Site icon Companion UA

Федор Бондарчук

Очень уверенный в себе, очень публичный человек с внешностью обаятельного бандита прежде всего поражает своей бьющей через край энергией (о таких говорят: от него можно батарейки заряжать). Надо сказать, что своим внешним и внутренним содержанием он гордится, потому что досталось это ему отнюдь не на блюдечке с голубой каемочкой: «То, как я выгляжу, что говорю и какое произвожу впечатление – результат большой ежедневной, ежечасной работы над собой. Мне надо было очень хорошо потрудиться, чтобы иметь право представляться не Бондарчук-младший, а просто – Федор Бондарчук».

Многопрофильный профессионал, добившийся успехов в разных сферах бизнеса, Федор Сергеевич вкратце рассказал «&» о некоторых своих жестких установках, которые помогают все успевать и в бизнесе, и в творчестве, и в жизни, упомянув при этом, что он не успел еще сделать даже 20% из намеченного.

Первопроходец
В глубине души он считает себя исследователем, любит экспериментировать и открывать новые, ранее недоступные горизонты, поэтому и основал в начале 1990-х первую частную студию в Москве по производству видеоклипов и рекламных роликов. Он был одним из организаторов первого российского фестиваля киновидеоклипов «Поколение», на котором получил первый приз «Золотое яблоко» за режиссуру клипа «Посмотри в глаза» с Натальей Ветлицкой. Позже, став признанным клипмейкером, Бондарчук неожиданно для всех врывается в большой кинематограф. Не каждому новичку дадут на дебют $9 млн., а ему доверили, и он это доверие оправдал: «Мы «9 ротой» открыли большие бюджеты и «Обитаемым островом» закрыли. Сейчас никто тридцатимиллионных бюджетов уже долго не увидит. Я и за «Обитаемый остров» взялся отчасти потому, что понял его абсолютно неподъемную задачу. Меня всегда как магнитом притягивают неосуществимые, масштабные проекты. Или нечто новое для меня, чего я еще никогда не делал. Мне нельзя говорить «нельзя», я сразу начинаю думать, как это можно сделать. Такой проект – серьезный вызов режиссеру, и я этот вызов принял. Очень сложно было сочетать философию Стругацких со спецэффектами. Я своей работой доволен, потому что больше ценю сам процесс. Одиннадцать месяцев киноэкспедиции воспринимаю как увлекательное путешествие и самый лучший период своей жизни. К тому же я себе там необычную роль присмотрел, никогда еще не играл такого персонажа: человек власти, сибарит, эстет. По-моему, это лучшая моя роль в кино за последний пе­риод. Для меня окунуться во что-то новое, получить новый опыт очень важно. Когда-то на спор с Охлобыстиным я стал телеведущим, попав в абсолютно незнакомую атмосферу. И получилось! Наверное, такой характер: новые ощущения дают новую энергию, и все получается. Если бы мог, прожил бы много разных жизней. Темп пока сбавлять не собираюсь».

Прагматик
Федор ни минуты не сомневается в том, что во всем должна присутствовать известная доля прагматизма: «Прагматичный взгляд на вещи еще никогда никому не повредил. Можно сказать, что и профессию я выбрал в какой-то мере из прагматических соображений. Ведь что получилось? Когда я окончил ВГИК, в стране снимали два фильма в год, отца на V съезде кинематографистов хотели просто уничтожить. Мне надо было содержать семью, помогать сестре и маме. Многие считали, что я ушел в рекламу только деньги зашибать, воспринимали клипы как что-то недостойное. А мы ведь работали с новейшими технологиями, осваивали новые техники монтажа, экспериментировали. В кино тогда было неинтересно и примитивно. Нам со Степаном Михалковым хотелось взяться за большое кино, и состоятельные клиенты давали на это деньги. Но мне надо было дождаться своей темы, а не снимать непонятно что. Я и сейчас отношусь к рекламе и клипам как к бизнесу. О каком самовыражении может идти речь, если надо правильно представить продукт, который тебе не принадлежит? Здесь требуется профессионализм и холодное сердце. Самовыражаться я могу в кино, причем даже бесплатно, поскольку зарабатываю на жизнь другими бизнесами. Но как продюсер не стану вкладывать в проект свои деньги, потому что это неправильно. Я смогу эти деньги найти и отвечать за их правильное использование».

Сентиментальный мачо
Бондарчук не стесняется того, что может заплакать на просмотре таких фильмов, как, например, «Перл-Харбор». Считает себя душевным ресторатором, потому что в ресторанный бизнес ввязался не только по причине его прибыльности, но и для успокоения души. Еще любит копать грядки возле загородного дома, исходя из той же мотивации: «Если бы не режиссура, стал бы успешным поваром и получал бы от этого не меньшее удовольствие. Для меня смысл жизни в самой жизни. Это сейчас у меня чисто ресторанный бизнес, а раньше мы с друзьями первыми открыли в Москве ночной клуб «Галерея Арт Пикчерз», потом сделали дискотеку и ночной клуб «Булгаков», казино «Инфант». Я давно этим бизнесом занимаюсь – поэкспериментировал вовсю. Сейчас решил от ночной жизни отойти. Мне приятно пригласить в наш ресторан друзей и угостить их чем-то очень вкусным. Однако все-таки я себя таким уж сентиментальным человеком не считаю; бываю слишком добрым, но вовремя останавливаюсь – надо быть жестче. Просто я стараюсь в своих проектах нести позитив. Любой хороший фильм должен сделать человека чуть-чуть лучше, иначе зачем его снимать? Может, я утопист, но искренне верю в то, что отдельно взятый человек в состоянии внести свою лепту в изменение мира к лучшему. Для меня главное – видеть глаза людей, которые выходят после просмотра моего фильма, и быть уверенным в том, что хоть на минуту они задумались о смысле своей жизни».

Наверное, из позитивно-ностальгически-сентиментальных соображений Федор Бондарчук и решил взяться за проект «Евгений Онегин». И опять-таки, новое направление – с классикой серьезно он еще не работал.







Острова его обитания

Актер: снялся в фильмах «Сталинград», «Арбитр», «Бесы», «Ангелы смерти», «Кризис среднего возраста», «Остановка», «Восемь с половиной долларов», «Витрина», «Даун Хаус», «Мужская работа», «В движении», «9 рота», «Обитаемый остров».
Режиссер: «9 рота» в 2005 г. стал самым кассовым фильмом года; награжден тремя премиями «Ника» и четырьмя премиями «Золотой орел». «Обитаемый остров» с бюджетом $30 млн.
Клипмейкер – в 1991 г. основал первую частную студию Art Pictures Group, снял сотни клипов.
Продюсер: «В движении» Филиппа Янковского (премия «Ника» в категории «Открытие года», премия «Золотой орел» в номинации «Лучший монтаж»); «Гололед» Михаила Брашинского; «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева; «Жара» Резо Гигинеишвили.
Телеведущий: ведущий телепрограмм «Кресло», «Кино в деталях», «Ты – супермодель» на СТС.
Педагог: в Государственном университете управления читает лекции на факультете продюсирования и менеджмента в музыкальной индустрии.
Ресторатор: совладелец ресторанов «Vaниль», «Вертинский», Bistrot.
Кинопрокатчик: в ближайших планах создать в России новую сеть кинотеатров «Кино Сити» совместно с «Криверк синема».







Штрихи к портрету

«Федор Сергеевич Бондарчук оскорблен. Его оболгали. Ему приписали слова, которых он не говорил.
Он не говорил «мы катимся в жопу» (на презентации фильма «Обитаемый остров». – Прим. ред.). Он не ассоциировал нынешнюю российскую власть с башнями из повести братьев Стругацких. Он про кино говорил, а про Россию не говорил. А когда говорил про тоталитаризм, то вообще имел в виду Америку: «Они там изолгались вконец на Каспаров.ru».
Бедный, бедный оклеветанный Федор Сергеевич, борец с американским тоталитаризмом…
Однако ж, помимо всего этого пара из ноздрей, имеется в легком доступе стенограмма злосчастной пресс-конференции, и не на Каспаров.ru, а на сайте «Энциклопедия кинематографа», которому что Каспаров, что Капабланка…
А у «изолгавшихся» журналистов имеется аудиозапись, и нет в той аудиозаписи ни слова про американский тоталитаризм, а есть русским языком, голосом Федора Бондарчука в ответ на прямой вопрос: «Что вы ассоциируете с этими башнями у нас в стране?», после небольшого раздумья произнесенное:
– Да мы катимся в жопу… Газет нет, радио нет. Есть только Интернет. Вот когда был Ельцин, то люди бежали смотреть телевизор с реальными и откровенными передачами. А сейчас заголовки газет начали напоминать времена с пропагандой. Альтернатив не видно – это пугает. Я могу долго говорить, но потом у меня будут проблемы…
Проблемы будут, Федор. Но совсем не те, которые заставили вас свернуть свое бесстрашное, но, по всей видимости, нежданное для вас самого критическое выступление.
Проблемы будут с репутацией. Они уже есть, а вокруг этого случая могут кристаллизоваться. А репутация – штука почти неизменяемая. Когда этот гипс застывает, ничего сделать уже нельзя. И на выходе получается, допустим, папа Иоанн Павел… Или, допустим, Иосиф Кобзон.
Вы меня понимаете.
Не стоит требовать от человека многого. Он сотворен из куска праха, он набит смертными грехами и плохо пахнет без дезодоранта. Есть, однако же, некоторый минимум.
Для мужчины это – способность отвечать за свои слова.
Слова могут быть самыми разными. Мужчина может быть либералом, консерватором, коммунистом, мазохистом, кальвинистом… Он может быть даже членом партии «Единая Россия», хотя это и очень противно.
Но он не должен с бегающими глазками прятаться от встречи с собственными словами, сказанными накануне. И чужие смеяться будут, и свои отвернутся.
Вы уж как-нибудь определитесь с гражданской позицией, Федор Сергеевич. Либо братья Стругацкие, либо невидимые Отцы, ладно?»

Виктор Шендерович, «Ежедневный журнал», 17.04.2009

Exit mobile version