Важно не изменить правилам, ставшим актуальными в общении с инвесторами во время кризиса.
Леонид Соловьев, глава представительства компании FD в России и странах СНГ
Интерес инвесторов к Украине, как и в целом к развивающимся рынкам, вернулся, и вернулся гораздо быстрее, чем ожидалось. Истерия уже прошла, хотя скептические настроения в отношении происходящего все еще сохраняются. Тем не менее этот факт не стал препятствием для двух украинских агрохолдингов, которые в октябре-ноябре успешно привлекли финансирование путем частных размещений акций.
Инвесторы в настоящее время очень скептически относятся к восточноевропейскому рынку. Таковы результаты недавно проведенного опроса порядка 150 институциональных инвесторов из разных стран. В отношении Украины больше всего инвесторы боятся политической нестабильности и ожидают изменений, которые должны произойти в связи с президентскими выборами. Они очень насторожены, и любая негативная новость или слух могут посеять среди них панику.
Кто хранит верность Украине
Интерес к Украине в значительной мере сегодня поддерживается за счет инвесторов, традиционно вкладывающих в развивающиеся рынки Восточной Европы. В качестве примера можно назвать скандинавских инвесторов, которые всегда делали вложения в рынки СНГ и не прекратили этот процесс во время кризиса. Еще одним немаловажным источником инвестиций для Украины являются российские инвесторы. Многие говорят о том, что в России сейчас хватает своих проблем, но на самом деле свободной ликвидности на рынке достаточно много, и, я думаю, как только мы узнаем, кто станет следующим президентом Украины, эти деньги пойдут в страну.
Привлекательными для инвестиций в Украину сегодня являются прежде всего потребительский и аграрный сектора. Если за девять месяцев 2009 г. падение промышленного производства в Украине составило 28,4%, то производство продуктов питания сократилось всего на 6,6%, а аграрный сектор вырос на 3,3%, поэтому от инвестиций в сельское хозяйство инвесторов не удерживает даже тот факт, что в стране пока нет частной собственности на землю.
Точки убеждения
Оценивая финансовое состояние компании, инвесторы особое внимание обращают на уровень долговой нагрузки, как и в разгар кризиса следя за тем, чтобы он не был слишком высоким. У компании должен быть стабильный операционный денежный поток. Она обязана доказать, что даже в условиях падающего рынка умеет зарабатывать.
Инвесторы хотят знать, куда движется компания. Стратегия может быть любой, главное — убедить инвестора в том, что этот единственно правильный путь. Важно, чтобы в стратегии компании рассматривались различные сценарии развития ситуации в разных макроэкономических условиях, были четко прописаны возможные риски и то, как компания будет с ними справляться. При этом достоверность представленной информации не должна вызывать сомнений. Что сейчас не продается, так это ссылки на предыдущий период, мол, мы сможем это сделать, потому что делали это год назад. Сегодня убеждать инвесторов подобной формулировкой не стоит — рынки сейчас не такие, как год назад.
Если инвестор не является основным акционером компании, чтобы он был уверенным в соблюдении своих прав, необходимо наличие в компании совета директоров с двумя независимыми членами, комитетов по награждениям и назначениям.
Финансовая отчетность компании должна быть аудирована по международным стандартам и раскрываться не реже двух раз в год.
Здоровый скептицизм
От компаний, которые уже стали или готовятся стать публичными, инвесторы хотят получить результаты операционной деятельности, в том числе и в натуральных показателях. Они желают знать гораздо больше о том, как выглядит долговой портфель компании, о средней стоимости долга, структуре долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также о том, как компания собирается рефинансировать краткосрочные обязательства. Если, к примеру, основной объем выручки компании, работающей в Украине, генерируется в местной валюте и основная часть операционных затрат также формируется в гривне, а долговой портфель при этом валютный, то инвесторов будет интересовать, при каком граничном курсе гривни к доллару компания все еще сможет выполнять свои обязательства либо как она будет генерировать валютную выручку для того, чтобы обслуживать существующий долг.
Инвесторы ждут сообщений от менеджмента о том, как компания будет развиваться в следующих периодах. Им важно знать, что будет происходить с ее запланированными капитальными вложениями сейчас. Если год назад организация заявила о том, что ее CAPEX составит такую-то сумму и пойдет на такие-то проекты, то сейчас инвесторы хотят знать, как изменились планы.
Вместе с тем, говоря об операционной деятельности, финансовой отчетности и стратегии компании, нельзя забывать о том, что деньги дают конкретным управленцам, возглавляющим бизнес, под их репутацию, под то, что они смогли провести организацию через кризис и выполнили обещания.
Прямой контакт
По сравнению с концом 2008 — началом 2009 г. в коммуникациях с инвесторами сегодня мало что изменилось. Основной принцип коммуникаций — компания должна быть максимально открыта перед своими инвесторами. Важно не изменить правилам, ставшим актуальными во время кризиса, и, в частности, не прекратить подавать в публичной отчетности информацию о будущих периодах. Правда, если до кризиса можно было делать довольно четкие предположения, прогнозировать, к примеру, достаточно точные данные EBIDTA по итогам года, то сейчас приходится давать определенный диапазон, в котором могут находиться искомые значения, или несколько сценариев развития событий.
Если компания в условиях кризиса начала раскрывать отчетность поквартально, то теперь, когда ей кажется, что все уже позади, не надо переходить обратно на полугодовую отчетность. Если вы начали детально раскрывать состояние долгового портфеля, не надо прекращать делать это сейчас. Это основной принцип построения отношений с инвесторами для публичных компаний: если вы что-то начали делать, то должны быть готовы продолжать это делать и в будущем или обосновать свой отказ.
Рейтинговые аналитики за время кризиса сильно себя дискредитировали. То же можно сказать и об инвестиционных аналитиках — ни один из них не смог предсказать будущие тенденции. Но компания должна продолжать общаться и с теми, и с другими, делая еще больший упор на работе с инвесторами.
Нужно поддерживать постоянный прямой контакт с основными инвесторами. Конечно, во многом за коммуникации должен отвечать IR-департамент, но одного этого мало. Если компания стала публичной, привлекает финансовые или стратегические инвестиции, ее генеральный директор или президент должны вкладывать до 10% своего времени во взаимоотношения с инвесторами. Для финансового директора эта цифра еще выше — 20-25%.
Игра в одни ворота
Украинским компаниям я хочу посоветовать, во-первых, чтобы с инвесторами были коммуникации. Не хочу называть конкретные имена, но многие компании ушли в тень и совсем забыли о том, что у них есть обязанности поддерживать коммуникации с инвесторами.
Во-вторых, коммуникации должны быть последовательными. Компании необходимо иметь хорошо структурированный годовой план IR-деятельности, включающий в себя требуемые правилами биржи обязательные раскрытия информации, в листинг которой включены ценные бумаги. Кроме того, на обязательные коммуникации, как мясо на скелет, должны наслаиваться другие инструменты работы с инвесторами — road-show, конференц-звонки, посвященные публикациям информации, распространение пресс-релизов по базе инвесторов, дни аналитиков, дни инвесторов, участие менеджмента в конференциях инвестиционных банкиров.
И третий совет: коммуникации компании не должны быть однонаправленными. Очень важно иметь обратную связь с рынка и четко понимать, что о вас думают инвесторы, в том числе и для того, чтобы соответствующим образом скорректировать стратегию развития бизнеса. Для этого хотя бы раз в год необходимо проводить масштабные исследования отношения инвесторов. Правда, объективную обратную связь бывает сложно, а иногда даже невозможно получить. Это объясняется неспособностью компаний тратить огромный временной ресурс на эти цели. К тому же на прямой вопрос о том, что инвестор думает о компании, не всегда можно получить откровенный ответ.
Мнение практиков
Борьбу за инвестиции, которые постепенно начнут приходить в Украину в 2010 г., выиграют компании с прозрачной структурой
Николай Стеценко, управляющий партнер юридической фирмы «Авеллум Партнерс»:
— В период рецессии в силу сложности поиска новых внешних источников финансирования большинство украинских компаний практически исчерпали свои финансовые резервы и многие из них оказались на грани выживания. В конце 2009 г., когда вопрос необходимости дополнительного привлечения капитала стал как никогда актуальным, инвесторы снова начинают воспринимать Украину как перспективное направление для инвестиций, которые, по мнению экспертов, могут появиться уже в первом полугодии 2010 г., в частности, в аграрном, FMCG и промышленном секторах. Хотя у нас кризис продолжается, в мировом бизнесе наблюдается оживление, возобновились кредитование и инвестирование. Уже было осуществлено довольно значительное количество дополнительных эмиссий и на подходе несколько первичных размещений (IPO) из Западной и Восточной Европы. Кроме того, в России намечается оживление.
Учитывая такие тенденции, инвесторы неизбежно будут обращать свое внимание на развивающиеся страны, в том числе на Украину, так как доходность вложенных инвестиций в таких странах выше. В среднесрочной перспективе Украина остается для иностранных инвесторов привлекательной, так как у нас большой неудовлетворенный спрос во многих отраслях. Помимо этого, стоимость украинских активов в докризисное время была существенно завышенной, а кризис привел ее в соответствие с реалиями. Однако в ближайший год инвестиции не будут масштабными, а те инвесторы, которые придут в Украину, станут более скрупулезно, чем в докризисное время, выбирать компании для финансовых вливаний.
Один из главных факторов, на который начнут обращать внимание инвесторы при выборе компании, — прозрачная и понятная корпоративная структура. Это касается как акционерного, так и долгового капитала. Сегодня консолидированность структуры компании является важным фактором не только для западных инвесторов. Наученные кризисом украинские инвесторы также больше не будут покупать «кота в мешке». По моим наблюдениям, у многих украинских компаний структура разрознена, и существует несколько формальных собственников, которые отвечают за отдельные направления и не имеют вертикального контроля над организацией в целом. Инвесторов пугает то, что структуры компаний очень запутаны и нередко напоминают средневековый город, в котором улицы развивались сами по себе. Зачастую организации имеют обновленные нежизнеспособные или однобокие структуры. Например, такие, в которых учтены налоговые вопросы, но не покрыты юридические и управленческие аспекты.
Могу предположить, что компании, своевременно упорядочившие свои активы и финансовую отчетность, очистившие структуру от проблемных активов, станут более привлекательными для западных инвесторов (как частных, так и публичных) и смогут успешно конкурировать за инвестиции, которые постепенно начнут приходить в Украину в следующем году. Волна M&A, которую многие эксперты ожидают в 2010 г., будет невозможна без проведения корпоративной реструктуризации. Пока структура компании не консолидирована, двери инвестициям для нее будут закрыты.
Необходимость в привлечении иностранных инвестиций подтолкнет украинские компании к легализации своей структуры и активной деятельности. Здесь надо соотносить, с одной стороны, желание сэкономить на украинских налогах, что привело к дальнейшей тенизации экономики, а с другой — желание получить доступ к более дешевым финансовым ресурсам иностранных инвесторов. Рано или поздно средние и крупные украинские компании пойдут по второму пути, и чем раньше они к этому будут готовы, тем лучше. Надо учитывать два аспекта. Во-первых, прозрачная и легитимная структура не означает увеличения налогового бремени — все зависит от выбранной структуры и умелого использования законных инструментов. Во-вторых, украинские бизнесмены часто забывают о том, что иностранные инвесторы оценивают компании преимущественно по показателю EBIDTA (доход до выплаты процентов, амортизации и налогов). Соответственно те компании, которые хотят привлечь иностранного инвестора как мажоритарного или миноритарного акционера, должны думать не о снижении налогов, а о привлекательности и прозрачности структуры бизнеса.
Кроме того, сегодня на украинском рынке появляется еще одна категория учреждений, которые заинтересованы в прозрачности бизнеса компаний и будут требовать их корпоративной реструктуризации. Это банки, в том числе украинские. Если в докризисное время банки зачастую мало интересовались структурой компаний, которые они кредитовали, то с возобновлением кредитования в украинской экономике, приняв во внимание свои просчеты в докризисное время, будут вынуждены кардинально изменить свои подходы. По нашим экспертным оценкам, они будут в первую очередь требовать от корпоративных заемщиков консолидированной структуры, в которой можно четко увидеть собственника и бенефициара и в которой не будет каналов для бесконтрольного вывода капитала.
Украинские компании в первую очередь будут привлекать акционерный капитал
Питер Ванхекке, генеральный директор «Ренессанс Капитал Украина»:
— До выборов президента украинским компаниям практически нереально привлечь финансирование на мировых рынках капитала — инвесторы любят определенность. Правда, сегодня возможность привлечения ресурсов зависит не только от итогов выборов, но и от ситуации на мировых рынках. В июле 2009 года рынки открылись — начали осуществляться сделки. Проблема в том, что в очереди за капиталом Украина далеко не первая. Ее экономика сильнее других развивающихся стран пострадала от кризиса. Но если тенденция, начатая на рынке капитала в июле-августе, сохранится, то рано или поздно очередь дойдет и до Украины. Несмотря на состояние экономики, она остается привлекательной страной для инвесторов.
Первыми смогут привлечь финансирование только компании — лидеры в своих секторах. Инвесторам будут интересны предприятия из агросектора, производства потребительских товаров, розничной торговли (продуктовой и непродуктовой), переработки. Секторам, которые больше других пострадали от кризиса, необходимо больше времени для восстановления, поэтому им будет сложнее других привлечь финансирование.
После кризиса инвесторы станут более осторожными и переборчивыми. До кризиса они инвестировали в украинские и российские компании не глядя, очень смело, сейчас же начнут уделять огромное внимание качеству менеджмента и управления активами. Причем качеству управления будет уделяться даже больше внимания, чем финансовым показателям. Но, скорее всего, такой подход сохранится только первое время. Через несколько лет о кризисе позабудут, и инвесторы начнут вести себя, как прежде. А сегодня выиграют те из них, которые придут на рынок первыми и купят лидеров. Остальные придут позже, и им придется покупать менее привлекательные компании по более высокой цене. Поэтому начало следующего года — это время принимать решения по инвестированию в Украину, которые могут принести наибольшую отдачу.
По моему мнению, украинские компании в первую очередь станут ориентироваться на привлечение акционерного капитала. Долговое финансирование поначалу будет пользоваться меньшим спросом, так как его стоимость для украинских компаний окажется на порядок выше, чем до кризиса.
&.Ф