На конференции по вопросам изменения климата в Копенгагене растет число сторонников введения международного налога на морские и авиационные перевозки, преимущественно за счет представителей развитых стран, сообщает газета The Daily Telegraph со ссылкой на источники, близкие к представителям ЕС.
План предполагает введение налога на бункерное и авиационное топливо, продукты горения которого составляют 5% общемирового объема углеродистых выбросов. Если соглашение о налоге будет достигнуто, собранные средства будут направлены в фонд помощи в борьбе с изменениями климата, который призван помочь беднейшим странам мира в финансировании проектов по сокращению углеродистых выбросов. В настоящее время обсуждаемый объем средств фонда составляет 100 млн. фунтов стерлингов.
Издание отмечает, что правительство Великобритании склоняется к концепции учреждения глобальной системы торговли эмиссионными квотами и считает этот способ решения проблемы загрязнения атмосферы грузовым транспортом более предпочтительным, нежели введение налога на топливо.
Развивающиеся страны обеспокоены тем, что введение подобного налога негативно скажется на конкурентоспособности их отраслей хозяйства. Однако после того, как была предложена идея пополнить за счет собранных средств фонд содействия борьбе с климатическими изменениями, критики нового налога смягчили тон.
Если авиакомпании готовы к дополнительным расходам по использованию топлива (к 2012 году ведущие авиакомпании готовятся вступить в Европейскую торговую программу по сокращению выбросов углекислого газа), то пароходные компании подобных инициатив не ожидали. Очевидно, что в случае принятия соглашения о налоге Международная морская организация, подразделение ООН по содействию торговому пароходству, должна будет выработать механизм сбора средств с морских перевозчиков.
Аналитики сомневаются в том, что новый режим торговли топливом возможно внедрить в современную торговую практику без особых сложностей. Поставщики бункерного топлива функционируют в различных частях мира и не подпадают под единую систему регулирования.