Наш рейтинг «10 лучших топ-менеджеров Украины» уже несколько лет является инструментом оценки профессиональной репутации менеджеров высшего эшелона украинских компаний. 2009 год прошел в условиях новой реальности, поэтому на этот раз мы решили несколько изменить методику рейтинга. Она выглядела следующим образом.
Во-первых, экспертам для оценки предлагался список из 80 топ-менеджеров, составленный редакцией «&». В него были включены руководители (наемные менеджеры и собственники, занимающиеся операционным управлением), отмеченные в числе лучших в рейтингах нашего журнала в 2008 году, а также руководители компаний-лидеров в своих отраслях, являющиеся достаточно публичными фигурами. Однако эксперты могли дополнить список любым количеством фамилий руководителей (в конечном итоге он был расширен на 14 позиций).
В-третьих, главными экспертами рейтинга стали сами топ-менеджеры, включенные в первоначальный список, – мы получили от них 42 анкеты. Еще 16 анкет заполнили бизнес-консультанты и редакторы ИД «Максимум».
В первых «двадцатках» рейтинга лишь половина руководителей «по совместительству» являются также совладельцами. Причем только о троих из них можно сказать, что их главные активы получены в результате приватизации. Но они добились признания не за то, что умело гонят на экспорт сырье (как часто происходит в России), а за качественное управление компаниями в весьма конкурентных рыночных условиях. Что касается наемных руководителей, то их главный источник высокой профессиональной репутации – менеджерские навыки и истории личных успехов.
Полный список участников рейтинга и результаты голосования размещены на сайте www.companion.ua. Доступ к ним будет полностью открыт после 21 декабря.
Эксперты рейтинга
Наряду с 42 топ-менеджерами экспертами рейтинга были:
- Глеб Вышлинский, GfK Ukraine
- Елена Дятлова, Маркетинговые решения
- Александр Кава, Центр политического и экономического анализа
- Андрей Кравец, главный редактор журнала &.ФИНАНСИСТ
- Елена Лобова, Pleon Talan
- Эдуард Мальцев, СКО Форум
- Олена Мальцева, шеф-редактор журнала «Комп&ньон»
- Валерий Моисеев, главный редактор журнала «Комп&ньон»
- Мыкола Олиярнык, iKS Consulting
- Владимир Пиковский, Госвнешинформ
- Александр Сирик, Research & Consulting Group
- Андрей Франко, редактор направления «Банки» ИД «Максимум»
- Беата Шойбер, Европейская бизнес-ассоциация
- Антон Щеткин, Brains Up
- Аналитики Кредит Рейтинга, BG Capital
президент, Киевстар.
43 года
Окончил исторический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко и Украинскую государственную академию связи им. А. С. Попова. Член-корреспондент Академии связи Украины, академик Международной академии связи и член-корреспондент Международной академии информатизации.
Возглавляет компанию с момента ее создания в 1994 г. Последние несколько лет Киевстар является лидером рынка сотовой связи в стране. При этом топ-менеджменту приходилось работать в условиях острого конфликта акционеров. Их споры недавно завершились решением объединить свои активы в Киевстаре и российском Вымпелкоме в единую компанию. Ее генеральный директор уже сказал о том, что в деятельность Киевстара он вмешиваться не намерен, а Игорь Литовченко его вполне устраивает как руководитель.
В кризисный год Киевстар не включился в гонку по снижению тарифов, поэтому и не проиграл – абоненты (а их около 22 млн.) остались с ним. Вместо этого компания в очередной раз оптимизировала свои затраты, перешла на краткосрочное планирование и стала больше внимания уделять клиентоориентированности. А твердость, продемонстрированная в переговорах с Укртелекомом об условиях интерконнекта, позволит Киевстару существенно улучшить финансовую отчетность за 2009 г.
Дальнейшее развитие оператора президент видит в предоставлении услуг связи третьего поколения (3G) и конвергентных услуг (фиксированная и мобильная телефония, Интернет, IPTV).
Увлечения – путешествия, рыбная ловля.
председатель правления, Укрсоцбанк.
58 лет
Окончил Киевский институт народного хозяйства, кандидат экономических наук (1980 г.). Банковскую карьеру начал в 1993 г. в ПУМБ, дошел до заместителя председателя правления. С 2001 г. – председатель правления АКБ Укрсоцбанк. На этом посту «пережил» смену основного украинского собственника (Валерия Хорошковского на Виктора Пинчука) и оставлен руководить банком после его вхождения (в начале 2008 г.) в международную UniCredit Group.
Занимает руководящие посты в нескольких отраслевых объединениях. Является одним из самых авторитетных украинских банкиров. Укрсоцбанк в период кризиса сохранил доверие клиентов и имеет неплохие финансовые показатели. В декабре 2009 г. признан победителем в номинации «Лучший банк в Украине» по версии издания The Banker, погасил кредит НБУ в 420 млн. грн., при этом значительные его кредитные транши гасились досрочно.
Увлечения – спорт, яхтинг, живопись.
председатель наблюдательного совета и совладелец, Козырная Карта.
42 года
В 2003 г. окончил факультет международного менеджмента Академии внешней торговли. В 1988-1990 гг.работал барменом в системе «Интурист», в 1991-м создал с компаньонами Козырную Карту. В настоящее время в эту крупнейшую в стране семью ресторанов входит около 100 заведений в Украине и США. Далеко не все они собственность компании, но абсолютно все объединены дисконтной программой, участниками которой являются 600 тыс. человек. В кризис компания прекратила экстенсивное развитие сети, сосредоточившись на росте качества.
Увлечения – кино, яхтинг, пешие прогулки, коллекция старых советских автомобилей, музыка во всех ее проявлениях.
председатель наблюдательного совета и совладелец, Фуршет…
51 год
С марта 2007 г. совладельцем сети «Фуршет» является французская Auchan Group. Возможно, договориться с ними помогло наличие у И. Баленко диплома Киевского института иностранных языков по специальности «преподаватель французского языка». Основателем же сети магазинов самообслуживания и семейной покупки он стал в 1991 г. В настоящее время сеть супермаркетов «Фуршет» – третья в стране по количеству торговых точек. Кризис заставил скорректировать планы по ее росту, и вместо когда-то планировавшихся 169 торговых точек к 2010 г. их будет 114-115.
президент и совладелец, Fozzy Group.
36 лет
Диапазон бизнесов Fozzy Group широк – от ритейла до производства различных продуктов питания. При этом торговое направление является ведущим, оно представлено пятью сетями («Сельпо», «Фора», «Буми» и др.). В результате группа по числу торговых точек самая крупная в Украине. Кризис только укрепил ее позиции, в том числе и благодаря расширению ассортимента собственных торговых марок. Сейчас Fozzy – единственный украинский ритейлер, который не только хочет, но и начал развиваться в формате «гипермаркет».
председатель правления, Райффайзен Банк Аваль.
52 года
Как топ-менеджера В. Лавренчука хорошо раскрывают его высказывания на нашей сентябрьской встрече-диспуте «Перезагрузка 2009»: «Вокруг нас постоянно происходят перемены. Поэтому нужно и у себя самого вырабатывать желание и умение принимать изменения и настраивать на это подчиненных. Если измениться уже сегодня, а не завтра, то будет больше шансов на успех… Необходимо быть честными с владельцами компании. Многие украинцы, на мой взгляд, относятся к людям, склонным к украшательству. Менеджер не должен откладывать неприятный, но честный разговор с акционером».
председатель правления, ПриватБанк.
47 лет
В 1984 г. окончил Днепропетровский металлургический институт, в 2000-м защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка в условиях переходной экономики». В ПриватБанке работает с 1992 г., а возглавляет его с 1997-го. Как топ-менеджер владеет небольшим пакетом акций банка – 0,464% (основные владельцы – Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов). Финучреждение по многим показателям является лидером в Украине, и в нынешние времена чувствует себя достаточно уверенно. Сам А. Дубилет в последние годы нечасто выступает публично в СМИ, но при этом ведет блог на корпоративном сайте, хотя активности на нем проявляет немного.
генеральный директор, МТС-Украина.
43 года
Обладая дипломом ВГИКа по специальности «режиссер художественного кино- и телефильма», А. Дубовсков свои режиссерские способности демонстрировал только при руководстве компаниями сотовой связи. С 1993 по 2007 г. это происходило в России. Потом МТС направил его в Украину, и с января 2008-го он является генеральным директором. Под его руководством компания не только стойко встретила кризис, но и успешно справляется с его последствиями, приспосабливаясь к новым рыночным условиям.
владелец ТМ “Хортица“.
40 лет
Е. Черняк в апреле 2009 г. на диспуте «Перезагрузка»: «Тем, кто не поймет, что любовь к деньгам заканчивается плохо, будет крайне тяжело… Я всегда считал, что если в компании нет кризиса, то его нужно самому придумать… В тех бизнесах, где я занимаюсь операционным менеджментом, сейчас я точно знаю, что нужно делать. И приостанавливаю бизнесы, в которых не обладаю достаточной компетенцией… Бизнес – это соревнование, и в нем выигрывает тот, у кого на момент смерти будет больше денег».
президент, МАУ.
46 лет
С авиацией Ю. Мирошников связан давно – окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. Как государственный эксперт принимал участие в создании первой украинской авиакомпании современного типа – Международные авиалинии Украины, в которой и начал работать в 1993 г. С 2004-го руководит ею. Легких времен для украинских авиаперевозчиков никогда не было, но МАУ несколько лет подряд (единственная компания на рынке) получала чистую прибыль и надеется на нее по итогам 2009 г.
генеральный директор, Славутич, Carlsberg Group.
41 год
Из сказанного им в мае 2009 г. на диспуте «Перезагрузка»: «Получаю огромное удовольствие, когда мне доказывают, что я в чем-то неправ, – значит, мы в компании примем действительно хорошее решение… Когда я три года назад возглавил компанию, она была на грани коллапса: абсолютно убыточная, теряющая долю рынка со страшной скоростью и практически не имеющая денег. Тогда не каждую ночь удавалось засыпать. И вообще я уверен, что если человек может нормально спать, когда под угрозой судьба 2,5 тыс. человек персонала, то он неправильно назначен на свою должность».
председатель правления и совладелец, Мироновский хлебопродукт.
41 год
Компания первой в Украине начала торговать охлажденным куриным мясом и сейчас является лидером рынка. В мае 2008 г. провела IPO на LSE, по результатам которого была оценена в $1,66 млрд. В настоящее время имеет валютных обязательств на $500 млн., но руководителя это не беспокоит, так как бизнес растет (до конца года планируется увеличить объемы производства на 23%). Главные причины успеха – вертикальная интеграция производства и продаж, а также использование современных технологий.
председатель совета директоров и совладелец, ИСД.
54 года
Один из немногочисленных участников нашего рейтинга, которого с большой натяжкой, но можно отнести к «олигархам». И то только потому, что владельцы столь крупного бизнеса в нашей стране даже при огромном желании не могут избежать вовлечения в политические процессы. До кризиса ИСД выделялась среди украинских металлургических предприятий нацеленностью на инвестиционный путь развития, развитием международных каналов сбыта. А реконструкция Алчевского металлокомбината – крупнейшая инвестиция в украинской черной металлургии за последние 20 лет.
генеральный директор, Кока-Кола Бевериджиз Украина.
51 год
Возглавил украинскую компанию в 2000 г. В 2004 г. отлучился на три года в Нигерию, а с 2007-го опять руководит производством продукции самого дорогого мирового бренда (по оценке Interbrand) в нашей стране. Во многом благодаря его руководству состоялись расширение и модернизация предприятия, сформирована организационная культура, усовершенствованы системы дистрибуции и продаж. Для многих компания стала желаемым работодателем
управляющий директор и совладелец, Dragon Capital.
35 лет
Добился успеха в бизнесе, не имея законченного высшего образования. Уже в выпускном классе школы получал зарплату в несколько раз больше средней по Чехии. В Украине начал работать как наемный менеджер в 1996 г., а в 2000-м вернулся как совладелец инвестиционной компании. Еще накануне кризиса значительно диверсифицировал свой бизнес, поэтому к новым условиям смог приспособиться быстрее многих коллег по рынку.
председатель правления, Крафт Фудз Украина.
64 года
Приехал в Украину из США в 1989 г., чтобы заниматься здесь организацией бизнес-образования. Потом работал в разных сферах, пока в 1995 г. не принял предложение возглавить открывающийся в стране бизнес Kraft Foods. Компания под его руководством стала кузницей местных кадров для рынка и источником методов современного менеджмента.
председатель совета директоров и президент, Nemiroff Холдинг.
34 года
Под его руководством произошло перестроение (начатое в 2006 г.) монокомпании в производственно-сбытовой холдинг с четкими структурой и распределением функций, в котором нет избыточности в отдельных звеньях. Поэтому к «усыханию» рынка, связанному с кризисом, Nemiroff адаптировался лучше и быстрее большинства своих конкурентов.
председатель наблюдательного совета и владелец, Октава Капитал.
45 лет
Из сказанного им в июле 2009 г. на диспуте «Перезагрузка»: «Мы сегодня живем в новом мире, возврата к старому не будет. Поэтому сейчас я предпочитаю использовать понятие «видение». Стратегия – это курс, который проложил капитан корабля к назначенной цели. Сегодня же «карт» нет, «континенты» сдвинулись. Мы плывем куда-то «туда», где по нашим ощущениям есть светлое будущее. Цели же появятся по дороге».
президент, Roshen.
42 года
Выпускник Московского института стали и сплавов, инженер электронной техники. Пробовал себя в предпринимательстве, но потом пришел к твердому убеждению, что лучше реализуется в качестве наемного менеджера. В 1995 г. предложил свои услуги Петру Порошенко. Во многом поспособствовал созданию кондитерского бизнеса его группы, собственно, корпорации Roshen. Сейчас около 25% всех отечественных сладостей выпускается на четырех фабриках корпорации. Имеет производства в России и Литве.
генеральный директор, САН ИнБев Украина.
48 лет
Единственная женщина в первой «двадцатке» рейтинга. Для производителей пива минувший год был вдвойне тяжелым – по их рынку жестко прошлись и кризис, снизивший платежеспособность потребителей, и правительство, взвинтившее ставки акциза. Но действуя одновременно по нескольким направлениям – сокращая затраты, пересматривая продуктовый портфель, перераспределяя маркетинговую активность – руководителю компании удается удерживать завоеванные ранее позиции лидера рынка.