B фокусе

надежды


Конец «легкой» нефти
Мало кто мог бы назвать Нидерланды нефтяным государством. Тем не менее на северо-востоке страны расположено месторождение Цхоонбик с разведанными запасами в 100 млрд. баррелей. Когда в 1990-х цены на черное золото пошли вниз, Royal Dutch Shell и ExxonMobil закрыли месторождение, за 50 лет освоив лишь его четверть. Концерны решили, что густая труднодоступная нефть не стоит трудов. В конце 2008 г. укрепившиеся цены на нефть и усовершенствованные методики бурения возродили СП. Теперь в Цхоонбике применяется технология горизонтального бурения, позволяющая получать доступ к большим объемам ресурса. Вводимый в скважины пар делает нефть более жидкой, что упрощает ее извлечение. В СП не говорят, при какой цене проект становится рентабельным, однако эксперты называют $40-50 за баррель, поэтому нынешних $80 более чем достаточно. В течение ближайших 20 лет из месторождения планируется ежедневно выкачивать по 14 тыс. баррелей.



Весь мир Цхоонбик нефтью не обеспечит (сейчас потребляется около 85 млн. баррелей в сутки), однако он является контраргументом для тех, кто считает, что объемы мировой добычи станут неуклонно снижаться. Изменения структуры спроса, усовершенствование технологий и внедрение «зеленых» стратегий могут привести к тому, что в будущем будет наблюдаться скорее переизбыток ископаемого топлива, нежели его катастрофический дефицит. Леонардо Маугьери, вице-президент итальянской ENI, уверяет: «Нефти хватит еще минимум на 100 лет». Если Россия, Казахстан, Бразилия, Ирак, Ангола и Нигерия начнут вовсю бурить, к ежедневному объему нефтедобычи добавится еще 17 млн. баррелей. По последним данным IHS Cambridge Energy Research Associates, сегодня неразработанными остаются 60% крупнейших мировых месторождений.


Добывающие компании закупают новейшие установки – дорогостоящие, но в условиях высоких цен на энергоресурсы вполне окупаемые. Ведь хотя нефть опустилась с пиковых $147 за баррель, она все равно дороже, чем ожидалось еще несколько лет назад. «Все больше компаний, используя самое совершенное оборудование и методики, займутся глубоководным бурением, начнут осваивать Арктику, добывать нефть из битуминозных песков и сланцев», – рисует картину Маугьери. В действительности она не столь радужная. Проблема в том, что сегодня мы находимся на пике «легкой» нефтедобычи. Оставшиеся ресурсы находятся в крайне труднодоступных местах, имеют худшее качество и предполагают более высокую цену (от $100 за баррель).


настроения


Бесценная органичность
Невзирая на кризис в странах с развитой экономикой, растет спрос на здоровую еду, которую еще называют органической. Согласно результатам исследования, проведенного Nielsen, продажи органической еды за прошедший год только в США выросли на 2,1% (до $4,7 млрд.). По данным Organic Trade Association, более 2/3 американцев хотя бы иногда приобретают здоровую пищу, тогда как 28% делают это довольно регулярно – как минимум каждую неделю.


Рост потребления органических продуктов особенно интересен на фоне экономической нестабильности, так как цена на такие продукты, как привило, на 40-60% выше стоимости «обычной» еды. О том, что цена в данной категории товаров уже не является решающим фактором, говорят и другие цифры. Так, для 50% потребителей США покупка органических фруктов и овощей важна без оглядки на их стоимость.


Что касается нашей страны, то около 0,1% от всех продаж продуктов питания приходится на органику. При этом всего 5-10% сельскохозяйственной продукции, производимой в Украине, может называться органической. Согласно опросу, проведенному GfK Ukraine в конце прошлого года, понимание того, что же такое органические продукты, есть у 61% респондентов, а желание потреблять такую продукцию высказали 79% опрошенных.


изменения


Вещественные вложения
Февраль ознаменовался увеличением вложений инвесторов в товарные активы на мировых инвестиционных рынках. По сравнению с началом года показатель вырос в несколько десятков раз. Согласно данным Barclays Capital, в феврале в товарные группы инвесторы вложили $3,98 млрд., что почти в 29 раз превышает показатель января. Что касается структуры инвестиций, то особой популярностью в указанный период пользовались энергоресурсы (вложения выросли на $2 млрд.), сельхозпродукция ($1,18 млрд.), промышленные и драгоценные металлы ($481 и 251 млн. соответственно).


В целом в феврале 2010 г. объем сырьевых активов под управлением вырос до $255 млрд. По мнению экспертов, такое увеличение объясняется в том числе и повышением цен. Подорожание же, в свою очередь, продиктовано неблагоприятными ожиданиями относительно насыщенности рынка металлов. В частности, аналитики опасаются, что переизбыток металлов из-за восстановления мировой экономики может обернуться дефицитом.


ожидания


Палитра без серого цвета
Рынок мобильных телефонов Украины в 2009 г. уменьшился на 42% (в штучном выражении). Согласно данным IDC, в прошлом году объем поставок достиг всего лишь 4,6 млн. единиц. Из всех сегментов наиболее пострадал от падения поставок сегмент смартфонов и коммуникаторов – аналитики компании зафиксировали сокращение на 75%. В целом доля поставок такого рода устройств в нашу страну за прошедший год снизилась с 10 до 5%. Причины этого аналитики видят не только в падении покупательной способности. Дело в том, что во втором полугодии 2009 г. в силу вступило правило обязательной регистрации мобильных телефонов в единой базе кодов IMEI. Благодаря этому доля устройств, завозимых в страну неофициальным путем, резко сократилась. Так, телефонов, импортируемых в Украину не через официальных дистрибьюторов, после введения в действие упомянутых правил стало не более 5% от всего потока. Ранее этот показатель доходил до 10%. В дальнейшем, по данным IDC, доля «серых» устройств сократится еще больше, а по таким каналам обычно завозятся именно дорогие устройства – смартфоны и коммуникаторы.


наблюдения


Практичность в моде
Сокращение потребительских расходов в прошлом году – тренд, немало озадачивший производителей одежды и обуви во всем мире. Так, в Италии, Испании и США экономили на одежде 40% потребителей. К примеру, в Москве, по данным ГфК Русь Омнибус и GfK Roper Reports Worldwide, в 2009 г., на одежде экономили 31,6% женщин и 20% мужчин. Одежда торговых марок, отнесенных к ТОП-50 в прошлом году, вообще потеряла более половины своих потребителей – 51%. Закономерно, что, выбирая тот или иной товар данной категории, жители страны ориентировались прежде всего на цену продукции.


Покупка одежды для многих потребителей является своеобразным инструментом для поднятия настроения. К примеру, среди россиян покупают одежду, чтобы порадовать себя, 32,5% опрошенных женщин и 15% мужчин. Кроме того, для россиян, как и для жителей других стран БРИК, престижность марки одежды долгое время оставалась важным критерием выбора товара. Об этом заявили 54% опрошенных россиян, 80% жителей Индии и почти 58% бразильцев. Обратная ситуация наблюдается в Европе. К примеру, во Франции лишь 25% респондентов оказались приверженцами престижных торговых марок.


Одновременно с восстановлением экономической ситуации выравнивается и спрос на одежду. Если в марте прошлого года 20% респондентов исследования собирались экономить на товарах данной категории, то в декабре подобные заявления сделали только 15%.


перемены


Управление с сегодня на завтра
Насколько кризис сказался на стиле управления бизнес-руководителей? Это попытались выяснить эксперты McKinsey, опросив более 760 топ-менеджеров, представляющих различные страны и отрасли экономики. Как оказалось, за последние полтора года наиболее значительно (в среднем на треть) выросла популярность трех стратегий управления: мониторинг производительности каждого из сотрудников, объявление о вдохновляющих перспективах, постановка побуждающих задач и вознаграждение за достижения. При этом первую из стратегий, несмотря на ее нынешнее широкое распространение, респонденты посчитали самой неэффективной для выживания в период кризиса. Интересно и другое: более подходящими для реализации такого рода стратегий основная масса опрошенных назвали именно женщин-руководителей.


Еще один вывод исследования – сильное руководство и четкое понимание путей развития бизнеса воспринимаются как важнейшие антикризисные преимущества. Правда, когда экономика стабилизируется, более значимой окажется способность создавать инновационные товары и услуги – направление, которое сейчас отошло на второй план.


намерения


На инвестиционных весах
Желание вкладывать в Украину в ближайшие шесть месяцев высказали 53,7% инвесторов. 24,4% пока осторожничают и не спешат заявлять о своих окончательных планах. Таковы результаты опроса настроений инвесторов в I квартале 2010 г., проведенного Международным фондом Блейзера.


То, что почти 54% инвесторов смотрят в сторону нашей страны, конечно же, радует, однако в другие страны в следующие шесть месяцев намеренны вкладывать 61% респондентов. Украине отдают предпочтение около 20% опрошенных из стран Восточной и Центральной Европы. И наоборот, вкладывать в другие государства, но только не в Украину, намерены 28% респондентов.


Кроме того, согласно результатам опроса значительная доля зарубежных компаний, работающих в Украине, планируют увеличивать свой штат в нашей стране. Такими планами поделились с исследователями 43,9% респондентов. 53,7% намерены оставить в следующие шесть месяцев штат таким, каков он есть на начало года, а 2,4% будут проводить сокращения.

Залишити відповідь