Vodafone Group, крупнейший мобильный оператор в мире, почти разочаровался в развивающихся рынках. Так, в мае 2007 г. британцы заплатили $11,2 млрд. за 67% индийской компании, ныне именуемой Vodafone Essar. Рынок мобильной связи в этой стране является вторым по величине в мире после китайского, так что Vodafone Essar рассматривалась как ключевой элемент амбициозной экспансии оператора в новые экономики с целью возместить потерю выручки в Западной Европе. Некоторые показатели вызывают оптимизм: сегодня Vodafone является номером три в Индии и за месяц наращивает абонентскую базу примерно на 2 млн. человек – больше, чем на остальных своих рынках вместе взятых. Однако в финансовом плане надежды оказались напрасными: за последние два года индийское подразделение понесло $64 млн. убытков при выручке в $10 млрд. Причиной стала жесткая ценовая война между десятком местных операторов. В итоге тарифы на мобильную связь в стране оказались одними из самых низких в мире (менее 2 центов за минуту). Апогея война достигла в октябре 2009-го, когда Vodafone Essar пришлось еще на 50% снизить цены и перейти с поминутной на посекундную тарификацию. И это тогда, когда затраты продолжают расти. Большинство новых потенциальных абонентов проживают в отдаленных сельских регионах, покрытие которых является весьма дорогостоящим делом. К тому же фермеры мало пользуются телефоном. Все это привело к тому, что за два года показатель ARPU в Индии снизился c $8,79 до 5,3.
Примечательно, что глобальная операционная прибыль Vodafone растет – в апреле-сентябре 2009 г. она удвоилась, достигнув $8,1 млрд. Но неприбыльные операции на новых рынках тянут маржу вниз. За тот же период турецкое подразделение потеряло $118 млн., а катарское по итогам текущего финансового года (завершится в марте 2010-го) должно сообщить о $55 млн. убытков. «Развивающиеся рынки больше не могут компенсировать ваши домашние проблемы. Там слишком высокая конкуренция, чтобы рассчитывать на беззаботный рост», – резюмируют в лондонской консалтинговой фирме Ovum.
Без категорії