Стали известны результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших в результате теракта 27 ноября пассажиров "Невского экспресса". Эксперты полагают, что людей убил не взрыв, а оторвавшиеся от пола в результате схода состава с рельсов и разлетевшиеся по вагонам кресла, на которых они сидели. Поезд, как установили эксперты, был укомплектован комфортабельными, но непрочными алюминиевыми креслами немецкого производства. Аналогичные изделия российских производителей могли бы устоять, о чем свидетельствует предыдущая авария "Невского экспресса", в которой обошлось без жертв, пишет газета «Коммерсантъ».
"Войдя в вагон через двери заднего тамбура и посветив фонарями внутрь, мы сначала не поняли, куда вообще попали,– рассказал изданию один из жителей поселка Лыкошино, прибежавший к месту катастрофы одним из первых.– Вагон, не считая трех сдвоенных кресел у самой двери, был пустой, как комната перед ремонтом. Только приглядевшись, мы увидели, что вся его внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотноспрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из нее в первую очередь тех, кто еще стонал".
Версию о гибели пассажиров из-за оторвавшихся кресел, изложенную добровольным спасателем, косвенно подтвердил и заместитель начальника Тверского областного бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Александр Романов, объяснивший, что "причинами смерти пассажиров были механические травмы, полученные от ударного воздействия, сильного сдавливания тел между тупыми твердыми предметами, а также трения о них". "Следов воздействия огня на исследованные трупы не обнаружено",– добавил эксперт.
Пытаясь разобраться в техническом аспекте катастрофы, "Ъ" выяснил, что все вагоны для "Невского экспресса" выпускаются ОАО "Тверской вагоностроительный завод". При этом пассажирские кресла завод только монтирует в вагоны, покупая их у сторонних производителей по своему усмотрению. Одним из производителей кресел является Долгопрудненское научно-производственное предприятие в Московской области. Кресла этого предприятия, какас которых сделан из тяжелой и прочной стальной трубы, были установлены в «Невском экспрессе», подорванном в августе 2007 года и все они устояли на своих местах.Кресла же другого производителя имеют легкую основу из алюминия и пластика. Она и не выдержала специфических перегрузок, возникших в результате крушения.
В ОАО "Тверской вагоностроительный завод" обсуждать технические аспекты катастрофы вчера не были готовы. Между тем вчера Северо-Западное управление внутренних дел на транспорте распространило четыре фоторобота предполагаемых участников теракта на железной дороге. Из них только двое походили на уроженцев Кавказа, а третья вообще оказалась женщиной. Следствие не исключает, что действовало несколько групп террористов. Уже установлено, что, закладывая бомбу под полотно, они, чтобы не вызвать подозрений, переодевались в форму монтеров-железнодорожников.
Экспертиза по второму взрыву еще не закончена, однако некоторые эксперты уже выдвинули предположение, что следственную группу подорвали выстрелом от подствольного гранатомета, переделанным в ручную гранату, так называемую хаттабку. В действие она приводилась сигналом с мобильного телефона.