Скульптор Бранкузи говорил, что в сфере прекрасного объяснения не нужны. Поскольку современное искусство не очень интересуется прекрасным, разговор с художниками об этом почти всегда полезен.
Посещение выставки современного искусства не будет выглядеть тратой времени, если применить к нему такое понятие, как «культурный капитал». В начале 1970-х это энергичное словосочетание ввел в обиход французский социолог и философ Пьер Бурдье. В области искусства культурный капитал обозначает знания, обеспечивающие возможность понимать и оценивать различные виды культурных продуктов. Бурдье объяснил, что восприятие произведения – это своего рода дешифровка кодов, которые автор использовал для трансляции своей идеи. Следовательно, чем шире ваш набор «ключей», тем большими возможностями для понимания вы обладаете.
Многие из тех, кто придут на недавно открывшуюся выставку 20 номинантов премии PinchukArtCentre Prize, могут почувствовать себя как пролетарий в бутике – красиво, интересно, но вынести что-то, кроме легкого раздражения, вряд ли получится. Учитывая нехватку в стране культурного капитала, молодые украинские художники пришли на помощь зрителю в дешифровке своих посланий.
Иван Чубуков (Мюнхен):
Алексей Хорошко (Львов):
Артем Волокитин (Харьков):
Только над двумя этими картинами я работал восемь месяцев без параллельных проектов. Это очень долго. Я занимался, занимался, занимался… Это было каким-то помрачением. Я специально писал на лаке, чтобы передать мельчайшие черты организма. Сплавление слоев лака и дает такой фотореалистический эффект. На самом деле это очень вредная техника, и я больше не собираюсь так писать, потому что, когда закончил эту работу, мне пришлось заняться своим здоровьем.
– Если начинать издалека, то мне пришлось довольно долго, лет десять, «тарабанить» в офисе, совмещая обычную работу с художественными практиками. Работать в конторе было противно. Как по мне, это очень непродуктивная среда, порождающая неестественные и странные отношения. Но как художнику мне было интересно не критиковать корпоративную культуру, а зафиксировать совокупность эстетических явлений – производных от этого уникального образа жизни. Для создания работ я использовал программу Excel, с помощью которой составляются сметы, годовые отчеты. Текст, размер, цвет, графики, объекты и проч. – в Excel есть масса возможностей, которые обычному пользователю не нужны. Но их можно комбинировать, получая различные фотореалистичные изображения. Конечно, это похоже на маразм, но я останавливаюсь в шаге от маразма.
– Я не собираюсь бежать от своего опыта, делая вид, что очень быстро стану западным художником. Мои работы можно назвать постсоветскими. На первый взгляд они могут показаться официальной пропагандой. Но если присмотреться, то можно увидеть, что они подрывают ту самую пропаганду в культуре, которая имеет место сегодня. Социалистический реализм плавно перешел в националистический. Полотна с казаками, изображающие безоблачное прошлое, картины счастливого будущего – все это также отличается от реальной жизни. В связи с этим важными темами для меня стали строительство и спорт. Моржевание – одно из самых экстремальных, по моему мнению, увлечений. Но герои здесь не атлеты с красивыми телами, на которые можно нацепить рекламу, а люди, встречающиеся нам каждый день. В этом объединении героизма и обыденной формы возникает подрыв пафоса, пропагандируемый официальной культурой.
Никита Кадан (Киев):
Как известно, суть капитала состоит в его способности нечто производить. Экономический капитал генерирует прибыль. Культурный капитал, приложенный к произведению искусства, создает для своего владельца качественное время. Чтобы приступить к инвестициям, остается лишь решить вопрос, насколько ценны для вас идеи художников, на дешифровку которых будут затрачены время и усилия.