По мнению главы правления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, одним из основных факторов кризиса стало то, что банковское сообщество совместно с регулятором не смогло выработать единых ограничителей в кредитовании. Прежде всего таких, как размер первого взноса по квартире, машине. Об этом сообщает пресс-служба финучреждения.
«Я совершенно уверен, что святое банковское правило: 30% платит заемщик и 70% — банк, бесспорно, его ни в коем случае нельзя было нарушать ни для квартир, ни для машин. Во Франции такое требование введено специальным законом, там подобные правила банкиры привыкли неукоснительно соблюдать еще и исторически. И вы что-то слышали о кризисе ипотеки во Франции? Не слышали. Поэтому отсутствие у нас подобных ограничителей — это очевидная недоработка», – отметил Борис Тимонькин.
Второй фактор — законодательно закрепленная возможность снимать в любой момент срочные депозиты. «В стране действует страшное правило — законодательно закреплена возможность забрать депозит в любой момент. И все — больше ничего не надо! Все депозиты украинских банков — это фактически текущий счет, на какой срок он бы ни был открыт и сколько бы денег на нем ни лежало. Поэтому при любых потрясениях, когда возникает паника, происходит потеря ликвидности отдельными банками, часто — с драматическими последствиями для всей системы.
Мы не добились внесения законодательных изменений о том, что как в кредитном договоре его срок не может быть изменен по желанию одной стороны, так и депозитный должен носить строгий срочный характер. Кому-то кажется, что это — ущемление прав, но на самом деле срочные депозиты необходимы для защиты прав вкладчиков.
Поэтому среди не сделанного накануне кризиса было две критические точки. Первая — не смогли выстроить себе сами ограничения на кредитование. Вторая — не смогли пролоббировать принятие необходимой правовой базы для срочных депозитов», – уверен банкир.
«Кризис показал и другие недоработки. Сегодня мы видим очевидную слабость законодательства по защите ипотеки и по защите реальных кредиторов в процессе банкротства», – резюмировал Б.Тимонькин.