Выгодный обмен

Рено Украина жертвует прибылью ради увеличения доли рынка.


После сентябрьского роста продаж в октябре украинский рынок автомобилей снизился на 17%, а по сравнению с прошлым годом – на 78%. Однако при этом настоящий рывок произвели дилеры Renault, нарастив продажи на 71% и захватив 4,6% рынка. По планам Рено Украина, это должно было случиться лишь к 2010 г., но украинцы стали намного охотнее покупать автомобили Logan, сменившие шильдики на Renault. Мы спросили у Марка Леграсье, генерального директора Рено Украина, если бы кризиса не случилось, отказались бы они от использования бренда Dacia в Украине?


Решение о переходе линейки Logan под марку Renault приняли еще до кризиса. Тому было несколько причин. Рынок Украины является одним из самых конкурентных в мире по числу представленных автомобильных марок – их более 90. Но только шесть из них достигли уровня видимости, то есть их доли равны или превышают 5%. По результатам 2008 г., Renault принадлежал 1% и Dacia – 2%. Объединение брендов позволит нам стать более весомым оператором, а для клиентов мы будем более заметны и значимы. Кроме того, в авто Dacia очень много от Renault, на некоторых рынках они уже давно продаются с этой эмблемой на радиаторе. Dacia сейчас очень хорошо работает. Это один из немногих заводов группы Renault, где во время кризиса не было простоев. Кризис только подтвердил правильность нашего решения, поскольку эффективность инвестиций, вложенных в продвижение и поддержку единой марки, конечно же, выше, чем поддержка двух брендов одновременно.


Выгоды этого решения очевидны. Однако вы учитывали возможный негативный эффект для бренда Renault, ведь все-таки для многих потребителей Dacia – это румынское авто?
Я не вижу опасности обесценивания марки Renault вследствие этого шага. Мы нисколько не стыдились Dacia. Ведь Logan, Sandero – достойные современные автомобили, в которых использованы те же технологии, что и в Renault. Но, конечно, в том количестве, которое соответствует их позиционированию и ценовой категории.


Украинский авторынок вряд ли дождется от государства мер по стимулированию спроса, которые были предприняты во многих странах. Но, может, в этом есть и свой плюс? Ведь такие меры во многом перевели «завтрашний» спрос в «сегодняшний». А кому продавать завтра?
Вы правы, данные программы отчасти подгоняют потребителей покупать авто уже сегодня. В этом есть некая искусственность. После окончания такого рода стимулирования возможен резкий спад рынка, что мы уже наблюдаем в некоторых странах. Подобная программа во Франции используется третий раз в истории. Выводы сделаны, поэтому стимулирующие меры применяются очень взвешенно. Программа будет прекращена не резко, а плавно, с постепенным уменьшением размера дотаций. В целом рынок в 2009 г. примерно соответствует уровню 2008-го. Поддерживаются не только конечные покупатели, но и банки, чтобы они могли выдавать кредиты, в том числе и для покупки авто. Правительство также помогает автомобильным предприятиям: например, компания Renault получала деньги в тот момент, когда у нас не хватало оборотных средств.

Вы сейчас в Украине от имени Renault предлагаете кредиты с пониженными ставками вплоть до нуля, уменьшив свою маржу как импортера. Эти меры финансово тяжелые для компании. Насколько вы довольны результатом?
Все было бы чудесно, если бы у нас при этом была еще какая-то рентабельность (улыбается). Действительно, мы приняли много различных антикризисных мер, которые оказались тяжелыми для компании. Но в первую очередь необходимо было распродать склады, чтобы появились средства у дилеров накопились средства рассчитываться с нами, а у нас – с концерном. Для этого мы пожертвовали своей прибылью. Программа Renault Finance стала одним из определяющих факторов нашего успеха в нынешнем году – по динамике продаж мы входим в число лидеров рынка. Это лучшая программа кредитования на рынке Украины и мы будем продолжать в нее инвестировать. Это – наш приоритет. Программа разработана и внедрена совместно с RCI Bank, который входит в группу Renault. В Украине наш партнер – Индекс банк, владелец которого французский банк Credit Agricole.


Практика предоставления различных скидок потребителям сейчас является повсеместной для рынка. Почему это делается – понятно. Но в чем вы видите риски такой политики для отдельных компаний и для рынка в целом?
В условиях, когда у всех были переполнены склады, выбирать не приходилось. Сегодня мы видим, что по мере приближения величины стоков к текущему уровню потребления уровень скидок и количество соответствующих предложений снижаются. Невозможно вести бизнес, долгое время работая в убыток. В то же время хочу заметить, что, работая на таком рынке, как в Украине, риска сильно разбогатеть нет (улыбается). Фактор цены здесь еще долго будет весьма сильным аргументом при выборе машины.

Общая тенденция рынка – рост цен на авто. Даже некоторые национальные производители удерживают свои цены в привязке к курсу доллара США или евро и одновременно ратуют за введение дополнительной 13%-й пошлины на импортные автомобили. Я считаю это нечестной конкуренцией. Гривневый эквивалент единственно понятный для населения. Поэтому еще в январе текущего года мы зафиксировали цены на авто всего модельного ряда в национальной валюте.


По каким признакам вы поймете, что рынок оживает и уже можно чуть больше думать о собственном заработке?
Первым показателем станет возобновление банками выдачи кредитов на покупку авто. Конечно, они не смогут быстро вернуться к докризисным условиям, но процесс должен начаться. Могу сказать: 2010 финансовый год был рассчитан нами тоже с низкой рентабельностью, не выше, чем в нынешнем году. Но мы являемся частью мощной корпорации и имеем возможности, силы и определенный запас прочности принять такое решение. Я хочу, чтобы этот наш шаг рассматривался как послание потребителям и парт­нерам – Renault намерен всерьез и надолго обосноваться на этом рынке вместе со своими многочисленными дилерами и сервис-партнерами.


Много говорилось о том, что снижение продаж автомобилей заставит дилеров больше думать о сервисе. По вашим наблюдениям, ситуация с сервисом изменилась?
Перед тем, как ответить на ваш вопрос, скажу немного о другом. В прошлом году мы реализовали довольно много автомобилей и рассчитывали, что это отразится на объемах послепродажного обслуживания. К сожалению, рост оказался непропорциональным. Я объясняю это тем, что часть клиентов стремится сэкономить, даже за счет отказа от гарантии производителя. Вряд ли такой шаг является оправданным.

Что касается наших шагов, то при переходе на единый бренд мы направили всем владельцам Dacia письма, в которых проинформировали их об изменениях и пригласили на фирменные станции Renault, предложив специальные программы лояльности.

Если говорить о работе дилеров, то я вижу рост их внимания к послепродажному обслуживанию. Мы регулярно мониторим уровень удовлетворенности клиентов качеством сервиса. Интегральные оценки выставляются по итогам последних четырех и девяти месяцев. Так, первые оценки всегда существенно выше вторых. Можно сделать вывод: это происходит потому, что растет качество обслуживания.


Что вы как импортер и представитель бренда делаете для того, чтобы дилеры начали больше зарабатывать на сервисе, но не за счет увеличения цен, а за счет роста объема заказов?
Мы установили единые гривневые цены на запчасти по всей стране. От партнеров требуем также придерживаться рекомендованных розничных цен. Стоимость же нормо-часа в дилерской сети мы не можем устанавливать волевым методом. Но стоит отметить, что наши дилеры практически не подняли расценки на сервисные работы. Что еще интересно, у Renault на рынке был имидж бренда, дорогого в обслуживании. Мы специально занялись изучением этого вопроса. Оказалось, что сейчас абсолютно другая ситуация. Наши цены на запасные части и обслуживание очень выгодно отличаются от цен наших основных конкурентов.


У вас были планы по развитию собственных систем страхования и лизинга. На каком этапе они сейчас?
Программа страхования уже запущена. Нашим партнером стала страховая компания Акса. Своего лизинга пока нет. Но совместно с Индекс-банком мы изучаем вопрос кредитования юрлиц. Это будет хорошая альтернатива лизингу для корпоративных клиентов.


Какие новинки от Renault могут вскоре появиться на нашем рынке?
Еще в этом году появится новый Scenic в классе компактных однообъемников (MPV). В 2010 г. – Logan Van и Logan Pickup. Затем начнем продавать седан Fluence и новый хэтчбек Megane, купе Megane. Ждем новый Kangoo. Появятся новый внедорожник 4 х 4 и седан высокого класса. Вряд ли когда-нибудь кто-то из автопроизводителей представлял в Украине столько новинок в один год. Надеюсь, что это укрепит имидж Renault как надежного и сильного производителя, а нашим партнерам даст возможность повысить свою рентабельность.







Крупнейший французский автопроизводитель

Группа Renault в 120 странах имеет около 350 промышленных и коммерческих подразделений. Ее основными акционерами являются правительство Франции (15%), Nissan (15%), сотрудники (3,3%), казначейские акции (3%), остальные акции обращаются на фондовом рынке. Выручка в 2008 г. составила €37,8 млрд., чистая прибыль – €571 млн., продажи в мире – 2,4 млн. автомобилей.
Группе принадлежат акции дочерних компаний Dacia (99,43%) и Renault Samsung Motors (80,1%). Она также владеет крупными пакетами акций АвтоВАЗа (25% + 1 акция) и Nissan (40%). В России ей принадлежит 94,1% завода Автофрамос, где выпускаются автомобили Logan.
С конца 1999 г. существует неформальный альянс Renault – Nissan – компании вошли в капитал друг друга, и менеджерская команда французов способствовала выводу японской компании из кризиса. В настоящее время обеими компаниями руководит Карлос Гон. По итогам 2008 г. по количеству проданных машин альянс занял четвертое место в мире (после Toyota, General Motors и Volkswagen)

Залишити відповідь