Китай, который многие годы уступал Западу своих ученых и исследователей, теперь пытается развернуть процесс «утечки мозгов» в обратном направлении. Так, в новой школе биологических наук при пекинском университете Циньхуа только устанавливается оборудование, а коридоры уже увешаны плакатами, возвещающими о переходе сюда преподавателей из Гарварда, Стэнфорда и других элитных зарубежных вузов. По словам бывшего профессора Принстонского университета Дина Ши, миссия новой школы – создать исследовательский центр мирового уровня для решения «основных загадок биологии».
Еще одной приманкой для репатриантов является шанс создавать научные программы с нуля. Ши признается, что зарабатывает меньше, чем в Принстоне, однако в Циньхуа он создал биологическую программу для 1,5 тыс. студентов и переманил 22 ученых из США и Европы.
Хотя есть и сдерживающие факторы. Так, для профессора электротехники Джимми Чжи из американского университета Карнеги-Меллона, обещания $140 тыс. годовой зарплаты, бесплатное жилье и более $1 млн. на открытие лаборатории в Китае выглядели заманчиво. Но он остался в Штатах, полагая, что «исследовательская среда в КНР не созрела для того, чтобы порождать реальные инновации».
Репатрианты пытаются изменить сложившуюся ситуацию. Так, новая учебная программа в Циньхуа будет уделять больше внимания решению практических проблем, нежели зубрежке. Страна вскоре научится превращать теоретические знания в высокотехнологичные продукты, уверяет Ши.