GM шокировал всех

General Motors буквально ошеломил автопром. Совет директоров концерна отправил в отставку СЕО Фрица Хендерсона, который пришел на смену Рику Вагонеру, чья кандидатура не устраивала правительство США, и проработал на своем посту всего восемь месяцев. Вакантную должность временно будет замещать председатель Эд Уитэкер, всю жизнь занимавшийся телекоммуникациями и присоединившийся к GM не далее как в июле.

Теперь главный вопрос, который обсуждают эксперты, – насколько справедливой была эта отставка. В апреле Хендерсону досталась гигантская компания с непопулярным модельным рядом и $31 млрд. убытков, $30 млрд. правительственных долгов, вынужденная про­йти через 40-дневную процедуру банкротства и тотальную реорганизацию. У нового СЕО было всего несколько месяцев, чтобы доказать новому совету директоров, назначенному Минфином, что он подходящий человек. Однако для них Хендерсон не был своим. Фриц – ветеран GM с 25-летним стажем, тогда как многие новоназначенные директора имели об авторынке лишь смутное представление. Сам Уитэкер признавался: «Я ничего не знаю об автомобилях, но бизнес есть бизнес». Как полагают в исследовательской фирме CSM Worldwide, «правлению не было смысла поддерживать СЕО по одной простой причине – не они его избрали».

Хендерсон работал спокойно и уверенно: стабилизировал долю рынка, снизил потери, замедлил стремительное падение продаж, запустил агрессивную маркетинговую кампанию. По словам одного из сотрудников GM, за эти месяцы компания превысила все целевые показатели реорганизации, одобренные Минфином. Но для Уитэкера все происходило недостаточно быстро – он желал видеть не поступательный прогресс, а ошеломляющие новости (вроде квартальной прибыли в $1,1 млрд., которую недавно получил Ford).

А затем была неудачная распродажа активов. Шведская Koenigsegg в последний момент отказалась покупать Saab, а консорциуму Magna и Сбербанка в последний момент отказали в покупке Opel. Источники в GM утверждают, что Хендерсон хотел избавиться от проблемного немецкого актива, который только отвлекал материнский концерн от укрепления позиций на рынке США. Однако правление не желало «терять» Европу и потому сохранило Opel, что всерьез подорвало авторитет СЕО.

В итоге совет директоров решил, что им просто нужен кто-то другой – тот, кто не будет ассоциироваться с прошлыми проблемами GM, а придет со стороны и возродит компанию (как это сделал Алан Малалли, перешедший в Ford из Boeing). Однако найти добровольца будет непросто в ситуации, когда персонал компании деморализован, а премиальные для топов урезаны правительством, контролирующим 60% GM.

Залишити відповідь