Проблески оптимизма стимулируют украинцев возобновлять сотрудничество с банками.
Обиды забываются
Данные исследования обнадеживают: наши соотечественники стали более лояльными к финансовым учреждениям, что вылилось в готовность возобновить сотрудничество с банками. Почти 4% респондентов полагают, что данный момент достаточно хорош для того, чтобы доверить банку свои деньги. Значение этого показателя за последние полгода, когда оно составляло всего 1,7%, существенно выросло. На фоне роста привлекательности депозитов 4,2% респондентов считают, что время для получения кредита также уже наступило. В I квартале текущего года таких смельчаков было в два раза меньше – всего 2%.
Еще более оптимистичными оказались результаты замера намерений украинцев пользоваться банковскими услугами: в желании воспользоваться платежными картами признались 10,6% респондентов (на 1,7 п. п. больше, чем во II квартале), а оформить в финансовом учреждении депозит – 6,8% (на 1,4 п. п. больше). Выросла также доля тех, кто намерен получить кредит, однако поскольку кредитное предложение на рынке ограничено, респонденты выбирают альтернативные варианты удовлетворения своих потребностей. В частности, 8% уже сегодня пользуются, а 6% еще планируют воспользоваться беспроцентными займами у знакомых и родственников.
Извлечь выгоду из банковских проблем не преминули участники отечественного ломбардного рынка. По результатам исследования GfK Ukraine, проведенного в сентябре, 4,3% респондентов в возрасте старше 16 лет сообщили, что хотя бы раз пользовались услугами ломбардов. При этом исследователи отмечают, что активнее всего пользуются услугами ломбардов жители южных и центральных регионов (7 и 6% соответственно). К их услугам прибегал также каждый двадцатый житель столицы. Наиболее сдержанными оказались представители севера страны – только 2,3% из них имеют опыт работы с ломбардами.
Если в кредитовании у населения есть альтернативы, то в сфере сбережений альтернатив депозитным вкладам нет. Раньше более рисковой альтернативой могли стать депозитные предложения кредитных союзов и ценные бумаги паевых инвестиционных фондов, однако на данный момент их положение еще более удручающее, нежели у банков.
В ожидании чуда
Потепление на банковском рынке было спровоцировано улучшением потребительских настроений. Об этом свидетельствуют результаты исследования потребительских настроений в Украине, проведенного в сентябре 2009 г. GfK Ukraine и Международным центром перспективных исследований. Значение индекса потребительских настроений выросло по сравнению с предыдущим месяцем на 1,5 пункта, достигнув значения в 64,7 пункта. Примечательно, что улучшение потребительских предпочтений наблюдается в Украине уже второй месяц подряд. «Это улучшение по своему уровню проигрывает предыдущему пику, зафиксированному в мае 2009 г. на отметке 71,0, и намного ниже докризисного, равного 96,0, наблюдавшегося в августе 2008 г., однако можно говорить о постепенном восстановлении оптимизма потребительских настроений», – уверены организаторы исследования. Они также подметили, что хотя за последние полгода материальное положение более чем 75% населения Украины ухудшилось, почти 40% респондентов ожидают его улучшения в течение ближайших шести месяцев.