, что размер материального ущерба от мошенничеств за последние 12 месяцев увеличился. В частности, для 55% из компаний, обнаруживших у себя такого рода нарушения, потери составили более $100 тыс. Организации также отмечали, что наибольший вред экономическая преступность наносит их репутации и брендам.
«Стимулами» к увеличению количества случаев мошенничеств за последний год большинство респондентов из Украины назвали коррупцию и угрозу увольнения в условиях кризиса. Самыми распространенными в нашей стране видами экономических преступлений являются взяточничество и хищение имущества – их указали в ответах 59% респондентов. Реже встречается незаконная торговля инсайдерской информацией и ценовые сговоры. Половина респондентов считают, что в будущем коррупция и взяточничество в украинской бизнес-среде станут еще более распространенным явлением. Чуть меньше – 30% – придерживаются мнения, что в перспективе будет набирать обороты хищение имущества, а 25% переживают по поводу IT-безопасности.
Уже упоминалось, что случаи экономических преступлений на украинских предприятиях обнаруживаются не вполне привычным для Европы путем. Другими словами, посредством внутреннего аудита выводили на свет мошенничества только у 7% опрошенных компаний, тогда как в среднем в мире этот показатель достигает 17%. В 55% случаях обнаружению мошенничеств в нашей стране способствовал внутрикорпоративный контроль. Среди источников угроз для отечественных респондентов на первом месте стоит внешний фактор. Так, 72% опрошенных подозрительно настроены по отношению к агентам, посредникам, клиентам и поставщикам. Что касается внутренних источников, на первом месте, по мнению опрошенного в ходе исследования топ-менеджмента, находятся управленцы среднего звена. Не исключено, что результат оказался таким именно потому, что опрос проводился среди верхушки управленческой пирамиды.